ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3
тИрАНы В рАзНом обЛИчьЕ
Действие и следствие
Карел Чапек
Дени Дидро
В.И. Ленин. Против самодержавия
Мэн-Цзы. Величие униженных
человек и истина
Генри Давид Торо
Русская пословица
Вольтер. о терпимости
Франклин Д. Рузвельт. четыре свободы
Якоб Буркхардт. о малых нациях
Тайна — щит тирании
Чезаре Беккариа
Мариано Морено
о цели и средствах
Джон Филпот Курран
Эмануэль Арнольд
Карл Маркс
А.И. Герцен. Провозгласить свободу еще не все
6 38 5
Действие и следствие
КАРЕЛ ЧАПЕК
1890-1938 « Побасенки»
Тиран и философы:
Я буду действовать, а вы будете подыскивать основания для моих действий.
ДЕНИ ДИДРО
Франция
«Энциклопедия», 1751-1772
Гонения создают лицемеров, но не адептов.
Против самодержавия
В.И. ЛЕНИН
«Проект и объяснение программы
социал-демократической партии»,
Написано в тюрьме, 1895-1896
... Русская социал-демократическая партия требует прежде всего:
1. Созвания Земского собора из представителей всех граждан для выработки конституции.
2. Всеобщего и прямого избирательного права для всех русских граждан, достигших 21 года, без различия вероисповедания и нацио- нальности.
3. Свободы собраний, союзов и стачек.
4. Свободы печати.
5. Уничтожения сословий и полного равенства всех граждан перед законом.
6. Свободы вероисповедания и равноправности всех националь- ностей....
6 39 5 7. Предоставления каждому гражданину права преследовать вся- кого чиновника перед судом, без жалоб по начальству.
8. Отмены паспортов, полной свободы передвижений и пересе- лений.
9. Свободы промыслов и занятий и уничтожения цехов.
Величие униженных
МЭН-ЦЗЫ
372-289 годы до нашей эры, Китай
Народ составляет главный элемент, государство — второстепен- ный, а государь — последний.
человек и истина
ГЕНРИ ДАВИД ТОРО
Соединенные Штаты Америки
«Гражданское неповиновение», 1849
Является ли демократия в том виде, в каком мы ее знаем, наи- более совершенной формой правления? Нельзя ли сделать еще один шаг вперед на пути признания и обеспечения прав человека?
Страна только тогда достигнет вершин свободы и прогресса, когда она признает отдельного человека носителем высшей власти и суве- ренитета, источником своей власти и государственности и когда она буде соответственно к нему относиться. В моем воображении я вижу государство, которое справедливо по отношению ко всем людям и к каждому относится с уважением, как к соседу; оно даже не сочтет нарушением мира и порядка то, что некоторые лица обособятся от него, не вмешиваясь в его дела и одновременно не забывая о своих обязанностях соседа и соотечественника. Государство, которое может принести такой плод и даст ему упасть, созрев, подготовит почву для появления еще более совершенного и прекрасного государства, которое также возникает в моем представлении, но которое мне еще не приходилось встречать.
РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА
Сила не в силе, а в правде.
6 40 5
о терпимости
ВОЛЬТЕР
«Трактат о веротерпимости», 1763
Естественным правом называется то, что природа указывает всем людям. Вы воспитали вашего ребенка — он обязан оказывать вам ува- жение, как отцу, и благодарность, как благодетелю. Вы имеете право на продукты земли, возделанной вашими руками. Вы дали и получили обещание — оно должно быт выполнено.
Человеческое право не может быть основано ни на чем ином, как на этом естественном праве, а великое всемирное начало того и другого на всей земле заключается в следующем: «Не делай другому того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе». Мы не понимаем, как, следуя это- му принципу, один человек мог бы сказать другому: «Верь в то, во что я верю и во что ты не можешь верить — иначе ты умрешь». Так говорят в Португалии, в Испании, в Гоа. В некоторых других странах теперь говорят уже только: «Верь — или я тебя возненавижу; верь — или я тебе буду делать все зло, какое могу; чудовище, ты не исповедует мою религию — значит, у тебя нет религии; ты должен быть ненавистен твоим соседям, твоему городу, твоей провинции».
