Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формы обучения

Учебные занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Карусель творчества» проводятся в дистанционном формате записанных мастер-классов, что позволяет выполнять задания учащимся в любое удобное для них время, по желанию мастер – класс можно будет повторить.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях преподавания предметов изобразительного и декоративно – прикладного творчества.

Режим занятий

При реализации программы «Карусель творчества» время мастер – класса 30-40 минут, что не нарушает требования СанПиН 2.4.4.3172-14.

Режим дистанционных занятий согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - 2 урока по 45 мин

Цель и задачи программы

Цель: раскрытие творческого потенциала учащегося через приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских, декоративно – прикладных и теоретических знаний, умений по заявленным учебным разделам с целью самопознания, самоопределения учащихся и дальнейшему их обучению по долгосрочным программам.

Задачи:

  • обучающие: формировать систему ЗУН;

  • развивающие: формировать мотивы познавательной творческой деятельности, развить интерес обучающихся к выбранному профилю;

  • воспитывающие: создать условия для нравственного развития личности, содействовать процессам самопознания, самореализации и социальной активности.

Ожидаемые результаты:

  • сформируют систему ЗУН;

  • сформируют мотивы познавательной творческой деятельности;

  • сформируют интерес обучающихся к выбранному профилю;

  • создадут условия для нравственного развития;

  • сформируют процессы самопознания, самореализации и социальной активности;

  • сформируют желания у учащихся на занятия по долгосрочным программам художественного и декоративно-прикладного творчества.




  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


Рабочая программа



Темы

Всего

1

Пейзажный этюд

1

2

Стрекоза

1

3

Монотипия. Пейзаж.

1

4

Мериновская матрешка

1

5

Пейзаж. Графика.

1

6

Традиционный русский костюм

1

7

Клубочек

1

8

Керамика. Тарелка.

1

9

Снегирь

1

10

Натюрморт из 3 предметов

1

11

Пуантилизм. Дерево.

1

12

Валяние из шерсти. Брошь

1

13

Портрет

1

14

Русская традиционная крестьянская игрушка

1

15

Гризайль

1

16

Приемы монотипии

1

17

Керамика. Кружка.

1

18

Осенний пейзаж

1


Содержание разделов и тем


  1. 1   2   3   4   5   6   7

Тема. Пейзажный этюд

В работе над живописным пейзажем большое значение имеет композиционное решение увиденного в природе мотива. Этюд в живописи — небольшое по размеру художественное произведение, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. Этюд в изобразительном искусстве обычно служит вспомогательным материалом в творческом арсенале художника. С его помощью опытный мастер: детально исследует взаимодействие предметов в композиции; находит оптимальное цветовое и световое решение будущего произведения; подбирает идеальный ракурс, форму и расположение объекта; фиксирует на бумаге собственные впечатления и эмоции от увиденного.
Вместе с педагогом учащиеся делают зарисовки, этюд гуашью по увиденному в природе пейзажа.

  1. Тема. Стрекоза

Графика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Педагог выполняет рисунок стрекозы, совмещая простой карандаш и фломастер.

  1. Тема. Монотипия. Пейзаж.

Монотипия —это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.
Педагог создает пейзаж в технике монотипия акварелью.

  1. Тема. Мериновская матрешка

Мало кто сегодня помнит, но именно мериновская матрешка дала жизнь матрешке семеновской. Зачастую приходится слышать, что это либо одна и та же матрешка, либо семеновская есть продолжение и развитие мериновской. Оба этих мнения не соответствуют действительности. И виды росписи: мериновская и семеновская – различные виды, хоть в чем-то и схожие.


Вот как описывает мериновскую  роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н.Круглова: «Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета.    Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа.»

Педагог рисует на листе бумаги мериновскую матрешку гуашью.

  1. Тема. Пейзаж. Графика.

Педагог рисует пейзаж в графике белой гуашью на черном фоне.

  1. Тема. Традиционный русский костюм.

Педагог рассказывает о народном костюме Нижегородской области. Показывает плетение пояса , как часть народного костюма.

  1. Тема. Клубочек

В академическом рисунке всегда есть требование к художнику использовать все доступные выразительные средства для передачи объёма - перспективу, плановость, светотень и штрих. Педагог проводит вводный урок как передать объем на круглых предметах. Показан алгоритм работы цветными карандашами.

  1. Тема. Керамика. Тарелка.

Существует огромное множество техник лепки из глины.
На этом занятии педагог будет лепить тарелку в пластовой технике.

Пластовая техника (также можно встретить под названием “текстильная керамика”)Один из очевидных способов придать нужную форму будущему изделию из глины - это раскатать большой пласт, вырезать нужные элементы и соединить их. Получается как бы конструктор из деталей. В этой технологии главное - понимание основ перспективы, видение, какие именно детали необходимо получить.

  1. Тема. Снегирь.

Рисование птицы снегиря в технике акварель.

  1. Тема. Натюрморт из 3 предметов.

Этот пошаговый урок рисования научит учащихся, как нарисовать натюрморт гуашью. Раскроет некоторые секреты рисования различных фактур и поверхностей. И, кроме того, продемонстрирует на практике основные правила живописи. рисование предметов через светоразделы: свет, полутень, тень и рефлекс

  1. Тема. Пуантилизм. Дерево.

«Пуантилизм» – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.


В стиле этой нетрадиционной техники педагог рисует дерево.

  1. Тема. Валяние из шерсти. Брошь

Валяние из шерсти — очень старый вид рукоделия, который приобретает все большую популярность в наше время. Валяние из шерсти разделяется на два типа: сухое и мокрое. Педагог в использовании декоративной броши использует мокрое валяние. Мокрое валяние- масса состриженной шерсти увлажняется мыльным или зольным раствором. После чего эту массу берут в руки, и старательно уплотняют материал, придавая ему нужную форму.

  1. Тема. Портрет

На мастер- классе даны общие представления о портрете: размере, ракурсе, форме, способе исполнения. Учащиеся узнают о пропорциях лица, а именно, где правильно разместить глаза, рот, как определить размер носа, ушей. Рисование проходит портрета по грудь, анфас, в вертикальном прямоугольном формате.

14. Тема. Русская традиционная крестьянская игрушка

Неотъемлемым символом древней Руси являлись куклы-обереги, которые слыли не только игрушками для детей, а также атрибутами для проведения различных обрядов и ритуалов, но основная роль этих куколок – именно защита дома и живущих в нём от сил зла. Одной из таких кукол являлась кукла Столбушка, то есть Берегиня, задача которой охранять жилище от вторжения тёмных сил, порчи и сглаза, а хозяев – от горестей, уныния и печали.
Название “Столбушка” говорит само за себя, так как основой куколки являются деревянные столбики. Делают её из старой одежды без использования подручных средств. Ткань рвётся руками, накручивается на столбики и завязывается узелками.

15. Тема. Гризайль

Гризайль переводится с французского как серый. Это описывает технику гризайля, так как сама техника представляет собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов. Ранее были популярными серые, коричневые или черные гризайли. Но сейчас в работе можно использовать любой оттенок, который Вам больше всего нравится.

Педагог использовал в написании натюрморта различные оттенки черного и серого цветов в акварели

16. Тема. Приемы монотипии

Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам: цветовому решению (моно- и полихромная); способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы); типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле); типу основы для оттиска (бумага, картон, холст); по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).