Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
является открытость информации для потребителя, понятность ее.

6. Образовательные услуги, особенно оказывающие муниципальными образовательными организациями, находятся под пристальным вниманием со стороны органов образовательного надзора и контроля. Государство регламентирует деятельность по оказанию услуг населению, издает нормативно-правовые акты, образовательные стандарты, разрабатывает программы. Образование остается отраслью наиболее подверженной подчинению контролируемым органам. Образование также используется и в политических целях, для достижения социального эффекта» [16].

«Еще также перечислим ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

●  носят сезонный характер;

●  неустойчивость стоимости;

●  временной аспект неограничен (вероятность длительного получения образовательной услуги;

●  длительное ожидание результата;

●  профессиональная принадлежность обучающегося и его компетенция; 

●  постоянная работа над услугой;

●  учет контингента шаговой доступности;

●  авторские права;

●  необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона  РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»);

●  разновозрастность потребителей.

Необходимо сказать об особенностях образовательных услуг как неотделимой части образования и экономики страны в целом. С развитием экономики страны образовательная услуга также будет трансформироваться и стремится к удовлетворению потребностей личности» [16].


    1. Субъекты образовательных услуг


«Субъектами рынка образовательных услуг являются производители услуг, потребители, посредники.

Дети – непосредственные потребители услуги, получающие знания, умения, навыки.

Родители - заказчики услуги, потребители услуги, оплачивающие услуги, если они реализуются за счет физических лиц» [16].

«Работодатели – заинтересованные в квалифицированных кадрах, в качестве предоставляемой услуги.

Государство - обеспечивающее реализацию услуги (муниципальное задание), финансируя образовательное учреждение, регламентируя и контролируя деятельность с помощью нормативно-правовых актов.


В качестве производителей выступают образовательные учреждения: учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы, детские сады, вузы и др. Для оказания услуг населению у образовательного учреждения должна быть соответствующая лицензия. Сегодня достойную конкуренцию государственным образовательным учреждениям оказывают частные школы и организации, которые также предлагают образовательные программы (услуги) различной направленности.

Однозначно рассуждать о потребителях образовательных услуг нельзя, так как их достаточно много, это не только дети, родители, государство, но и стейкхолдеры разного уровня. Важной составляющей потребления услуги является неотделимость предоставления услуги от потребления» [16].

«Например, школа Изограф обучает не только детей, но и взрослых. В отличие от детей, которые приходят в школу Изограф в большей степени за новыми знаниями и умениями, взрослые, занимаясь творчеством, отдыхают, релаксируют, находятся наедине с собой, получая новые знания, воплощают свои детские мечты. Сегодня потребитель изначально изучает образовательное учреждение, только после этого обращается за услугой, и важно, чтобы его ожидания оправдались. Образовательная организация должна постоянно совершенствоваться, чтобы быть интересной и самобытной. Родители обучающихся являются не только заказчиками услуги, но и активными ее потребителями. Также родители сегодня являются мощным механизмом для стимуляции развития образовательного учреждения. Например, в школе Изограф благодаря родительскому сообществу родились программы дополнительного образования для взрослых, такие как «Основы живописи», «Живописное мастерство», «Традиционная и авторская керамика», «Семеновский сувенир», а для детей «История искусств», «Графика», «Вытворялки» и др.» [16].

«Большая часть ребят, поступающих в то или иное образовательное учреждение, руководствуется мнением родителей. Это происходит потому, что, во-первых, родители не всегда способны нести финансовую нагрузку за предоставляемую услугу. Во-вторых, родители зачастую стараются предопределить будущее своего чада и делают выбор за него. Тем самым мы говорим о дуэте ребенок – родитель. Родители рассматривают образование ребенка, как инвестиции в будущее, как долгосрочное развитие компетенций в профессиональной сфере.



Компетенции – это способность человека применять полученные знания, умения, личностные качества для продуктивной и успешной профессиональной деятельности. К основным профессиональным компетенциям относятся: профессиональные знания, умения и навыки, способность к творчеству, ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность и деловая этика.

Государство на рынке образовательных услуг выступает гарантом качества образования. Государство формирует нормативно-правовую базу деятельности образовательного учреждения, лицензирует предоставляемые услуги. Оно является также заказчиком тех или иных профессиональных компетенций.

К посредникам можно отнести стейкхолдеров – это рекламные агентства, библиотеки, службы занятости, юридические конторы, кинотеатры. Они владеют информацией о тех или иных услугах, доносят ее населению, способствуют ротации образовательной организации.

Таким образом, потребителями образовательных услуг являются физические лица, личности. Данные услуги выполняют важные социальные и экономические функции, которые являются условием развития экономики и социума в целом» [16].