Если бы человеческое право допускало подобный образ действий, то японец должен бы был ненавидеть китайца, китаец — сиамца, по- следние преследовали бы обитателей страны Ганга, которые напали бы на жителей берегов Инда; монгол вырвал бы сердце первому попавше- муся уроженцу Малабара, малабарец зарезал бы перса, перс — турка, и все вместе набросились бы на христиан, которые давно уже грызут друг друга.
Следовательно, право нетерпимости нелепо и жестоко: это право тигров и даже еще хуже того: тигры раздирают жертву, чтобы насытиться, а мы истребляем друг друга из-за параграфов.
четыре свободы
ФРАНКЛИН Д. РУЗВЕЛЬТ
Соединенные Штаты Америки
Речь «Четыре свободы», 6 января 1941
Мы мечтаем о мире, опирающемся на четыре основные свободы.
Первая — это свобода слова и самовыражения — во всем мире.
6 41 5
Вторая — свобода каждого человека по-своему чтить бога — во всем мире.
Третья — свобода от нужды, что в переводе на международный язык означает заключение экономических соглашений, которые обе- спечат в каждой стране здоровую мирную жизнь для ее граждан, — во всем мире.
Четвертая свобода — свобода от страха, что в переводе на международ- ный язык означает всеобщее сокращение вооружений — в такой степени и таким образом, чтобы ни одна страна не смогла совершить агрессию против любого своего соседа, — во всем мире.
Такой мир — не видение далекого будущего. Прочные основы его достижимы уж сейчас, в наше время и для нашего поколения.
о малых нациях
ЯКОБ БУРКХАРДТ
1818—1897, Швейцария
«0 мировой истории»
Малые страны существуют для того, чтобы в мире могли быть госу- дарства, где подавляющее большинство населения является гражданами в полном смысле слова... Ибо у малых стран нет ничего, кроме этой подлинной свободы, что возмещало бы им отсутствие преимуществ крупного государства.
Тайна — щит тирании
ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА
Италия
«О преступлениях и наказаниях», 1764
Тайные обвинения являются очевидным, но освященным злом, и у многих наций вследствие слабости их государственного устрой- ства они стали необходимостью. Этот обычай делает людей лживыми и скрытными. Кто может подозревать в другом доносчика, тот видит в нем своего врага. Люди привыкают тогда скрывать свои настоящие чувства, а привыкнув притворяться перед другими, кончают тем, что притворяются перед собой. Несчастны люди, дошедшие до такого со- стояния: лишенные ясных и твердых начал, которые указывали бы им путь, они блуждают, потерянные и колеблемые, по обширному морю сомнений, поглощенные заботой спастись от чудовищ, им угрожающих;
6 42 5
их настоящее всегда отравлено неизвестностью будущего; они лишены длительных наслаждений, доставляемых спокойствием и безопасно- стью; немногие наслаждения, выпадающие на их долю и за которые они хватаются жадно и беспорядочно, едва ли утешат их в том, что они жили на свете... Кто может защититься от клеветы, когда она вооружена самым сильным щитом тирании — тайной? Что же это за правление, где правитель в каждом подданном подозревает врага и вынужден ради общественного спокойствия лишать спокойствия каждого из граждан?
МАРИАНО МОРЕНО
Бразилия «О праве писать», 1810
Правда и добродетель несут в себе свое наилучшее оправдание, и там, где идет спор, свободная дискуссия, они всегда проявляются во всем блеске и великолепии; если же ограничить свободу дискуссии, челове- ческий дух померкнет, заблуждения, ложь, предрассудки, фанатизм и жестокость разобщат народы, неся им унижение, разорение и нищету.
Яростное перо цензора вымарало ссылки на Эразма Роттердамского «Космографии»
Мюнстера (XVi век) и выкололо глаз на изображении великого голландского гуманиста,
500-летие со дня рождения которого мир отметит в 1969 году. Справа: «Как подавляют
свободу печати» — французская карикатура XiX века.
о цели и средствах
ДЖОН ФИЛПОТ КУРРАН
Ирландия
Из речи в защиту Роуана, который
обвинялся в сочинении бунтарского пасквиля,
29 января 1794
6 43 5
От каких бедствий избавляет народ свобода безбоязненно выражать свои мысли? Я скажу вам, джентльмены, от чего она избавляет народ и от чего она избавляет правительство. Я скажу вам также, какую опасность для народа и для правительства таит в себе уничтожение этой свободы...
И если вы сомневаетесь в том, что подавление свободного выражения недовольства со стороны даже отдельной личности влечет за собой страшные последствия, то взгляните на те порабощенные страны, где подобные ограничения вводятся для сохранения деспотизма. Деспот всегда в опасности. Его постоянно осаждают страхи, а раб неустанно что- то замышляет, — деспот предотвращает угрозы, раб поджидает случая нанести удар. Развязка равно неожиданна для обоих: решающая мину- та приходит внезапно — в результате либо очередного сумасбродства первого, либо исступленной ярости последнего, и невозможно узнать об измене раньше, чем будет нанесен предательский удар.
...Пресса подавлена, народ порабощен, государь убит! Выступая в защиту общества и, следовательно, мира и свободы в рамках прочно- го союза двух наших стран, я призываю вас охранять свободу печати, этого великого стража государства, обличителя обмана обществен- ности. Оберегайте свободу печати, ибо, как только она перестанет существовать, с ней вместе сойдут в могилу и свобода подданных и безопасность короны.
ЭМАНУЭЛЬ АРНОЛЬД
Чешский публицист
«Временный закон о печати»
в Габсбургской империи, 1849
Единственное истинное назначение этого временного закона о печати, на мой взгляд, состоит в том, что он введен — временно! — для того, чтобы научить писателей держать язык за зубами; когда же они за такое предполагаемое время научатся этому, они раз и навсегда лишатся дара речи.
Если в период действия закона чешские писатели будут все-таки стремиться отстаивать правду, им придется проявить бесстрашие, достойное Яна Жижки, ибо согласно закону их будут отправлять на скамью подсудимых буквально за каждое слово.
Для редакторов не лишним было бы обратиться к правительству за разрешением заранее перевезти весь редакционный инвентарь пря- мо в тюрьму и там продолжать свою работу. Если такого разрешения
6 44 5
получить не удастся, тогда не слишком «толстому» журналу нужно будет иметь по крайней мере четырех редакторов: двое будут отбывать наказа- ние, третий — сидеть на скамье подсудимых, а четвертый — заниматься своим прямым делом. Четвертого, пожалуй, придется все-таки сдержи- вать, чтобы он, не дай бог, не выпил глотка шампанского, с которым в его кровь попала бы искра французского вольнодумства, — тогда журналу понадобится вдвое больше редакторов. Кроме того, издателю журнала не худо было бы иметь по меньшей мере несколько золотых приисков, чтобы тратить прибыли на уплату всевозможных штрафов.
Редактора, если, конечно, он не пешка, а человек, в душе которого живет любовь к человечеству, вряд ли можно будет застать в редактор- ском кресле. Чаще всего он будет сидеть в тюрьме, где ему представится возможность согнать со щек румянец, зажженный солнцем свободы...
Писатель не сможет произнести ни единого слова против пода- вления свободы прихвостнями власть имущих, не рискуя услышать тяжелый скрип затворяющейся тюремной двери. Любой его поли- тический трактат будет всего лишь карточным домиком, опрокинуть который зарубежный писатель, творящий в условиях свободы, сможет одним дуновением. Все это вряд ли пойдет на пользу простому наро- ду, который, скорее всего, снова погрузится в темноту и невежество.
Но так как наш народ любит заниматься политикой и докапываться до истины, то вряд ли он будет мириться с таким положением вещей.
КАРЛ МАРКС
«Дебаты шестого рейнского ландатага
(статья первая). Дебаты о свободе печати
и об опубликовании протоколов сословного собрания», 1842
Истинная, коренящаяся в самом существе свободы печати, цен- зура есть критика. Она — тот суд, который свобода печати порождает изнутри себя.
...Цензура сама признает, что она не есть самоцель, что она не есть нечто хорошее само по себе, что она, следовательно, покоится на принципе: «Цель оправдывает средства». Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель... Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. Подобно религиозному проповеднику, — хотя
6 45 5
и в другом смысле, — и он также следует принципу: «повиноваться больше богу, чем людям», — людям, к числу которых относится и он сам со своими человеческими потребностями и желаниями... Главнейшая
свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. Писатель, который низводит печать до простого материального средства, в на- казание за эту внутреннюю несвободу заслуживает внешней несвобо- ды — цензуры; впрочем, и самое его существование является уже для него наказанием.
Провозгласить свободу еще не все
А.И. ГЕРЦЕН
1812- 1870
«С того берега»
Люди думают, что достаточно доказать истину, как математиче- скую теорему, чтоб ее приняли; что достаточно самому верить, чтоб другие поверили. Выходит совсем иное, одни говорят одно, а другие слушают их и понимают другое, оттого что их развития разные. Что проповедовали первые христиане и что поняла толпа? Толпа поня- ла все непонятное, все нелепое и мистическое; все ясное и простое было ей не доступно; толпа приняла все связующее совесть и ничего освобождающее человека. Так впоследствии она поняла революцию только кровавой расправой, гильотиной, местью; горькая историческая необходимость сделалась торжественным криком; к слову «братство» приклеили слово «смерть». «Fraternite ou la mort!»
*
сделалось каким- то «La bourse ou la vie»
**
террористов. Мы столько жили сами, столько видели да столько за нас жили наши предшественники, что наконец нам непростительно увлекаться, думать, что достаточно возвестить римскому миру евангелие, чтоб сделать из него демократическую и социальную республику, как это думали красные апостолы; или что достаточно в два столбца напечатать иллюстрированное издание des droits de l'homme
***
, чтоб человек сделался свободным.
*
«Братство или смерть!» (франц.) — Ред.
**
«Кошелек или жизнь» (франц.) — Ред.
***
Прав человек (франц.) — Ред.
6 46 5
ГЛАВА 4
ВозмущЕНИЕ уГНЕтЕННых
Несчастные несут свое бремя молча
А.П. Чехов
Пословица Телугу
Махатма Ганди
Дизраэли. Дети тьмы
Джонатан Свифт. Избиение младенцев
Мера суждения
Доминго Фаустино Сармьенто
Английская поговорка
М. А. Бакунин
Товарищ и соратник, а не раба
Кемаль Ататюрк
Генрик Ибсен
Махатма Ганди
Томас Мор. об имущественном равенстве
Педро Сьеса Де Леон. Забота инков об
общественном благополучии
Максим Горький. Торжество разума
Несчастные несут свое бремя молча
А.П. ЧЕХОВ
«Крыжовник», 1898
Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протесту- ет одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ве- дер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок,
6 47 5
очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не- счастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
ПОСЛОВИЦА ТЕЛУГУ
о-в Маврикий
Упадет ли лист банана на колючку или колючка на банановый лист равно страдает лист.
МАХАТМА ГАНДИ
1869-1948, Индия
Для меня всегда было загадкой, как могут люди усматривать что-то почетное для себя в унижении ближних.
Дети тьмы
ДИЗРАЭЛИ
Англия «Сибилла, или Две нации», 1845
Шахта извергает из чрева рабов... Огромная толпа молодых людей
— увы, обоего пола, однако их невозможно отличить ни по одежде, ни по языку; все они одеты по-мужски; с уст, созданных для ласковых, нежных речей, то и дело срываются проклятия, которые даже мужчину заставят содрогнуться. А ведь многие из них — будущие матери Англии!
Но можно ли удивляться грубости и чудовищности их языка, зная о страшных, нечеловеческих условиях, в которых они живут?
Обнаженные до пояса, одетые лишь в холщовые штаны, с при- стегнутой к кожаному поясу железной цепью, свисающей между ног, английские девушки по двенадцать, а иной раз и по шестнадцать часов в сутки то толкают вверх, то тащат за собой вагонетки с углем по кру- тым подземным переходам, где им приходится пробираться ползком, в полной темноте, порой увязая в грязи. И эти нечеловеческие усло- вия до сих пор остаются незамеченными Обществом за запрещение работорговли. Достопочтенные джентльмены из этого общества делают
тИрАНы В рАзНом обЛИчьЕ
Действие и следствие
Карел Чапек
Дени Дидро
В.И. Ленин. Против самодержавия
Мэн-Цзы. Величие униженных
человек и истина
Генри Давид Торо
Русская пословица
Вольтер. о терпимости
Франклин Д. Рузвельт. четыре свободы
Якоб Буркхардт. о малых нациях
Тайна — щит тирании
Чезаре Беккариа
Мариано Морено
о цели и средствах
Джон Филпот Курран
Эмануэль Арнольд
Карл Маркс
А.И. Герцен. Провозгласить свободу еще не все
6 38 5
Действие и следствие
КАРЕЛ ЧАПЕК
1890-1938 « Побасенки»
Тиран и философы:
Я буду действовать, а вы будете подыскивать основания для моих действий.
ДЕНИ ДИДРО
Франция
«Энциклопедия», 1751-1772
Гонения создают лицемеров, но не адептов.
Против самодержавия
В.И. ЛЕНИН
«Проект и объяснение программы
социал-демократической партии»,
Написано в тюрьме, 1895-1896
... Русская социал-демократическая партия требует прежде всего:
1. Созвания Земского собора из представителей всех граждан для выработки конституции.
2. Всеобщего и прямого избирательного права для всех русских граждан, достигших 21 года, без различия вероисповедания и нацио- нальности.
3. Свободы собраний, союзов и стачек.
4. Свободы печати.
5. Уничтожения сословий и полного равенства всех граждан перед законом.
6. Свободы вероисповедания и равноправности всех националь- ностей....
6 39 5 7. Предоставления каждому гражданину права преследовать вся- кого чиновника перед судом, без жалоб по начальству.
8. Отмены паспортов, полной свободы передвижений и пересе- лений.
9. Свободы промыслов и занятий и уничтожения цехов.
Величие униженных
МЭН-ЦЗЫ
372-289 годы до нашей эры, Китай
Народ составляет главный элемент, государство — второстепен- ный, а государь — последний.
человек и истина
ГЕНРИ ДАВИД ТОРО
Соединенные Штаты Америки
«Гражданское неповиновение», 1849
Является ли демократия в том виде, в каком мы ее знаем, наи- более совершенной формой правления? Нельзя ли сделать еще один шаг вперед на пути признания и обеспечения прав человека?
Страна только тогда достигнет вершин свободы и прогресса, когда она признает отдельного человека носителем высшей власти и суве- ренитета, источником своей власти и государственности и когда она буде соответственно к нему относиться. В моем воображении я вижу государство, которое справедливо по отношению ко всем людям и к каждому относится с уважением, как к соседу; оно даже не сочтет нарушением мира и порядка то, что некоторые лица обособятся от него, не вмешиваясь в его дела и одновременно не забывая о своих обязанностях соседа и соотечественника. Государство, которое может принести такой плод и даст ему упасть, созрев, подготовит почву для появления еще более совершенного и прекрасного государства, которое также возникает в моем представлении, но которое мне еще не приходилось встречать.
РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА
Сила не в силе, а в правде.
6 40 5
о терпимости
ВОЛЬТЕР
«Трактат о веротерпимости», 1763
Естественным правом называется то, что природа указывает всем людям. Вы воспитали вашего ребенка — он обязан оказывать вам ува- жение, как отцу, и благодарность, как благодетелю. Вы имеете право на продукты земли, возделанной вашими руками. Вы дали и получили обещание — оно должно быт выполнено.
Человеческое право не может быть основано ни на чем ином, как на этом естественном праве, а великое всемирное начало того и другого на всей земле заключается в следующем: «Не делай другому того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе». Мы не понимаем, как, следуя это- му принципу, один человек мог бы сказать другому: «Верь в то, во что я верю и во что ты не можешь верить — иначе ты умрешь». Так говорят в Португалии, в Испании, в Гоа. В некоторых других странах теперь говорят уже только: «Верь — или я тебя возненавижу; верь — или я тебе буду делать все зло, какое могу; чудовище, ты не исповедует мою религию — значит, у тебя нет религии; ты должен быть ненавистен твоим соседям, твоему городу, твоей провинции».
Если бы человеческое право допускало подобный образ действий, то японец должен бы был ненавидеть китайца, китаец — сиамца, по- следние преследовали бы обитателей страны Ганга, которые напали бы на жителей берегов Инда; монгол вырвал бы сердце первому попавше- муся уроженцу Малабара, малабарец зарезал бы перса, перс — турка, и все вместе набросились бы на христиан, которые давно уже грызут друг друга.
