Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вывод по первой главе
Дополнительное образование на современном этапе развития общества призвано решать ряд задач, связанных с нахождением и сохранением межпоколенных связей, передачи культурно-нравственных ценностей, сохранением аксиологического значения воспитания в целом.

Немаловажным является и экономический аспект, связанный с развитием организации, с ее конкурентоспособностью, с привлечением дополнительного дохода, с улучшением материально-технической базы.

С внедрением новых технологий в производственный процесс мы можем говорить о постоянных, поэтапных изменениях, происходящих в организации. При рассмотрении различных подходов разработки новых продуктов и учитывая специфику сферы образования важно отметить то, что все планируемые изменения должны проходить «мягко», спокойно, так как образование - это в значительной степени всеобъемлющий процесс.

При внедрении бережливых технологий основным условием является включение в изменения всего коллектива организации. Сегодня не каждое образовательное учреждение способно погрузить в планируемые изменения весь педагогический коллектив и применить этапы бережливого производства. И на это есть ряд причин:

  1. отсутствие финансовых ресурсов для планируемых изменений;

  2. отсутствие нормативно-правовой базы для проведения изменений;

  3. противоборство мнений.

Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящей для образовательной организации является технология «дизайн – мышления», творческий подход к изменениям наиболее ценен и мягок.

А именно:

  1. не требует больших финансовых затрат;

  2. существуют временные рамки технологической цепочки;

  3. много, много творчества;

  4. ненавязчиво в процесс вовлекаются все сотрудники.

Данная технология позволяет постоянно совершенствовать существующие услуги либо производить совершенно новые продукты в системе образования.

Общество и государство динамично развивается, и образование должно способствовать планомерному движению вперед, транслируя информацию на обучающихся и воспитывая подрастающее поколение.

Образовательная организация должна находить для себя подходящие пути и технологии развития для того чтобы:

- быть конкурентоспособной;

- привлекательной для потребителя;

- значимой для муниципалитета.


Таким образом, при рассмотрении различных подходов к созданию новых продуктов необходимо обязательно учитывать особенности и самобытность образовательной организации.

В следующей главе мы рассмотрим специфику образования, образовательных услуг и ее субъектов.


Глава 2. Специфика сферы образования при разработке новых образовательных продуктов


    1. Особенности образовательных услуг


«Современная система образования постоянно изменяется с учетом потребностей общества. Государство на современном этапе не является монополистом в области образования, в связи с чем родилось множество частных организаций, предоставляющих те или иные образовательные услуги. Огромное значение в развитии сферы образовательных услуг имеет цифровизация и информатизация образования, способствующие спросу на услуги различного рода. Информация об учреждениях доступна каждому и каждый может выбрать для себя интересующую услугу. Образование и образовательная услуга не отделимы друг от друга. Так, качественная услуга дает хорошее образование.

Обозначим сущности понятий «услуга» и «образование», выделим характеристики, присущие всем услугам.

Полное понятие «услуга» в образовании дает В.П. Щетинин.

  1. Процесс передачи системы знаний, умений и навыков личности с целью удовлетворения образовательных потребностей (для личности);

  2. Процесс формирования у личности общих и профессиональных компетенций, для его конкурентоспособности, работоспособности (для общества);

  3. Процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества (для государства)» [16].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [3].

 «Отметим специфику услуг:

- неосязаемость - услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения;

- неотделимость от источника - услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя. Отсюда вытекает зависимость качества услуг от эмоционального и физического состояния человека, если он становится таким непосредственным источником;

- непостоянство качества - качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания. В ходе анализа данное свойство проявляется в усложнении градации одной и той же услуги по параметрам качества;


- несохраняемость - услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных запасов. С одной стороны, это свойство стимулирует производителя к постоянному их оказанию, с другой стороны, услуги невозможно перепродать, ими нельзя спекулировать.

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [3].

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. Выделим основные подходы к определению этого понятия.

Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [3]. А.В. Сагинова считает, что «продуктом любого образовательного учреждения является образовательная программа, которая разрабатывается им для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Отсюда можно заключить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации» [16].

«Специфика образовательных услуг, которая проявляется и в традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам, представлена в таблице 1» [16].

 

Таблица 1

Специфика образовательных услуг

Характеристика услуги

Описание характеристики

невозможность ощутить, понюхать, попробовать

«Низкая степень осязаемости образовательных услуг заключается в том, что понимание полезности услуги придет только после полного ее получения. Измеримыми параметрами в образовании являются критерии оценки образовательных услуги т.п.» [16].


взаимосвязь покупателя и продавца

«Свойство неотделимости от источника, создатель услуги при передаче другому теряет специфичность своей услуги, а приемник не приобретает эту специфичность, приемник привносит свое неотделимое. Каждый, кто получает услугу, трансформирует ее под себя» [16].


качество неустойчиво

«Неустойчивость качества  зависит прежде всего от того, как потребитель услуги будет с ней обращаться, будет ли изменяться в процессе потребитель или нет» [16].

возможность утраты полученных знаний

«Образовательная услуга тем и специфична, что может носить временный характер. Создавая услугу и предлагая ее потребителю, нельзя быть уверенным в ее способности к долгожительству. Услугу невозможно создать впрок, так как общество постоянно стремится к развитию. В целом, образовательные услуги или информация о них может быть зафиксирована документально и носить просветительский характер. С другой стороны, информация может быть утрачена самим носителем – человеком, так как нам свойственно забывать, то, что возможно перестало носить актуальный характер» [16].


 

«Особенные черты образовательных услуг, присущие только им:

1. Особенность образовательной услуги в том, что это благо для потребителя и общества в целом.

2. Образовательную услугу невозможно измерить в денежном эквиваленте. Например, занимаясь калькуляцией образовательной услуги, реализуемой за счет физических лиц, невозможно учесть все затраты на оказание этой услуги. Поэтому четкой границы себестоимости этой услуги получить не представляется возможным. Если любой другой товар можно измерить в штуках, литрах, килограммах, то к образовательной услуге это не применимо. Результат воздействия «хороший» или «плохой» данной услуги на потребителя можно будет увидеть спустя некоторое время, когда услуга будет оказана в полном объеме» [16].

3. «В процессе оказания услуги, перед учреждение стоят несколько целей:

а) формирование системы знаний, умений, навыков у потребителя;

б) возможное профессиональное предопределение;

в) получения дохода от деятельности по оказанию услуг.

Доход от деятельности приносящей доход для образовательной организации, есть возможность улучшения материально-технической базы, расширения сферы услуг, привлекательность учреждения для потребителя, конкурентоспособность. Но нельзя забывать и о качестве предоставляемой услуги. Только качественная услуга даст учреждению гарантии на будущее.

4. Оказание образовательной услуги носит комплексный характер, воздействующий на потребителя. В процессе происходит духовно-нравственное развитие и становление личности, удовлетворяется потребность в интеллектуальном развитии, профессиональном становлении и самоопределении, формируются компетенции необходимые для трудовой деятельности. Получая образовательную услугу, личность инвестирует в свое будущее» [16].

5. «Особенностью является взаимодействие педагога и ученика. При взаимопонимании между данным дуэтом, можно увидеть высокую степень вовлеченности в процесс обучения того и другого, возникает сотворчество. В оказании услуг клиент, получающий услугу, занимает ведущую роль в оценке данной услуги, что безусловно способствует улучшению в дальнейшем образовательного процесса, его совершенствование. Так как конкуренция в сфере образовательных услуг велика, важным