Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение высшего образования
“Институт социальных и гуманитарных знаний”
ЧОУ ВО “ИСГЗ”
Отделение СПО
Реферат
по дисциплине “Право социального обеспечения”
тема: “Предмет, метод и система ПСО ”
Выполнил студент 2 курса 623 группы
Специальность: Юрист
Полухин Владислав Олегович
26 апреля 2023 г.
Проверил
Преподаватель:
Валиева Арина Рафаэлевна
Тема 1. Предмет, метод, система, функции и принципы права социального обеспечения
1.1. Понятие и сущность социального обеспечения
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств существования по независящим от человека обстоятельствам. Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь со стороны общества. Таким образом, забота о праве на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое за- крепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека 1 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 2.
Из текста ст. 39 Конституции Российской Федерации прямо следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан 3.
Чтобы полностью уяснить, что же такое социальное обеспечение, необходимо ответить на следующие основные вопросы: кто, что, в каком объеме и за чей счет получает средства к существованию? Социальное обеспечение под этим углом зрения – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.
Граждане могут претендовать на социальное обеспечение в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми государством юридически значимыми (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца и т.п.), обобщенная категория – нуждаемость (т.е. тот уровень потребности
, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов)1.
Нуждаемость порождается различными причинами:
1) материально-бытовыми факторами, к которым относятся, в частности, нетрудоспособность, малообеспеченность, безработица, смерть кормильца, вынужденная миграция, неспособность к само- обеспечению вследствие возраста, сиротства, отсутствие опреде- ленного места жительства;
2) физиологическими факторами (инвалидность);
3) природными факторами: стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями (утрата жилья, нетрудоспособность);
4) антропогенными факторами (т.е. нуждаемость обусловлена участием человека в преобразовании природной среды в виде со- здания производственных объектов или процессов, управление и контроль над которыми были утрачены), например техногенные аварии и катастрофы – Чернобыль, р. Теча, Семипалатинский полигон;
5) иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством: обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом (здесь нуждаемость обусловлена потребностью лица в признании его заслуг перед обществом и государством); меры по поддержке материнства и детства (пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности) – забота о здоровье женщины, влияние на демографическую ситуацию.
Социальное обеспечение преследует две цели:
1. Оказание нуждающимся социально-обеспечительной помощи (временно утрачен источник средств к существованию; средств недостаточно для удовлетворения алиментарных потребностей. Эта помощь всегда ограничена размером или временными рамками.
2. Предоставление нуждающимся социально-обеспечительного содержания (на постоянной основе) – пенсии, т.е. тем, кто еще (ин- валиды с детства, дети-инвалиды, дети-сироты) либо уже (возраст, смерть кормильца) не в состоянии себя обеспечивать.
Формы социального обеспечения: денежная (пенсии, пособия) и натуральная (лекарства, социальное обслуживание). Государство гарантирует удовлетворение лишь таких потребностей, которые именуются в юридической литературе алиментарными1. Алименты – это в основном денежное содержание нетрудоспособных членов се- мьи. В социальном обеспечении нуждающимся не только предо- ставляются средства (деньги, товары), но и создаются условия для жизнесуществования (обеспечение жильем, услуги).
Социальное обеспечение является алиментарным не столько по- тому
, что предоставляется за счет государства, а потому, что нуж- дающимся предоставляются средства, необходимые для удовлетво- рения и реализации основополагающих потребностей человека, без чего его существование невозможно или затруднено. Потребности, превышающие алиментарный уровень, могут и должны удовлетво- ряться за счет личных доходов и сбережений, семейного бюджета и иных законных источников.
При ответе на вопрос о том, за чей счет осуществляется социаль- ное обеспечение, из каких источников производятся выплаты пен- сий, пособий и т.п., следует учитывать, что эти средства являются общественными. Общество, организованное на уровне государства, передает эти средства ему во владение и распоряжение. Государство становится обязанным использовать эти средства целенаправленно и рационально для содержания и поддержки нуждающихся граж- дан. Кроме того, часть средств социально-обеспечительного бюд- жета формируется за счет страховых отчислений во внебюджетныегосударственные фонды в виде страховых взносов. Эти средства яв- ляются собственностью тех граждан, которые либо за которых они выплачивались. Они являются возвратными, поскольку данные граждане обеспечиваются затем за счет этих средств, которые ста- новятся обобществленными. Происходят временное отчуждение страховых взносов от собственника и их переход в распоряжение государственной структуры, наделенной правомочием по распоря- жению ими.
