Файл: Возрастные особенности школьников младший школьный возраст подростковый возраст.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эго формирует “ Я - могу”. Различные умения ценятся сверстниками, приобретается статус.
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Формирование я - концепции связано с учебной деятельностью, т. к. в ней постоянно происходит оценка достижений ребёнка.
1) Существует значимая взаимосвязь между самооценкой своих способностей и успеваемостью.
2) Во время школьного обучения увеличивается разрыв в самовосприятии отличников и неуспевающих - всё более неадекватно.
3) Не только учебные достижения влияют на самооценку, но и самооценка - важное условие высокой успеваемости.
4) Нарушение адекватной самооценки - ребёнок боится проявлять свои достижения, заранее ожидая неудач.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Существенно меняется окружение ребёнка. В семье у ребёнка есть теперь обязанности и права. Основной вид деятельности - учебная, но много времени занимает игровая плюс трудовая деятельность (как правило, вместе со взрослыми).
Структура учебной деятельности:

учебная ситуация или задача;

учебные действия;

действия контроля (перерастают в самоконтроль);

действия оценки (перерастают в самооценку).
Большое место занимают игры - соревнования (видимо, поэтому популярен спорт), настольные игры плюс компьютер.
Специфические игры девочек и мальчиков.
Обычно во дворах есть места для мальчиков и для девочек.
Развитие социального поведения - две тенденции:

расширение социальных отношений;

дифференциация социальных отношений.
Психологически ребёнок начинает отдаляться от взрослого, поэтому контроль должен быть более мягким и менее навязчивым. Родители - образцы (равнение).
Со сверстниками: соперничество; борьба за лидерство.
Лидер выражает ценности данной группы плюс товарищество (умение дружить). Именно в младшем школьном возрасте - дружба (как социальный феномен).
Мид - территориальные разделения, иногда враждебные.
Формируются устойчивые представления о принадлежности к полу.
Отношения в классе подготавливают почву к социальным отношениям в подростковом возрасте плюс центральные новообразования младшего
школьного возраста:
1) формирование произвольности;
2) формирование рефлексов;
3) формирование внутреннего плана действий;
4) становление чувства компетентности.
впадать в детство, вместо взросления.
Задача психолога - обратить внимание этих учителей на возрастные особенности пятиклассников. Двоякое отношение - как к ребёнку и, как ко взрослому. Дети манипулируют.
Эмоциональная выраженность к какому - либо предмету (я способен) и это основано не на уровне успешности, а на интересе. Это может привести к разочарованию в предмете. Бросает этим заниматься, не мучаясь угрызениями совести.
Психолог должен помочь выявить объективные критерии успешности и не успешности. Выработать стремление проверять свои способности. Психолог - устраивание консилиума учителей - предметников совместно с учителями начальных классов.
Пятиклассники очень чувствительны к демократическому стилю руководства.
В пятом классе дети очень ценят юмор.
Задачи пятого класса - решить все те задачи периода детства, которые не были решены, заполнить пробелы начальной школы.
Шестой - седьмой класс (11 - 12 лет). Основные задачи развития:
 формирование нового уровня мышления (логического);
 формирование широкого спектра способностей и интересов, выявление устойчивых интересов;
 формирование интересов к другому человеку, как к личности;
 развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках;
 формирование первичных навыков самоанализа;
 развитие и укрепление чувства взрослости;
 формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
 развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
 развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
 развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
 формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Восьмой класс (13 лет).
Возраст второго рождения личности.
 Формирование дедуктивных процессов. Умение и желание строить умозаключения. Делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
 развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой
- взрослые должны помочь ребёнку выработать способность достигать цели;
 развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения и эмоциональных состояний;
 развитие воображения;
 развитие умения строить равноправные отношения, со сверстниками

основанные на взаимопонимании;
 формирование форм и способов дружеского общения и отношений;
 формирование умения понимать причины поведения себя и другого человека;
 развитие позитивного и адекватного образа своего тела, как меняющегося и развивающегося.
Кризис подросткового возраста. Как любой другой состоит из трёх фаз.
I. Негативная (предкритическая) - ломка старых привычек, стереотипов (6
- 7 класс).
II. Кульминационная точка (8 класс).
III. Посткритическая - период формирования новых структур, новых
отношений.
Два пути протекания кризиса.
I. Кризис независимости - на него обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д.
II. Кризис зависимости (другой вариант) - чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я ребёнок и хочу им остаться).
В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов.