Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап тестирования проходил с первого июня по двадцатое июня 2020 года. Ежедневно специалист школы осуществлял техническую поддержку педагогам в проведении занятия в режиме реального времени, с помощью платформы Zoom. Это был первый опыт школы Изограф в реализации дистанционных форм обучения. В процессе тестирования прототипа программы были выявлены следующие проблемы:

  1. Во время разработки занятия педагог не предусмотрел возрастную градацию обучающихся (Например: сложность исполнения задания для ребенка семи лет или наоборот слишком простое для обучающегося двенадцати лет).

  2. Родители в силу различных причин не подключались к конференции (забыли, задержались в магазине, выехали на дачу). Тем самым ребенок не получил ту информацию и знания, которые для него предназначались.

  3. Лекционное занятие не является для ребенка 7-10 лет интересным. Если его и применять, то только с помощью игровых технологий.

«После тестирования программы, родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Интересная ли была программа?

  2. Была ли она полезна для вас и вашего ребенка?

  3. Что необходимо улучшить в дистанционном формате занятий?

  4. Решила ли программа проблему занятости вашего ребенка?

  5. Интересны ли вам будут подобные программы в будущем?» [16].

В данном опросе из двадцати двух родителей приняло участие одиннадцать человек. К сожалению, нам не удалось получить обратную связь от всех родителей (Приложение 3).

Так как работа по технологии «дизайн – мышления» коллективная, необходимым было получение обратной связи внутри коллектива, метод «обратная связь в команде». В команде по применению технологии участвовало восемь педагогических работников. Организатор работы в группе задал ряд вопросов на которые педагогам предлагалось ответить:

  1. Что Вам понравилось в дистанционном формате работы?

  2. Что для Вас было особенно сложным, трудным в дистанционном формате работы?

  3. На ваш взгляд является ли продуктивным дистанционное образование художественной направленности?

  4. Ваши предложения или идеи по дальнейшему развитию дистанционных форм обучения в школе.

Обобщенные ответы приведем в таблице 5: («+» наличие фактора, «-» - отсутствие фактора).

Таблица 5

Результаты применение метода «обратной связи в группе»

ФИО педагога

Что понравилось

Что трудно, сложно

Продук-тивно или нет

Идеи, предложе-ния

Перспек-тива




Возможность трансляции информации на большую аудиторию

Отсутствие живого общения с детьми

Перестроится на общение через экран

Продуктивно

Создание цикла видеоуроков

Готовы ли вы снова участвовать в дистанционных программах

Акимов С.С.

+

+

-

+

+

+

Ковалевский Е.Ф.

+

+

+

+

+

+

Плюснина В.И.

+

+

-

+

+

+

Корьева Т.Г.

+

+

-

+

+

+

Тюрина Е.А.

+

+

-

+

+

+

Кропотова Е.А.

+

+

-

+

+

+

Квач С.И.

+

+

+

+

+

+

Фоминых Л.Ю.

+

+

-

+

+

+



В результате проведенных опросов родителей, сбора мнения педагогов мы пришли к необходимости создания линейки образовательных продуктов в дистанционной форме.

В сентябре 2020 года в школе проходила разработка и запись видеоуроков по разным направлениям творчества, где учитывался возраст ребят, предоставление возможности в любое время и в любом месте (на даче, на отдыхе) заниматься творчеством. Так появились две дистанционные программы «Карусель творчества» для детей 7-10 лет и программа «Палитра мастеров» для детей 11- 16 лет (Приложение 4).

Ниже мы даем ссылки на цикл видеоуроков:  

https://yadi.sk/d/QanlpF7oraX1DA?w=1 ссылка на видеозанятия программа «Карусель творчества»

https://yadi.sk/d/uL6AO_q9UZZt5A?w=1 ссылка на видеозанятия программа «Палитра мастеров» 
В данных программах с октября по декабрь 2020 года приняло участие 320 обучающихся школы. Для нашей образовательной организации это прорыв, это новые возможности в развитии учреждения.

Проработав все этапы метода дизайн – мышления мы определили главные плюсы:

    1. технология учит не бояться экспериментировать;

    2. технология систематизировала работу по поиску, созданию новых образовательных услуг;

    3. технология подсказала найти дополнительные пути взаимодействия с потребителями услуг;

    4. данная технология очень подходит творческим людям, а именно педагогам нашей школы;

    5. технология способствовала пониманию потребностей потребителей и способов их удовлетворения.