Следовательно, право нетерпимости нелепо и жестоко: это право тигров и даже еще хуже того: тигры раздирают жертву, чтобы насытиться, а мы истребляем друг друга из-за параграфов.
четыре свободы
ФРАНКЛИН Д. РУЗВЕЛЬТ
Соединенные Штаты Америки
Речь «Четыре свободы», 6 января 1941
Мы мечтаем о мире, опирающемся на четыре основные свободы.
Первая — это свобода слова и самовыражения — во всем мире.
6 41 5
Вторая — свобода каждого человека по-своему чтить бога — во всем мире.
Третья — свобода от нужды, что в переводе на международный язык означает заключение экономических соглашений, которые обе- спечат в каждой стране здоровую мирную жизнь для ее граждан, — во всем мире.
Четвертая свобода — свобода от страха, что в переводе на международ- ный язык означает всеобщее сокращение вооружений — в такой степени и таким образом, чтобы ни одна страна не смогла совершить агрессию против любого своего соседа, — во всем мире.
Такой мир — не видение далекого будущего. Прочные основы его достижимы уж сейчас, в наше время и для нашего поколения.
о малых нациях
ЯКОБ БУРКХАРДТ
1818—1897, Швейцария
«0 мировой истории»
Малые страны существуют для того, чтобы в мире могли быть госу- дарства, где подавляющее большинство населения является гражданами в полном смысле слова... Ибо у малых стран нет ничего, кроме этой подлинной свободы, что возмещало бы им отсутствие преимуществ крупного государства.
Тайна — щит тирании
ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА
Италия
«О преступлениях и наказаниях», 1764
Тайные обвинения являются очевидным, но освященным злом, и у многих наций вследствие слабости их государственного устрой- ства они стали необходимостью. Этот обычай делает людей лживыми и скрытными. Кто может подозревать в другом доносчика, тот видит в нем своего врага. Люди привыкают тогда скрывать свои настоящие чувства, а привыкнув притворяться перед другими, кончают тем, что притворяются перед собой. Несчастны люди, дошедшие до такого со- стояния: лишенные ясных и твердых начал, которые указывали бы им путь, они блуждают, потерянные и колеблемые, по обширному морю сомнений, поглощенные заботой спастись от чудовищ, им угрожающих;
6 42 5
их настоящее всегда отравлено неизвестностью будущего; они лишены длительных наслаждений, доставляемых спокойствием и безопасно- стью; немногие наслаждения, выпадающие на их долю и за которые они хватаются жадно и беспорядочно, едва ли утешат их в том, что они жили на свете... Кто может защититься от клеветы, когда она вооружена самым сильным щитом тирании — тайной? Что же это за правление, где правитель в каждом подданном подозревает врага и вынужден ради общественного спокойствия лишать спокойствия каждого из граждан?
МАРИАНО МОРЕНО
Бразилия «О праве писать», 1810
Правда и добродетель несут в себе свое наилучшее оправдание, и там, где идет спор, свободная дискуссия, они всегда проявляются во всем блеске и великолепии; если же ограничить свободу дискуссии, челове- ческий дух померкнет, заблуждения, ложь, предрассудки, фанатизм и жестокость разобщат народы, неся им унижение, разорение и нищету.
Яростное перо цензора вымарало ссылки на Эразма Роттердамского «Космографии»
Мюнстера (XVi век) и выкололо глаз на изображении великого голландского гуманиста,
500-летие со дня рождения которого мир отметит в 1969 году. Справа: «Как подавляют
свободу печати» — французская карикатура XiX века.
о цели и средствах
ДЖОН ФИЛПОТ КУРРАН
Ирландия
Из речи в защиту Роуана, который
обвинялся в сочинении бунтарского пасквиля,
29 января 1794
6 43 5
От каких бедствий избавляет народ свобода безбоязненно выражать свои мысли? Я скажу вам, джентльмены, от чего она избавляет народ и от чего она избавляет правительство. Я скажу вам также, какую опасность для народа и для правительства таит в себе уничтожение этой свободы...