Таким образом, социальное обеспечение осуществляется за счет общественных и (или) обобществленных средств.
Социальное обеспечение – система отношений алиментарного характера по оказанию помощи и (или) содержания нуждающимся по закрепленным законодательством нормативам, осуществляе- мая государством в рамках его организационно-финансовой дея- тельности за счет общественных и (или) обобществленных средств.
1.4. Предмет, метод и система права социального обеспечения
Предмет права социального обеспечения составляют две группы общественных отношений:
1. Социально-обеспечительные отношения, которые делятся на материальные и процедурные. Материальные возникают в связи с предоставлением и получением отдельных видов соцобеспечения (пенсии, пособия и т.п.). Процедурные – это вспомогательные отно- шения, тесно связанные с материальными, суть которых заключа- ется в определенном порядке поведения (деятельности) субъектов.
2. Отношения, непосредственно связанные с социально-обеспе- чительными:
а) по формированию (аккумулированию) средств фондов соци- ального обеспечения, их управлению и инвестированию;
б) между государственными органами (учреждениями) по орга- низации функционирования системы социального обеспечения1.
Процедурные отношения бывают двух видов:
1. Отношения, связанные с обращением нуждающихся за предо- ставлением отдельных видов обеспечения, его рассмотрением орга- ном социального обеспечения и принятием решения по конкретному случаю. Эти отношения носят обслуживающий характер и само- стоятельного значения вне связи с материальными отношениями не имеют.
2. Отношения, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для определения или подтверждения права на отдельные виды социального обеспечения (подсчет и подтверждение стажа, установление (подтверждение) группы инвалидности и др.).
Процессуальные отношения, т.е. правоотношения по разреше- нию споров, связанных с рассмотрением жалоб граждан и споров в области социального обеспечения, не входят в предмет данной от- расли права, поскольку в ней нет собственных процессуальных норм и институтов. Эти отношения регламентируются нормами гражданско-процессуального и административного права.
Метод права социального обеспечения – совокупность специ- фических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспече- ния. Это метод публичных (социально-алиментарных) обяза- тельств1.
Оригинальность и самостоятельность этого метода выражается:
1) во всеобщности и объективной дифференциации данных обя- зательств;
2) в законодательном установлении оснований их возникнове- ния (юридических фактов);
3) в бесспорном исполнении перед обществом;
4) в недопустимости одностороннего отказа со стороны государ- ства в предоставлении социального обеспечения без эквивалентной замены.
Таким образом, метод права социального обеспечения характе- ризуется:
1) сохранением алиментарности;
2) относительной стабильностью системы юридических фактов, порождающих соответствующие правоотношения;
3) единством целей и механизмов регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.
Норма права социального обеспечения – исходящее от государ- ства и обеспечиваемое системой принудительных мер, общеобязательное, формально определенное правило поведения, направленноена регулирование социально-обеспечительных и
непосредственно связанных с ними отношений
Отличительные особенности этих норм:
1) как правило, они исходят непосредственно от государства;
2) особенность структуры норм права социального обеспечения –
существование абстрактных санкций, которые носят правовосстановительный характер.
Право социального обеспечения имеет в своей структуре Общую и Особенную части.
К элементам структуры Общей части следует отнести:
1) основной институт – нормы, отражающие предмет, метод, цели, задачи и принципы, юридический механизм обеспечения прав и обязанностей субъектов, включая формы, средства и способы за- щиты их прав и интересов, понятия и категории;
2) институт правосубъектности – нормы, закрепляющие виды и правовой статус нуждающихся, общие условия приобретения ими социально-обеспечительной правоспособности и дееспособности, статус органов социального обеспечения;
3) институт финансовой системы социального обеспечения включает нормы, регламентирующие отношения по аккумулированию, управлению финансовыми ресурсами, а также их распределению для целей права социального обеспечения;
4) институт оснований и условий социального обеспечения (юридических фактов) – нормы, устанавливающие обстоятельства, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение социально-обеспечительных правоотношений, а также процедурные нормы об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
5) институт социально-обеспечительных предоставлений – нормы, закрепляющие виды и признаки, юридические определения указанных категорий, их структуру;
6) институт коллизионного регулирования включает нормативные положения технико-юридического характера, касающиеся сферы, пределов и условий действия норм по юридической силе, компетенции нормотворческого органа, во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также закрепляющие порядок применения тех или иных норм в случае возникновения правовых коллизий.
Нормы Особенной части закрепляют частные основания и условия, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а также права и обязанности субъектов и процедура реализации права на отдельные виды предоставлений.