Сложностями в работе по данной технологии являлись:

  1. вхождение с ситуацию потребителя, способность вжиться в роль потребителя;

  2. желание решать задачу только с позиции наставника;

  3. стереотипность мышления;

  4. ограниченность во времени.




    1. Рекомендации по использованию технологии

«дизайн – мышления» для организаций дополнительного образования
Дизайн–мышления - инновационный подход в создании любых продуктов (презентаций, товаров, идей) с учетом потребностей целевой аудитории.

Для учреждения дополнительного образования целевой аудиторией являются не только дети, желающие заниматься определенным видом деятельности, но и родители, которые хотят дать своим детям разностороннее развитие. В связи с этим при организации образовательного процесса важно сохранить определенный высокий уровень подготовки и при этом динамично откликаться на запросы потребителей образовательных услуг.



В 2019 – 2020 учебном году в МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.АС.Пушкина «Изограф» на основе технологии «дизайн – мышления» был разработан новый образовательный продукт – ряд программ дистанционного обучения художественной направленности. Данные программы были адресованы детям в возрасте от 7 до 10 лет, и детям от 11 до 16 лет. В разработке новых продуктов участвовал весь педагогический коллектив школы. На основе полученного опыта мы можем дать рекомендации для внедрения технологии «дизайн – мышления» в образовательных организациях.

Во-первых, необходимо продумать пути эффективного использования кадровых ресурсов организации, т.е. сформировать команду единомышленников. При этом необходимо учитывать компетенции каждого члена команды. В идеале желательно привлечь к реализации проекта специалистов из разных сфер деятельности и структур. В настоящее время образовательные учреждения дополнительного образования Нижнего Новгорода не имеют подобного опыта и реализуют проекты только силами своего коллектива.

Во-вторых, для оценки желаний и интересов потребителей образовательных услуг необходимо организовать непосредственное и продолжительное взаимодействие с аудиторией путем применения нескольких методов – опрос, наблюдение, интервьюирование.

После сбора и анализа информации формулируются те проблемы, которые будут решаться с помощью планируемого продукта. Вслед за формированием прототипа необходимым этапом является его тестирование – предложение его потребителям. Затем будет видно, требует ли данный продукт доработки. Как правило, в дальнейшем необходимо внесение корректив и дополнений, более точно соответствующих спросу потребителей. Доработка – необходимый этап создания продукта, при этом важно осознавать, что недочеты закономерны и не являются показателем профессиональной некомпетентности. Важно их обнаружить и устранить.
Выводы по третьей главе
В условиях динамичного развития общества и конкуренции, предложение новых образовательных продуктов является залогом успешного функционирования образовательной организации.

Применение технологии «дизайн - мышления» образовательной организации школы «Изограф» может стать «идеей непрерывного образования педагогов, родителей, детей. Образованием, отвечающим требованиям современного общества, а именно обеспечение каждого человека постоянством творческого развития, поиска новых знаний и применение новых возможностей. Главное, чтобы каждый мог свободно творить, развиваться, обучаться. Сегодня школа «Изограф» должна постоянно развиваться, чтобы быть конкурентоспособной, развивать материально-техническую базу, быть открытыми к диалогу с партнерами, детьми, родителями.


Это напрямую касается и системы дополнительного образования в целом.

Немаловажным аспектом является создание системы поиска, создания и отбора образовательных программ в учреждении дополнительного образования, которые будут привлекать и удерживать обучающихся и их родителей в образовательном учреждении, реализующем дополнительные общеразвивающие программы. Данная система должна учитывать все вышерассмотренные аспекты нашей работы – это виды образовательных услуг и их специфику, потребителей данных услуг, партнеров, которые оказывают косвенное воздействие на продвижение и популяризацию учреждения» [16].


Заключение
«Крупные государственные корпорации, бизнес структуры, органы власти, университеты, различные инвестиционные фонды организуют конкурсы, выставки, конференции и форумы для выявления и финансирования прорывных проектов, которые меняют к лучшему различные сферы общественной деятельности. К ним можно отнести социальную, духовную, экономическую и политические сферы» [13].

Крупные промышленные предприятия внедряют «бережливое производство», которое способствует развитию предприятия и позволяет выйти на новый уровень развития.

Учреждения социальной сферы чаще всего являются участниками федеральных программ и проектов для развития и внедрения инноваций.

Тем не менее, изучая внутренние процессы организации, мы приходим к выводу о необходимости внедрения и апробации новых технологий и практик, соответствующих именно направленности организации.

