Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы обучения
Учебные занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Карусель творчества» проводятся в дистанционном формате записанных мастер-классов, что позволяет выполнять задания учащимся в любое удобное для них время, по желанию мастер – класс можно будет повторить.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях преподавания предметов изобразительного и декоративно – прикладного творчества.
Режим занятий
При реализации программы «Карусель творчества» время мастер – класса 30-40 минут, что не нарушает требования СанПиН 2.4.4.3172-14.
Режим дистанционных занятий согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - 2 урока по 45 мин
Цель и задачи программы
Цель: раскрытие творческого потенциала учащегося через приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских, декоративно – прикладных и теоретических знаний, умений по заявленным учебным разделам с целью самопознания, самоопределения учащихся и дальнейшему их обучению по долгосрочным программам.
Задачи:
-
обучающие: формировать систему ЗУН; -
развивающие: формировать мотивы познавательной творческой деятельности, развить интерес обучающихся к выбранному профилю; -
воспитывающие: создать условия для нравственного развития личности, содействовать процессам самопознания, самореализации и социальной активности.
Ожидаемые результаты:
-
сформируют систему ЗУН; -
сформируют мотивы познавательной творческой деятельности; -
сформируют интерес обучающихся к выбранному профилю; -
создадут условия для нравственного развития; -
сформируют процессы самопознания, самореализации и социальной активности; -
сформируют желания у учащихся на занятия по долгосрочным программам художественного и декоративно-прикладного творчества.
-
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Рабочая программа
№ | Темы | Всего |
1 | Пейзажный этюд | 1 |
2 | Стрекоза | 1 |
3 | Монотипия. Пейзаж. | 1 |
4 | Мериновская матрешка | 1 |
5 | Пейзаж. Графика. | 1 |
6 | Традиционный русский костюм | 1 |
7 | Клубочек | 1 |
8 | Керамика. Тарелка. | 1 |
9 | Снегирь | 1 |
10 | Натюрморт из 3 предметов | 1 |
11 | Пуантилизм. Дерево. | 1 |
12 | Валяние из шерсти. Брошь | 1 |
13 | Портрет | 1 |
14 | Русская традиционная крестьянская игрушка | 1 |
15 | Гризайль | 1 |
16 | Приемы монотипии | 1 |
17 | Керамика. Кружка. | 1 |
18 | Осенний пейзаж | 1 |
Содержание разделов и тем
- 1 2 3 4 5 6 7
Тема. Пейзажный этюд
В работе над живописным пейзажем большое значение имеет композиционное решение увиденного в природе мотива. Этюд в живописи — небольшое по размеру художественное произведение, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. Этюд в изобразительном искусстве обычно служит вспомогательным материалом в творческом арсенале художника. С его помощью опытный мастер: детально исследует взаимодействие предметов в композиции; находит оптимальное цветовое и световое решение будущего произведения; подбирает идеальный ракурс, форму и расположение объекта; фиксирует на бумаге собственные впечатления и эмоции от увиденного.
Вместе с педагогом учащиеся делают зарисовки, этюд гуашью по увиденному в природе пейзажа.
-
Тема. Стрекоза
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Педагог выполняет рисунок стрекозы, совмещая простой карандаш и фломастер.
-
Тема. Монотипия. Пейзаж.
Монотипия —это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.
Педагог создает пейзаж в технике монотипия акварелью.
-
Тема. Мериновская матрешка
Мало кто сегодня помнит, но именно мериновская матрешка дала жизнь матрешке семеновской. Зачастую приходится слышать, что это либо одна и та же матрешка, либо семеновская есть продолжение и развитие мериновской. Оба этих мнения не соответствуют действительности. И виды росписи: мериновская и семеновская – различные виды, хоть в чем-то и схожие.
Вот как описывает мериновскую роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н.Круглова: «Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа.»
Педагог рисует на листе бумаги мериновскую матрешку гуашью.
-
Тема. Пейзаж. Графика.
Педагог рисует пейзаж в графике белой гуашью на черном фоне.
-
Тема. Традиционный русский костюм.
Педагог рассказывает о народном костюме Нижегородской области. Показывает плетение пояса , как часть народного костюма.
-
Тема. Клубочек
В академическом рисунке всегда есть требование к художнику использовать все доступные выразительные средства для передачи объёма - перспективу, плановость, светотень и штрих. Педагог проводит вводный урок как передать объем на круглых предметах. Показан алгоритм работы цветными карандашами.
-
Тема. Керамика. Тарелка.
Существует огромное множество техник лепки из глины.
На этом занятии педагог будет лепить тарелку в пластовой технике.
Пластовая техника (также можно встретить под названием “текстильная керамика”)Один из очевидных способов придать нужную форму будущему изделию из глины - это раскатать большой пласт, вырезать нужные элементы и соединить их. Получается как бы конструктор из деталей. В этой технологии главное - понимание основ перспективы, видение, какие именно детали необходимо получить.
-
Тема. Снегирь.
Рисование птицы снегиря в технике акварель.
-
Тема. Натюрморт из 3 предметов.
Этот пошаговый урок рисования научит учащихся, как нарисовать натюрморт гуашью. Раскроет некоторые секреты рисования различных фактур и поверхностей. И, кроме того, продемонстрирует на практике основные правила живописи. рисование предметов через светоразделы: свет, полутень, тень и рефлекс
-
Тема. Пуантилизм. Дерево.
«Пуантилизм» – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.
В стиле этой нетрадиционной техники педагог рисует дерево.
-
Тема. Валяние из шерсти. Брошь
Валяние из шерсти — очень старый вид рукоделия, который приобретает все большую популярность в наше время. Валяние из шерсти разделяется на два типа: сухое и мокрое. Педагог в использовании декоративной броши использует мокрое валяние. Мокрое валяние- масса состриженной шерсти увлажняется мыльным или зольным раствором. После чего эту массу берут в руки, и старательно уплотняют материал, придавая ему нужную форму.
-
Тема. Портрет
На мастер- классе даны общие представления о портрете: размере, ракурсе, форме, способе исполнения. Учащиеся узнают о пропорциях лица, а именно, где правильно разместить глаза, рот, как определить размер носа, ушей. Рисование проходит портрета по грудь, анфас, в вертикальном прямоугольном формате.
14. Тема. Русская традиционная крестьянская игрушка
Неотъемлемым символом древней Руси являлись куклы-обереги, которые слыли не только игрушками для детей, а также атрибутами для проведения различных обрядов и ритуалов, но основная роль этих куколок – именно защита дома и живущих в нём от сил зла. Одной из таких кукол являлась кукла Столбушка, то есть Берегиня, задача которой охранять жилище от вторжения тёмных сил, порчи и сглаза, а хозяев – от горестей, уныния и печали.
Название “Столбушка” говорит само за себя, так как основой куколки являются деревянные столбики. Делают её из старой одежды без использования подручных средств. Ткань рвётся руками, накручивается на столбики и завязывается узелками.
15. Тема. Гризайль
Гризайль переводится с французского как серый. Это описывает технику гризайля, так как сама техника представляет собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов. Ранее были популярными серые, коричневые или черные гризайли. Но сейчас в работе можно использовать любой оттенок, который Вам больше всего нравится.
Педагог использовал в написании натюрморта различные оттенки черного и серого цветов в акварели
16. Тема. Приемы монотипии
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам: цветовому решению (моно- и полихромная); способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы); типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле); типу основы для оттиска (бумага, картон, холст); по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).