Файл: В. Д. МордачевА. Н. Романов права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 28 5
рыцарскими орденами, сколько их ни развелось на свете, что уплачу тебе, как я уже сказал, все до последнего реала, с радостью уплачу.
Можно и без радости, — сказал Дон-Кихот, — уплатите лишь ту сумму, которую вы ему задолжали: это все, что от вас требуется. Но бой- тесь нарушить клятву, иначе, клянусь тою же самою клятвою, я разыщу вас и накажу; будь вы проворнее ящерицы, я все равно вас найду, куда бы вы ни спрятались. Если же вы хотите знать, от кого получили вы этот приказ, дабы тем ревностнее приняться за его исполнение, то знайте, что я — доблестный Дон-Кихот Ламанчский, заступник обиженных и утесненных, засим оставайтесь с богом и под страхом грозящей вам страшной кары не забывайте обещанного и скрепленного клятвою.
С этими словами он пришпорил Росинанта и стал быстро уда- ляться. Сельчанин посмотрел ему вслед и, удостоверившись, что он миновал рощу и скрылся из виду, повернулся к слуге своему Андресу и сказал:
— Поди-ка сюда, сынок! Сейчас я исполню повеление этого заступника обиженных и уплачу тебе долг.
— Я в этом нимало не сомневаюсь, ваша милость, — заметил Ан- дрес. — В ваших же интересах исполнить повеление доброго рыцаря, дай бог ему прожить тысячу лет, он такой храбрый и такой справед- ливый, что, если вы мне не уплатите, клянусь святым Роке, он непре- менно вернется и приведет угрозу свою в исполнение.
— Я тоже в этом не сомневаюсь, — сказал сельчанин, — но я так люблю тебя, желанный мой, что желаю еще больше тебе задолжать, чтобы затем побольше заплатить.
Тут он схватил мальчугана за руку и, снова привязав его к дубу, всыпал ему столько горячих, что тот остался чуть жив.
— Теперь зовите заступника обиженных, сеньор Андрес, по- смотрим, как он за вас заступится, — сказал сельчанин. — Полагаю, впрочем, что я вас еще недостаточно обидел — у меня чешутся руки спустить с вас шкуру, чего вы как раз и опасались.
Однако ж в конце концов он отвязал его и позволил отправиться на поиски своего судьи, дабы тот претворил в жизнь вынесенное им решение. Пастушонок с кислою миною удалился, поклявшись сы- скать доблестного Дон-Кихота Ламанчского и во всех подробностях рассказать ему о том, что произошло, дабы он принудил хозяина за- платить сторицей. Как бы то ни было, Андрес ушел в слезах, а хозяин посмеивался. Тем временем доблестный Дон-Кихот, заступившись

6 29 5
таким образом за обиженного, в восторге от этого происшествия кото- рое показалось ему великолепным и счастливым началом рыцарских его подвигов, и весьма довольный собою, ехал к себе в деревню...
о национальной свободе
ХОСЕ МАРТИ
Куба
«Золотой возраст», 1889
Свобода — это право быть честным: не лицемерить ни на словах, ни в мыслях... Есть люди, которые чувствуют себя счастливыми, хотя они и живут недостойно. Есть другие люди, которые безмерно страда- ют, видя, что их собратья живут недостойно. Если есть много людей, лишенных человеческого достоинства, то есть и люди, которые явля- ются воплощением достоинства и честности. Вот эти-то честные люди и восстают с неукротимой силой против тех, кто лишает народы воли и независимости, то есть лишает их человеческого достоинства. Эти честные люди выражают чаяния тысяч людей, целого народа. Такие люди священны.
Птицы в клетке
ИГНАЦЫ КРАСИЦКИЙ
Польша
«Басни», 1779
«Что плачешь? — старого чижа птенец спросил. —
Живешь спокойней здесь, чем раньше в поле жил».
«Ты в клетке родился, вовек не жил иначе,
А я на воле рос и нынче в клетке плачу».
ДЖОЗЕФ, ВОЖДЬ ИНДЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ
Северная Америка XiX век
Земля — мать всем людям, и поэтому каждый имеет право в равной степени пользоваться всеми ее благами. Думать, что человек, рожден- ный свободным, может быть счастлив, не имея возможности свободно передвигаться по стране, так же нелепо, как ожидать, что реки потекут вспять. Индейцы, согнанные на небольшой клочок земли, имеющие право свободно передвигаться только в его пределах, никогда не будут