Для нашей образовательной организации наиболее привлекательной стала технология «дизайн – мышления». «Дизайн прочно и глубоко вошел в нашу жизнь, сейчас происходит понимание того, что дизайн – это не только внешний вид продукта, но и сущность и специфика его работы, процесс взаимодействия клиентов и товара, услуги.

Технология «дизайн – мышления» позволяет стать новатором, изменить подходы управления исследуемой области, подходы к созданию новых продуктов, сделать мир лучше и поставить инновации на поток» [15]. Проработав технологию детально с коллективом образовательной организации мы выработали алгоритм действий для создания и поиска того продукта, который может быть востребован заказчиками нашего учреждения.

Таким продуктом являются образовательные программы дистанционного формата. В МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф» их создание явилось не только формой адаптации к условиям пандемии, но и было вызвано необходимостью расширить линейку продуктов предлагаемых учреждением. В качестве основы для проектирования нового образовательного продукта была использована технология «дизайн – мышления». Ее преимуществами явилось то, что можно сформулировать идеи в сжатые сроки, использовать творческий, нерутинный подход. Для нашего учреждения это была возможность обогатить профессиональную деятельность новым, актуальным в настоящее время подходом.


В результате была создана линейка новых образовательных продуктов: программы «Радуга творчества», «Карусель творчества», «Палитра мастеров», реализуемые в дистанционной форме. Они призваны помочь родителям определить, склонен ли их ребенок заниматься художественным творчеством, и познакомить детей с основами изобразительного искусства. Программы направлены на расширение кругозора учащихся, формирования их эстетического вкуса, а также решают проблему заполнения досуга интересной и полезной деятельностью.

Расширение линейки предлагаемых образовательных продуктов является одним из важных факторов обеспечения конкурентоспособности учреждения за счет роста его известности и востребованности. А также возможности получения дополнительного дохода посредством реализации платных образовательных услуг.

Технология «дизайн – мышления» предполагает последовательность ряда этапов. На первом этапе (эмпатии) исследовалось родительское сообщество Нижегородского района на предмет выявления их приоритетов в воспитании и образовании детей. Поскольку исследование проводилось в период пандемии, для родителей приоритетными моментами оказались: организация досуга в каникулярное время, развитие интереса ребенка к различным видам творчества и выявление способностей к художественной деятельности. Это составило содержание второго этапа (определения) работы и позволило оценить, что от нас ожидают потребители.

На третьем этапе (поиск идей), исходя из полученной информации, была определена концепция будущего образовательного продукта. Методика «мозгового штурма» дала возможность найти идеи, востребованность, которых должна была быть высокой.

На четвертом этапе (прототипирование) была создана рабочая модель образовательного продукта и затем проведено ее тестирование (пятый этап). В дальнейшем доработанный продукт был реализован в ноябре – декабре 2020 года и подтвердил свою востребованность аудиторией (материалы размещены по адресу https://yadi.sk/d/QanlpF7oraX1DA?w=1 и https://yadi.sk/d/uL6AO_q9UZZt5A?w=1).

Таким образом, технология «дизайн – мышления» подтвердила свою эффективность в разработке и внедрении нового образовательного продукта.


Список используемой литературы


  1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

  4. Баталова О.С. Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика // Молодой ученый, июль 2010, №7.

  5. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.

  6. Браун Т. Дизайн-мышления. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. 2009 г.

  7. Горшков М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018.

  8. Гребенников А. //Планово – экономический отдел// № 9, 2019.

  9. Григораш В.В. Образовательный маркетинг - новая функция управления учебным заведением // Менеджмент, № Х., 2014.

  10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с анг. М.: Ростинтэр, 1996. 704с.

  11. Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг // Учебная литература, Ю.-2014г.

  12. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект // электронный ресурс, дата обращения 02.06.2020

  13. Матанова, Е. А. Педагогика сегодня: проблемы и решения / / Проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15172/ (дата обращения: 01.02.2021).

  14. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.1997.

  15. Руководство по «дизайн - мышлению». Перевод Андронова Д.

  16. Савкина Г.А. Разработка системы поиска и отбора образовательных программ в системе дополнительного образования детей и взрослых. Савкина Г.А.: курсовая работа/Г.А. Савкина – Нижний Новгород. НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, 2020.

  17. Статистический сборник департамента образования, г. Н. Новгород 2019.

  18. Туровец О.Г., В.Н. Родионова. Концепция реализации принципов бережливого производства // Организатор производства. 2014. № 3.

  19. Харисова Л.А. Инновационные процессы в общем образовании // Проблемы современного образования. – 2018. - №1. -С. 82-87.

  20. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие. 2014.