Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Дополнительная образовательная программа «Радуга творчества»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств и ремесел им.А.С.Пушкина «Изограф»
Программа принята на педагогическом совете протокол № _____ от _____________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Г.А.Савкина «____»_________2020г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»
срок реализации 18 часов
(для учащихся 7 – 12 лет)
Автор:
Педагогический коллектив школы
г. Нижний Новгород
2020
Содержание
1. Пояснительная записка
-
Нормативные документы -
Направленность программы -
Новизна -
Актуальность и педагогическая целесообразность -
Отличительные особенностипрограммы
-
Объем и срок освоения программы -
Структура программы -
Адресат программы -
Форма и методы проведения учебных аудиторных занятий -
Режим занятий -
Цель и задачи программы -
Ожидаемые результаты реализации программы
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
-
Рабочая программа -
Содержание разделов и тем
3. Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Кадровое обеспечение -
Материально - техническое обеспечение учебного процесса -
Информационное обеспечение учебного процесса -
Справочные и дополнительные материалы
5. Список литературы
-
Для педагогов -
Для обучающихся
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Программа «Радуга творчества» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области изобразительного искусства, что отражено в:
-
Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
а так же с учетом Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р) и -
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 2800-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел»; -
Приказе Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -
Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Современные условия диктуют необходимость обеспечить вовлечение детей в образовательные программы не только очно но и с адекватными формами дистанционного обучения.
Возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий» в разных формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля и т.д. определен Федеральным законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137) и методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04).
Направленность программы:
Программа соответствует художественной направленности и способствует реализации приоритетных направлений эстетического образования: приобщение к изобразительному искусству и декоративно – прикладному творчеству, как духовному опыту поколений, получению необходимых знаний изобразительной грамоты и декоративно- прикладного творчества. Организация учебного процесса ориентирована на 18 часовой цикл обучения в дистанционном онлайн формате (Zoom – конференции) Учебные предметы делятся на три области: предметы изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция), предметы цикла художественных ремесел (Нижегородская керамика, Нижегородская роспись по дереву, Художественное валяние из шерсти) и области народной культуры и истории искусств изобразительного и декоративно-прикладного творчеств.
Все темы и задания по этим предметам сформулированы с учётом возрастных, психофизических особенностей, с учётом возможности обучения некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (слуха, речи, опорно-двигательного аппарата), способностей и творческого потенциала.
Новизна данной программы заключается в методике преподавания разделов: каждая тема предваряется рядом специально разработанных педагогами школы уроков в Zoom – конференции
.
Актуальность программы:
Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью обеспечения грамотности в сфере изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, поскольку играет огромную роль в развитии индивидуальности и творческих способностей ребенка, развитии ребенка, как компетентной личности, формировании целостной картины мира во время отдыха детей, их каникулярной занятости..
Занятие различными традиционными художественными ремёслами развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, плетения.
Изучение данной программы в учреждении дополнительного образования педагогически целесообразна, так как предполагает курс, включающий в себя рассмотрение множества вопросов изобразительной деятельности и декоративно- прикладного творчества, предназначена для развития интеллектуальных способностей детей с использованием современной для них формы обучения - дистанционной.
Отличительные особенности
Особенность программы, отличающая от других программ художественной направленности заключается в том, что в данной программе основной упор делается на освоение техник рисования и декоративно-прикладного творчества в ознакомительном дистанционном формате для проведения каникулярного времени, с перспективой дальнейшего самоопределения ребенка и, возможно, обучения по долгосрочным программам художественной направленности.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации программы «Радуга творчества» - 3 недели. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) программы «Радуга творчества» составляет 18 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-10 лет, преподавание строится с учетом возрастных особенностей.
Структура программы
В структуру программы «Радуга творчества» входят разделы: живопись, рисунок, композиция, лепка из глины, техника валяния, народная кукла и костюм, роспись по дереву, история искусств.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-10 лет. Данный возраст позволяет на базовом уровне выполнять предлагаемые программой задания.
Формы обучения:
Учебные занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга творчества» проводятся в дистанционном формате
Zoom – конференции, запись этих занятий ребенок может пересмотреть или посмотреть впервые, если по каким – либо причинам не смог присутствовать на Zoom – конференции, что позволяет выполнять задания учащимся в любое удобное для них время.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях преподавания предметов изобразительного и декоративно – прикладного творчества.
Режим занятий:
При реализации программы «Радуга творчества» время мастер – класса 30-40 минут, что не нарушает требования СанПиН 2.4.4.3172-14.
Режим дистанционных занятий согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - 2 урока по 45 мин
Цель и задачи программы
Цель: Занятость ребенка в каникулярное время, раскрытие творческого потенциала учащегося через приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских, декоративно – прикладных и теоретических знаний по заявленным учебным разделам с целью самопознания, самоопределения учащихся и дальнейшему их обучению по долгосрочным программам художественной направленности.
Задачи:
-
обучающие: формировать систему ЗУН; -
развивающие: формировать мотивы познавательной творческой деятельности, развить интерес обучающихся к выбранному профилю; -
воспитывающие: создать условия для нравственного развития личности, содействовать процессам самопознания, самореализации и социальной активности.
Ожидаемые результаты:
-
сформируют систему ЗУН; -
сформируют мотивы познавательной творческой деятельности; -
сформируют интерес обучающихся к выбранному профилю; -
создадут условия для нравственного развития; -
сформируют процессы самопознания, самореализации и социальной активности; -
сформируют желания у учащихся на занятия по долгосрочным программам художественного и декоративно-прикладного творчества.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Рабочая программа
№ | Темы | Всего |
1 | Бумагопластика. Рыбка. | 1 |
2 | Морской пейзаж. | 1 |
3 | Рисуем белку. | 1 |
4 | Городец. Орнамент по кругу. | 1 |
5 | Икона как произведение искусства. | 1 |
6 | Глиняная игрушка. Лошадка. | 1 |
7 | Бумагопластика. Цветы для мамы | 1 |
8 | Пейзаж с жирафом. | 1 |
9 | Сказочная рыбка. | 1 |
10 | Городецкий букет. | 1 |
11 | Вышивка. Подвеска – сувенир «Пасхальное яйцо» | 1 |
12 | Глиняная игрушка. Кукла. | 1 |
13 | Краски в иконе. | 1 |
14 | Дельфины на закате. | 1 |
15 | Стрекоза в графике. | 1 |
16 | Прогулки в прошлое. Нижний Новгород в живописи XIX-начало XX в. Лекция. | 1 |
17 | Подводный мир. | 1 |
18 | Лепка из глины. Тарелка. | 1 |