Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из представленной линейки продуктов мы можем видеть наиболее востребованную программу школы - это программа «Акварель, рисунок, композиция», которая является базовой академической программой по рисованию, реализуемая за счет субсидии городского бюджета. Заинтересованность родителей и детей в ней очень большая.

Уникальной в линейке ассортимента является программа «Развитие традиций». Это новая программа, в которой соединены практики академического рисования и практики ремесел Нижегородской области. Надеемся, что данная программа будет иметь рост и развитие.

К сожалению, низкую востребованность имеют программы декоративно-прикладной направленности. И мы связываем этот факт с отсутствием популяризации уникальности и значимости ручного труда.

Школа также предлагает большой ассортимент образовательных услуг, реализуемых за счет средств физических лиц.

Особенно востребованной является программа «Программа подготовительного курса для детей». Данная программа дает базовую подготовку к поступлению в школу на академическую программу по рисованию «Акварель, рисунок, композиция».

Необходимо отметить программу «Пестрая радуга», программа долгожитель, реализуется в школе на протяжении восьми лет. И является ведущей в линейке ассортимента.

Анализируя представленный ассортимент, мы видим программы, которые не являются популярными среди потребителей. В силу разных объективных и субъективных причин.

Таблица 3


Дополнительные общеобразовательные программы

МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф»,

которые не являются популярными среди потребителей

Программа

Объективные причины

Субъективные причины

Для взрослой аудитории «Основы живописи», «Живописная радуга»

Занятость на основной работе

Трудно найти для себя время

Длительность программ

Нет быстрого результата (хочу нарисовать картину за 2 занятия)

Для детей 3-5 лет

«Вытворялки»

Педагог не стремиться заинтересовать потребителя

Отсутствие совместной деятельности с детьми (родитель – ребенок, хочу сидеть рядом и помогать)


Есть программы, в которых не может быть большого количества участников, так как данные программы имеют специфику и направлены на профессиональные аспекты потребителя – это программы «Основы дизайна» и программа «Искусство и архитектура Нижегородского региона: прошлое и современность». Последняя в 2020 – 2021 году впервые продалась успешно, и связано это с празднованием 800–летия города Нижнего Новгорода, ее посещает только целевая аудитория - экскурсоводы.

В целом, деятельность школы по предложению различных программ непрерывна. Есть устойчивые программы, которые работают и претерпевают изменения. А есть программы, которые после внедрения и продвижения не находят своего покупателя, что дает сигнал к изучению аудитории, конкурентов, дальнейшему развитию и поиску новых решений.


    1. Апробация методики «дизайн – мышления»

в МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф»
Методов, форм, технологий разработки новых продуктов достаточно много. Особый интерес и привлекательность у нас вызвала методика «дизайн - мышления». Это на наш взгляд универсальный метод, применимый в любой сфере жизнедеятельности. А главное в нем – это творческий подход.

Метод дизайн–мышления используется в разных сферах жизнедеятельности. Этот метод доступен всем и тому есть несколько примеров. Сбербанк уже давно создает новые банковские услуги с помощью данного метода – например, мы все уже привыкли к открытым банкоматам, а когда-то эта идея стала прорывом в обслуживании клиентов. Мэрия Москвы также обратилась к данному методу и создала в парках и открытых прогулочных зонах интерактивные кабины, где гуляющие и отдыхающие граждане могут узнать о своих штрафах, подать документы для оформления загранпаспорта.



В образовании данный метод нашел свое применение в высшей школе, где студентам предлагается улучшить качество преподаваемых предметов, а педагогам поразмыслить о преподаваемом предмете с учетом мнения слушателей.

С коллективом единомышленников школы «Изограф» мы постарались применить технологию «дизайн – мышления».

Первый этап, эмпатия: на данном этапе нами изучался потребитель будущей образовательной услуги. С помощью метода опроса мы изучали особенности родителей детей, которые у нас обучаются.

Так как именно нашим непосредственным ученикам и их родителям мы хотели бы предложить новый образовательный продукт. В изучении было важно рассмотреть:

1. возраст родителей (мобильность);

2. работающий родитель или нет (количество свободного времени);

3. место жительства семьи (шаговая доступность или нет);

4. значимые траектории развития ребенка в семье (любимые занятия ребенка);

5. наличие компьютерной техники в семье;

6. занятость ребенка в летнее время (каникулярное время).

В опросе приняло участие сорок родителей наших учеников. Опрос проводился дистанционно. Каждому родителю осуществлялся индивидуальный звонок, где педагог задавал интересующие нас вопросы.

Критериями выбора метода опроса стали:

- возможность быстрого получения информации;

- простота и доступность использования для каждого участника творческой группы;

- живое взаимодействие с исследуемыми.