6 30 5
счастливы, не смогут развиваться и благоденствовать. Когда я думаю о том, в каких условиях нам приходится жить, сердце мое леденеет.
Душа человека не знает оков
АРДАШИР i
iii век, Персия
Советы правителям
Знайте, что вы властны только над телами своих подданных, но не над их сердцами. Знайте, что вы можете завладеть всем, что у них есть, но только не их разумом.
НИТИРЭН
Япония
«Сэндзи Сё», 1275
Честью великой было для меня рождение в пределах вашего цар- ства, и поэтому тело мое всегда будет принадлежать вашей светлости, но душа — никогда.
Государственная машина и общество
КАРЛ МАРКС
«Гражданская война во Франции», 1871
«Первый набросок. — Коммуна»
Централизованная государственная машина, которая своими вез- десущими и многосложными военными, бюрократическими, церков- ными и судебными органами опутывает... как удав, живое гражданское общество, была впервые создана в эпоху абсолютной монархии как оружие нарождавшегося современно общества в его борьбе за осво- бождение от феодализма...
Всякий второстепенный отдельный интерес, порождаемый взаи- моотношениями социальных групп, отрывался от самого общества, фиксировался и делался независимым от него и противопоставлялся ему в форме государственного интереса, обслуживаемого государ- ственными жрецами с точно установленными иерархическими функ- циями...
...Все революции только усовершенствовали эту государственную машину, вместо того чтобы сбросить с себя этот мертвящий кошмар.

6 31 5
ИКЕЙСКИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
325 год нашей эры
Сцена голосования,
изображенная на римской монете
(137 год до нашей эры].
о волеизъявлении
Преобладать должно мнение большинства.
АРИСТОТЕЛЬ
«Афинская полития»
iV век до нашей эры
Народу предлагается в дополнение к имеющимся уже налицо десяти пробулам выбрать еще новых двадцать из людей в возрасте свыше сорока лет от роду, всех этих лиц привести к присяге в том, что они действительно будут предлагать меры, какие почтут наилучшими для государства, и вменить им в обязанность составить законопроект о мерах спасения. При этом и из остальных граждан всякому желаю- щему предоставляется право вносить письменные предложения, для того чтобы эти лица из всего этого имели возможность выбирать наи- лучшее.
когда гражданское неповиновение становится долгом
ГЕНРИ ДАВИД ТОРО
Соединенные Штаты Америки
«Гражданское неповиновение», 1849
Основная причина того, почему при народовластии реальная власть в стране в течение долгого времени принадлежит большинству,


6 32 5
заключается не в том, что большинство всегда право, и не в том, что меньшинство находит это справедливым, а в том, что большинство в физическом смысле всегда сильнее. Однако образ правления, при кото- ром всегда и во всех случаях проявляется только воля большинства, не может быть всегда справедливым, даже если подходить к справедливости с человеческой меркой. Но разве не возможна такая форма правления, при которой высшим судией будет не воля большинства, а совесть?..
Большинство людей служит государству не своими человеческими качествами, а как орудия, то есть плотью и кровью. Из них набирается армия, милиция, тюремная стража, полиция, ополчение. Как правило, у таких людей нет ни свободы суждения, ни моральной свободы, они низводят себя до такого уровня, что могут быть сравнены с деревом, землей или камнем; вместо них с тем же успехом могли бы служить и деревянные куклы. Эти люди вызывают уважения не больше, чем соломенное чучело или ком грязи, их можно поставить в один ряд с лошадьми или собаками. И тем не менее их всюду считают уважае- мыми, добрыми гражданами.
Другие — к ним относятся государственные и политические дея- тели, юристы, священники, чиновники — служат государству своим умом, но их мало интересует моральная сторона дела, и потому они с равной степенью вероятности могут служить, сами того не подозре- вая, как дьяволу, так и богу. Лишь очень немногие — герои, патриоты, подвижники, преобразователи в лучшем смысле слова, действительно
люди — служат государству также и по совести и поэтому часто идут наперекор ему, а оно так же часто видит в них своих врагов... Как же следует относиться к нынешнему государственному устройству Амери- ки? По-моему, поддерживать его позорно для человека. Я не могу даже на минуту признать своим государством ту политическую организацию, которая одновременно является государством рабов.
Все люди признают право на революцию, то есть право отказать в повиновении и восстать против государства, когда его деспотизм или недееспособность достигают предела и становятся невыносимыми.
Однако почти все говорят, что сейчас такое время еще не пришло, хотя и согласны с тем, что именно так обстояло дело в 1775 году. Если бы кто-то сказал мне, что наше правительство плохо тем, что обложило пошлиной некоторые ввозимые из-за океана товары, я, скорее всего, не стал бы поднимать из-за этого Шум, ибо могу обойтись и без них.
Во всяком механизме действует сила трения...