    1. Особенности и перспективы развития дополнительного образования в художественном направлении


«Современное дополнительное образование художественной направленности в Российской Федерации сложилось и работает как неповторимая система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость.

Система дополнительного образования художественной направленности имеет значительный потенциал для развития в современном мире, сохраняя традиции при внедрении новых форм и методов деятельности.

Особенностью дополнительного образования является развитие индивидуального и коллективного художественного творчества детей. Особая роль данного направления в дополнительном образовании заключается в объединении множества задач, это и развитие стремления к творчеству, потребности и развития к самовыражению, воспитание эстетического вкуса и восприятия картины мира, формирование способности творческой деятельности и созерцанию.

Одним из главных достижений современного дополнительного образования художественной направленности на сегодняшний день являются: большой охват вовлеченности детей, межведомственное взаимодействие с общеобразовательными школами, учреждениями культуры, профессиональными образовательными учреждениями, предприятиями данной направленности.


Современное общество создает новые условия, влияющие на развитие дополнительного образования художественной направленности, такие как:

- изменение экономической составляющей: развитие арт-индустрии, арт-менеджмента, возникновение новых форм занятости (самозанятость, периодическая занятость), появление новых профессий художественной направленности (дизайнер-мерчиндайзер, блогер, web-дизайнер и др.);

- технологические: использование современных технологий в творчестве, новых ИКТ-инструментов (3d-принтеры, 3d-ручки), графические планшеты» [19];

- социальные: яркое отличие возможностей сельских поселений от городов;

- изменение запроса родителей и детей: усиление значимости искусства и творчества во всех сферах жизнедеятельности;

- изменение мотивации и способностей детей: новые формы коммуникации (онлайн-общение, виртуальные формы взаимодействия);

- расширение рамок художественной направленности дополнительного образования: интегрированные формы творчества.

Необходимо отметить и наличие негативных тенденций, связанных с изменением социокультурных особенностей, в настоящее время таких как:

- недостаточность развития материально-технической базы образовательных учреждений, отсутствие вариативности дополнительных программ, отвечающих реалиям времени;

- слабо омолаживающийся кадровый ресурс образовательных учреждений;

- неспособность педагога предоставлять возможность ребенку большего авторства в творчестве;

- отсутствие методического и информационного сопровождения учреждений системы дополнительного образования.

«В рамках происходящих изменений в обществе и возникновении ряда проблем, перед дополнительным образованием художественной направленности стоят следующие задачи:

- актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;

- развитие креативности детей и взрослых посредством совместной деятельности» [19];

- популяризация вариативности образовательных программ;

- педагогическая поддержка каждого воспитанника, помощь в самоопределении вида творчества;

- интеграция дополнительного образования во все ступени образования;

- поддержка детей с особенностями развития.

«Решение поставленных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования художественной направленности:


- повышение качества дополнительного образования и расширения вариативности программ;

- интеграция общего и дополнительного образования, являющимся отличным механизмом развития современного образовательного пространства;

- разработка инновационных программ, отвечающих запросам современных детей и родителей;

- работа с одаренными детьми и детьми с особенностями развития;

- обеспечение доступности дополнительного образования» [19].

Для результативности деятельности также необходимо учитывать:

- использование современных образовательных технологий (исследовательские и интерактивные практики, игровые технологии, полихудожественные технологии);

- внедрение цифровых образовательных технологий;

- использование нового оборудования и материалов в художественном образовании;

- связь с практикой (выезды на предприятия художественной направленности, взаимодействие с учреждениями профессиональной направленности);

- популяризация арт-индустрии (сувениры, картины);

- привлечение и заинтересованность родителей в творческом развитии детей;

- актуализация различных форм работы с детьми с особенностями развития и находящимися на длительном лечении.

Таким образом, сегодня очень важным является совмещение классического образования с новыми технологическими возможностями, где каждый заинтересованный в художественном образовании найдет для себя то, что ему действительно необходимо для постоянного развития.
Выводы по второй главе
Дополнительное образование занимает важное место в системе общего образования детей. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций. С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения, направленный на всестороннее развитие детей. По данным департамента образования администрации Нижнего Новгорода (сайт нижнийновгород.рф), сегодня более 65% Нижегородских школьников в возрасте от 6 до 17 лет посещают различные кружки или секции. Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в нашей стране.

Рассмотрев различные способы и методы создания новых образовательных продуктов, изучив образовательную услугу, ее специфику, а также субъектов услуг мы видим важность и необходимость разнообразия образовательных программ (услуг). Благодаря ассортименту услуг дополнительное образование становится ярким и разноплановым, способным отвечать запросу родителя, ребенка, государства. Сегодня