Файл: Тема Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Гигиенические характеристики ультрафиолетовой, инфракрасной и видимой части солнечного спектра. Методы оценки естественного и искусственного освещения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие_4
ТЕМА: Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Гигиенические характеристики ультрафиолетовой, инфракрасной и видимой части солнечного спектра. Методы оценки естественного и искусственного освещения.
Теоретические контрольные вопросы:

  1. Солнечная радиация, ее определение, спектральный состав и природа излучений.

  2. Что понимается под прямой и рассеянной (диффузной) солнечной радиацией: их отличительные особенности и гигиеническое значение.

  3. Какие основные области выделяются в интегральном потоке солнечного излучения и длина их волн.

  4. Что понимается под "солнечной постоянной", единицы ее измерения; ее величины в верхних слоях атмосферы и приземном слое.

  5. Особенности солнечного спектра в верхних слоях и приземной атмосферы.

  6. Перечислите факторы, влияющие на спектральный состав солнечной радиации в приземной атмосферы.

  7. Биологическое действие инфракрасной радиации солнца.

  8. Ультрафиолетовая область солнечной радиации и её общебиологическое действие.

  9. Биологическое действие длинноволновой области (А) ультрафиолетовой радиации.

  10. Биологическое действие средневолновой области (В) ультрафиолетовой радиации.

  11. Биологическое действие коротковолновой области (С) ультрафиолетовой радиации.

  12. В какое время года население средних широт испытывает недостаточность Уф - излучения и его главные причины.

  13. Основные симптомы проявления ультрафиолетовой недостаточности (голодания) у взрослых и детей и меры профилактики.

  14. Лица, каких профессий наиболее остро испытывают явление УФ - недостаточности.

  15. Показания к профилактическому облучению искусственным УФ - источником.

  16. Противопоказания к профилактическому облучению искусственным УФ -источником.

  17. Положительные сдвиги, наблюдающиеся в организме под влиянием искусственного УФ - излучения.

  18. Единицы измерения интенсивности УФ - радиации.

  19. Физиолого-гигиеническое значение видимого спектра солнечной радиации.

  20. Факторы, влияющие на уровень освещения в помещениях.

  21. Что понимается под инсоляционным режимом в обитаемых помещениях, его типы и гигиеническое значение для жилых помещений, детских и лечебных учреждений.

  22. Источники искусственного освещения; разновидности его организации в жилых помещениях, детских и лечебных учреждениях.

  23. Гигиенические критерии оценки естественного освещения. Дайте определение понятия "освещенность", единицы освещенности.

  24. По каким показателям оценивается естественная освещенность в помещениях, их гигиенические нормативы.


Практические контрольные вопросы:

  1. Каким прибором измеряется и объективно оценивается освещенность, его устройство и правила работы.

  2. Что такое коэффициент естественной освещенности (КЕО), его определение и гигиенические нормы в помещениях различного назначения.

  3. Что называется световым коэффициентом и как он определяется? Каковы его гигиенические нормы.

  4. Какие гигиенические требования предъявляются к искусственному освещению и каковы их гигиенические нормы.

  5. Сравнительная гигиеническая оценка различных источников искусственного света.

  6. Способы определения и оценка искусственного освещения.


Цель занятия: Усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человек и уметь провести его санитарно-гигиеническую оценку.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


1.Дать описательную характеристику естественному и искусственному освещению учебной комнаты (лаборатории) кафедры.

2.Провести исследование и оценить естественную освещенность в учебной комнате по следующим показателям: определить световой коэффициент и коэффициент глубины заложения в учебной комнате.

З.Ознакомится с устройством и правилами работы объективного люксметра.

4.Определить коэффициент естественной освещения (КЕО) в учебной комнате и на рабочих местах.

5.Рассчитать и оценить инсоляционный режим в учебной комнате.
Часть теоретического и практического материала для подготовки к занятию.

Под солнечной радиацией понимается интегральный поток радиации корпу­скулярной и электромагнитной природы, испускаемой солнцем.

Лучистая энергия солнца представляет собой мощный профилактический и лечебный фактор. Помимо теплового эффекта и влияния на функции органа зрения она оказывает многообразное биологическое действие на весь организм.

Чрезвычайно большое биологическое значение солнечной радиации обуслов­ливает важность определения величины напряжения и спектрального состава солнечной радиации.

Эти характеристики особенно важны в практике гелиотерапии и закаливания, т.к. положительное действие воздушно-солнечных ванн проявляется лишь при определенных, оптимальных дозах солнечной радиации. Избыток радиации мо­жет нанести существенный вред, в том числе в виде отдаленных последствий со стороны нервной, сердечно-сосудистой и других систем и органов человека.



Наряду с лучистой энергией солнца, организм человека постоянно подверга­ется воздействию электромагнитного излучения от различных искусственных источников излучения. В зависимости от длины волны и биологического действия электромагнитные излучения подразделяются на:

радиоволновое - 30 км - 1 мм

инфракрасное - 346000 - 760 нм

видимые - 760 - 400 нм

ультрафиолетовые - 400 - 20 нм

рентгеновское - 20 - 0,071 нм

гамма-лучи - 0,071 - 0,019 нм

Как указывалось выше, действие этих лучей на человека может быть обусловлено природными или искусственными источниками. Причем, излучение может быть интенсивным (особенно в производственных условиях), и врачу необходимо в этих случаях разрабатывать мероприятия по защите рабочих от их неблагоприятного воздействия. Поэтому необходимо знать приемы и способы измерения всех источников излучения и приборы, с помощью которых они регистрируются. Измерение напряжения (интенсивности) лучистой энергии солнца и других источников производится с помощью приборов, называемых актинометрами. Они показывают напряжение радиации в малых калориях, получаемых в течение одной минуты на 1 см поверхности, расположенной перпендикулярно к источнику лучей.