6 33 5
Но если сила трения подчиняет себе механизм, а угнетение и грабеж вырастают в стройную систему, я скажу тогда, что такой меха- низм больше не нужен. Другими словами, если одну шестую нации, считающей себя оплотом свободы, все еще составляют рабы и целая страна захвачена иноземной армией и подвергнута действию военных законов, то, я думаю, это и есть самое подходящее время для того, что- бы честные люди восстали и осуществили революцию. И этот их долг становится еще более насущным именно потому, что в роли угнетателя выступает их собственная страна...
Несправедливые законы все еще существуют; так что же нам делать
— подчиняться им, попытаться изменить их, признавая лишь до тех пор, пока наша попытка не увенчается успехом, или отринуть их, не медля ни минуты? В таком государстве, как наше, люди обычно счита- ют, что лучше всего подождать, пока большинство нации не убедится в необходимости изменить законы. Они полагают, что если восстанут против этих законов, то такое средство исправления зла принесет больше бед, чем само зло. Но если средство против зла опаснее самого зла, то виновато государственное устройство, ибо именно оно создает благоприятные условия для этого. Почему бы самому государству не подготовить заранее почву для всевозможных реформ? Почему бы ему иногда не считаться с мнением меньшинства? Почему оно так отчаянно сопротивляется любым изменениям? Почему оно не побуждает своих граждан быть всегда начеку, подмечать его недостатки и своевременно их исправлять?.. В государстве, которое вопреки всякой справедли- вости может кого угодно бросить в тюрьму, истинное место каждого честного человека именно там — в тюрьме.
ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ
«Необычные похождения
Хулио Хуренито и его учеников», 1921
Очень быстро можно научиться не стеснять себя, но нужны желез- ные века нового, неслыханного искуса, чтобы потерять волю теснить других.
ЖАН-ЖАК РУССО
«Об общественном договоре», 1762
Если бы я принимал во внимание только силу и последствия, из нее проистекающие, я бы сказал: «Пока народ, принужденный по- виноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея

6 34 5
возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше: так как народ, возвращая себе свою свободу по тому же праву, по какому она была у него отнята, был вправе вернуть себе ее — или же не было никакого основания отнимать ее у него».
Против тирании
СИМОН БОЛИВАР
1783 -1830, Венесуэла
Самое опасное — это вверять власть одному человеку на долгое время. Он привыкает приказывать, люди — повиноваться, и так воз- никает узурпация власти, тирания…
Добрые обычаи, а не сила — вот истинные устои закона и справед- ливости; укрепляя справедливость, мы укрепляем и свободу...
Многие народы и в прошлом и в настоящем сбрасывали с себя ярмо угнетения, но лишь немногие из них сумели насладиться редки- ми драгоценными мгновениями свободы — очень быстро они снова попадали в прежние оковы, ибо не столько правительства, сколько сами народы влекут за собой бремя деспотизма... По-моему, только демократия может дать людям полную свободу. Но где то демократи- ческое правительство, которое всегда олицетворяло бы собой и власть, и процветание, и стабильность?
если бы только...
АББАТ СИЙЕС
Франция
Речь при обсуждении конституции,
20 и 21 июля 1789
Если бы люди научились видеть друг в друге непременное условие собственного счастья, они жили бы на земле в мире и согласии, уве- ренно продвигаясь вперед к общей цели.
Совсем иное дело, когда они видят друг в друге помеху: люди сто- ронятся друг друга или враждуют. И тогда человечество кажется всего лишь чудовищной ошибкой природы.


6 35 5
Слушайся голоса правды
ГЕСИОД
Viii век до нашей эры. Греция
«Работы и дни»
Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны.
Вот что однажды сказал соловью пестро глазому ястреб,
Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.
И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»
Вот что стремительный ястреб сказал, длиннокрылая птица.
Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся!
Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,
С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,
Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:
Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно
Праведный. Поздно, уже пострадав, узнаёт это глупый...
Перс! Хорошенько запомни душою внимательной вот что:
Слушайся голоса правды и думать забудь о насильи.
ГАНСКАЯ
ПОСЛОВИЦА
Сильному не пристало угнетать слабых.
АБУ-БЕКР
Первый арабский халиф Vii век
Если я иду правильным путем, помоги мне не сойти с него; если я сверну с истинного пути, наставь меня вновь на этот путь.
Тот, кого почитаете вы сильным, в моих глазах ничтожен, пока не пройдет он испытания справедливостью; того же, кого вы считаете ничтожным, почитаю я сильным, пока не воздадут ему должное по справедливости.

6 36 5
КИЁСИ-КИЁСАВА
Япония
«Джорнал», 2 декабря 1944
Задача образования в будущем — воспитать такое общество, которое бы не считало, что любая государственная власть является высшим, непререкаемые авторитетом, которому люди должны слепо подчиняться.
ШКОЛА МО-ЦЗЫ
Китай
V век до нашей эры
Что значит править с помощью насилия? Это значит, по логике вещей, что великие будут нападать на малых, сильные — грабить сла- бых, хитрые станут обманывать простодушных, знать будет презирать низкорожденных, а богатые — бедных, большинство будет преследо- вать меньшинство, а молодые будут притеснять старых.
СТАНИСЛАВ СТАШИЦ
1755—1826. Польша
«Человеческий род»
Свобода, если она не зиждется на справедливости, — пустое слово, иллюзия. Громче всех славословят свободу самые жестокие тираны.

6 37 5
1   2   3   4