На втором этапе, этапе определения мы анализировали полученную информацию. По опросу аудитории мы получили следующие результаты:

  1. средний возраст родителей наших учеников – 37 лет. Это молодые родители, мобильные, интересующиеся;

  2. работающие все родители. Так как опрос проводился в период пандемии, основная масса родителей работала дома «удаленно»;

  3. 32 семьи из 40 проживают в шаговой доступности от школы Изограф;

  4. родители заинтересованы в творческом развитии своих детей. Все 40 респондентов отметили, что дети любят различные виды творчества (рисование, лепка, аппликация);

  5. во всех семьях есть в наличии компьютер;

  6. особую роль для родителей играла занятость ребенка в каникулярное время. Многие отмечали, что хорошо бы было заниматься творчеством и в каникулы, именно организованным творчеством;

Благодаря методу «собирательный персонаж» появились тезисы и образы потенциального потребителя:

1. молодому, активному родителю необходимо увлечь ребенка творчеством
;

2. родителям важно, чтобы ребенок был занят делом, а лучше организованной деятельностью с помощью педагогов профессионалов;

3. родителям важно, показать ребенку разные виды творчества, проработать на практике направления рисования, лепки, аппликации, бумагопластики;

4. родителям важно понимать и видеть способности своих детей.

На этапе определения мы отвечали на вопрос «Как? И почему?».

- Как мы можем увлечь ребенка творчеством?

- Интересными, доступными разнообразными занятиями по рисованию, лепке, аппликации.

- Почему?

- Потому что у ребенка пытливый ум и ему интересно познавать новое.

Как показать ребенку разные виды творчества и проработать их?

- Разработать занятие и провести его с ребенком, организуя совместную деятельность, учитель – ученик!

- Почему?

- Потому, что ребенок восприимчив к личному, заинтересованному общению с педагогом!

Тем самым сформировали POV – ключевую потребность потребителя (Таблица 4).
Таблица 4

Матрица формулировки POV

Как мы можем?

(Что делать? Для кого?)

Как мы можем помочь родителям

Потребность, выраженная глаголом

Увлечь ребенка творчеством

Каким образом?

(потому что)

В кратчайшие сроки (потому что родителю важно развивать ребенка в творческом направлении, занять его свободное время)


На третьем этапе, этапе поиска идей мы использовали «метод «Мозговой штурм». Обязательным условием было следование правилам мозгового штурма:

- не перебивать;

- давать высказаться каждому;

- стремиться к большому количеству идей;

- давать идеям названия; дополнять идеи других;

- поддерживать сумасшедшие идеи;

- рисовать;

- придерживаться темы;

- не критиковать и не оценивать» [16].

Особенностью проведения данной работы стал дистанционный формат. В работе по поиску идей участвовало восемь педагогов школы, заместитель директора, педагог-организатор. Было сгенерировано семнадцать идей.

Четыре основные идеи нами были рассмотрены детально:

  1. Программа знакомства со всеми видами творчества – онлайн - формат, этакий марафон занятий, где ребенок погружается в различные виды творческой деятельности.

  2. Занятия малыми группами по одному виду творчества.

  3. «Прогулочная группа» - форма организованного отдыха в каникулярное время с художественной направленностью.

  4. Отряд «Разукрашки» - группы ребят, практикующие навыки рисования на поверхностях стен домов, заборов, на малых архитектурных формах.


Приступив к детальному обсуждению идей, таких как «Занятия малыми группами», «Прогулочная группа», «Отряд разукрашки», стал очевидным тот факт, что идеи с очным пребыванием детей в образовательной организации невозможен, так как в Нижегородской области действовали ограничительные мероприятия в связи распространением новой коронавирусной инфекции. И встретиться с ребятами не представлялось возможным. Особенно хотелось бы отметить идею «Отряд Разукрашки», на тот момент эта идея казалось нам не особо жизнеспособной, так как найти площади, которые можно было бы использовать для детского творчества не так просто. В настоящее же время мы разрабатываем данную идею, как направление в художественном образовании нашей школы. Основными критериями отбора идей для нас были:

- человеческий ресурс (наличие педагогов для реализации идеи);

- финансовые возможности (есть ли возможность воплощать идею здесь и сейчас);

- временные (сколько времени необходимо для разработки).

Тем самым на этапе работы способность к жизнедеятельности получила идея онлайн - формата «Программа знакомства со всеми видами творчества представленными в школе». Данная идея сразу разрабатывалась как дистанционное обучение в режиме реального времени. Разработчиками занятий по программе стали педагоги школы, носители знаний и умений в области художественного направления. Были разработаны занятия по рисованию, лепке из глины, валянию из шерсти, росписи по дереву, а также лекции по истории искусства. Данная программа была сформулирована и получила рабочее название «Радуга творчества». В условиях применения технологии «дизайн – мышления» был разработан прототип образовательной программы (Приложение 1).

С помощью месенджеров Viber и WhatsApp родителям была направлена информация о возможности участия в дистанционной программе «Радуга творчества». На официальном сайте образовательной организации была размещена актуальная информация по реализации дистанционной дополнительной общеобразовательной программе «Радуга творчества». На главной странице был размещен красочный баннер «Радуга творчества» (Приложение 2), нажав на который родители попадали в информационно – организационный блок. В данном блоке была информация о группах, расписании занятий, идентификаторах конференций, о необходимых материалах к занятию. Откликнулись на участие в программе двадцать два родителя из сорока.