Практически вся жизнь человека, кроме периода сна, проходит в световых условиях. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, понижает газообмен, азотистый, минеральный, суточный обмен веществ; изменяет кроветворение, ухудшает заживление ран, влияет на эмоциональное состояние, самочувствие; способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, создает повод к возникновению травм т.д.
Ультрафиолетовое излучение имеет длину волны в диапазоне от 0,4 до 0,02 мм или от 400 до 20 нм. Практическое значение имеют ультрафиолетовые лучи в диапазоне длин волн от 400 до 200 нм как естественные, так и искусственные. Ультрафиолетовые лучи солнечной радиации до земной поверхности доходят с длиной волны от 400 до 270 нм; более короткие лучи поглощаются слоем озона в верхних слоях атмосферы.


Искусственные ультрафиолетовые лучи образуются при электросварке, электроплавлении стали, в производстве радиоламп, при работе ртутно-кварцевых ламп.

Ультрафиолетовые лучи обладают выраженным биологическим действием. Под их воздействием в организме образуются биологически активные соединения (гистамин, ацетилхолин, витамин Д и др.), усиливается деятельность эндокринных желез, повышается объем сосудов, иммунобиологическая реактивность и т.д. Биологический эффект ультрафиолетовых лучей с различной длиной волн неодинаков. Различают следующие три зоны (области) биологического действия:

Зона А - длина волны от 400 до 320 нм, лучи этой зоны обладают флуоресцентным действием, это наименее биологически активные лучи.

Зона В - длина волны от 320 до 270 нм. Эти лучи обладают выраженным эритемным и анитирахитическим действием (синтез витамина Д).

Зона С - длина волны 270 нм и менее. Лучи этой зоны обладают выраженным бактерицидным действием (денатурация белков, липоидов, протеолиз, гемолиз).

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ


Измерение интенсивности ультрафиолетовой радиации производится или в энергетических единицах или в биологических редуцированных единицах - биодозах. БИОДОЗА - это величина эритемного потока, вызывающая эритему через 6-10 часов после облучения.

Энергетическая единица выражается в милиграмм-калориях на 1 см в минуту.

Биологически редуцированные единицы (биодозы) выражаются в "Эр" (обуслов­лена эритемным действием на кожу) и "бакт" (бактерицидным действием).

"Эр" - эритемный поток ультрафиолетовых лучей с длиной волны 296,7 нм 1 мощностью 1 ватт на единицу площади. Если поток падает на площадь 1 м2, то эритемная доза будет равна 1 эр/м2 Производные величины мэр/м2 , мкэр/см2 и т.д.

Для получения эритемы необходимо от 330 до 1000 мкэр в минуту на см2

(мкэр/мин см2).

"Бакт" - бактерицидный поток излучения с длиной волны 253,7 нм мощностью 1 ватт. Поток излучения, падающий на 1 м2 , соответствует 1 бакту на 1 м2 (1 б/м2 ), производные 1 мб/м 2, 1 мкб/см2 :
Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать:

-количественно достаточную степень освещенности, оптимальную для работы и самочувствия человека;

-качественно постоянную во времени, равномерную в пространстве и отсутствие теней;

-отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны;

-отсутствие блесткости прямой и отраженной.


Под освещенностью понимается поверхностная плотность светового потока, па­дающего на освещаемую поверхность. Определяется она как отношение светового потока к величине освещаемой поверхности. Единица освещенности - люкс (лк), представляет собой освещенность поверхности в 1 м2 , на которой равномерно распределен световой поток, равный 1 лм. При гигиенической оценке освещенности необходимо учитывать назначение помещения, характер выполняемой работы: минимальные размеры объекта различения; контраст фона с объектом различения и коэффициент отражения фона; дополнительные особенности - повышенная опасность травматизма (нервно-психическое напряжение), различение деталей на быстро движущихся поверхностях, продолжительная зрительная работа в течение смены, восприятие объекта с большого расстояния.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ


Естественное освещение в помещении складывается из прямого, рассеянного отраженного света, проникающего через оконное застекление. Уровень естественного освещения в помещении зависит от светового климата, который складывается из общих климатических условий местности (географической широте времени года, суток, состояния погоды), степени прозрачности атмосферы, а также от плотности застройки, характера озеленения, обусловливающих затенение помещений; размеров оконных проемов, их формы, конструкции, загрязненности застекления, внутренней планировки, цвета окраски помещения и т.д. Важное значение также имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений. Под инсоляцией понимают освещение здания солнечными лучами и попадание прямых солнечных лучей через светопроем в помещение. Инсоляционный режим оценивается продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемы в помещение. В зависимости от ориентации различают три типа инсоляционного режима табл. 1.

Таблица 1

Типы инсоляционного режима помещений

Инсоляционный режим

Ориентация по сторонам света

Время инсоляции

%инсолируемой площади поме­щений

Кол-во тепла за счет солнечной радиации (КДЖ/м2)

Максимальный

ЮВ.ЮЗ

5-6

80

Свыше 3300

Умеренный

Ю, В

3-5

40-50

2100-3300

Минимальный

СВ, СЗ

менее 3

менее 30

менее 2300