И если вы сомневаетесь в том, что подавление свободного выражения недовольства со стороны даже отдельной личности влечет за собой страшные последствия, то взгляните на те порабощенные страны, где подобные ограничения вводятся для сохранения деспотизма. Деспот всегда в опасности. Его постоянно осаждают страхи, а раб неустанно что- то замышляет, — деспот предотвращает угрозы, раб поджидает случая нанести удар. Развязка равно неожиданна для обоих: решающая мину- та приходит внезапно — в результате либо очередного сумасбродства первого, либо исступленной ярости последнего, и невозможно узнать об измене раньше, чем будет нанесен предательский удар.
...Пресса подавлена, народ порабощен, государь убит! Выступая в защиту общества и, следовательно, мира и свободы в рамках прочно- го союза двух наших стран, я призываю вас охранять свободу печати, этого великого стража государства, обличителя обмана обществен- ности. Оберегайте свободу печати, ибо, как только она перестанет существовать, с ней вместе сойдут в могилу и свобода подданных и безопасность короны.
ЭМАНУЭЛЬ АРНОЛЬД
Чешский публицист
«Временный закон о печати»
в Габсбургской империи, 1849
Единственное истинное назначение этого временного закона о печати, на мой взгляд, состоит в том, что он введен — временно! — для того, чтобы научить писателей держать язык за зубами; когда же они за такое предполагаемое время научатся этому, они раз и навсегда лишатся дара речи.
Если в период действия закона чешские писатели будут все-таки стремиться отстаивать правду, им придется проявить бесстрашие, достойное Яна Жижки, ибо согласно закону их будут отправлять на скамью подсудимых буквально за каждое слово.
Для редакторов не лишним было бы обратиться к правительству за разрешением заранее перевезти весь редакционный инвентарь пря- мо в тюрьму и там продолжать свою работу. Если такого разрешения
6 44 5
получить не удастся, тогда не слишком «толстому» журналу нужно будет иметь по крайней мере четырех редакторов: двое будут отбывать наказа- ние, третий — сидеть на скамье подсудимых, а четвертый — заниматься своим прямым делом. Четвертого, пожалуй, придется все-таки сдержи- вать, чтобы он, не дай бог, не выпил глотка шампанского, с которым в его кровь попала бы искра французского вольнодумства, — тогда журналу понадобится вдвое больше редакторов. Кроме того, издателю журнала не худо было бы иметь по меньшей мере несколько золотых приисков, чтобы тратить прибыли на уплату всевозможных штрафов.
Редактора, если, конечно, он не пешка, а человек, в душе которого живет любовь к человечеству, вряд ли можно будет застать в редактор- ском кресле. Чаще всего он будет сидеть в тюрьме, где ему представится возможность согнать со щек румянец, зажженный солнцем свободы...
Писатель не сможет произнести ни единого слова против пода- вления свободы прихвостнями власть имущих, не рискуя услышать тяжелый скрип затворяющейся тюремной двери. Любой его поли- тический трактат будет всего лишь карточным домиком, опрокинуть который зарубежный писатель, творящий в условиях свободы, сможет одним дуновением. Все это вряд ли пойдет на пользу простому наро- ду, который, скорее всего, снова погрузится в темноту и невежество.
Но так как наш народ любит заниматься политикой и докапываться до истины, то вряд ли он будет мириться с таким положением вещей.
КАРЛ МАРКС
«Дебаты шестого рейнского ландатага
(статья первая). Дебаты о свободе печати
и об опубликовании протоколов сословного собрания», 1842
Истинная, коренящаяся в самом существе свободы печати, цен- зура есть критика. Она — тот суд, который свобода печати порождает изнутри себя.
...Цензура сама признает, что она не есть самоцель, что она не есть нечто хорошее само по себе, что она, следовательно, покоится на принципе: «Цель оправдывает средства». Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель... Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. Подобно религиозному проповеднику, — хотя
6 45 5
и в другом смысле, — и он также следует принципу: «повиноваться больше богу, чем людям», — людям, к числу которых относится и он сам со своими человеческими потребностями и желаниями... Главнейшая
свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. Писатель, который низводит печать до простого материального средства, в на- казание за эту внутреннюю несвободу заслуживает внешней несвобо- ды — цензуры; впрочем, и самое его существование является уже для него наказанием.
Провозгласить свободу еще не все
А.И. ГЕРЦЕН
1812- 1870
«С того берега»
Люди думают, что достаточно доказать истину, как математиче- скую теорему, чтоб ее приняли; что достаточно самому верить, чтоб другие поверили. Выходит совсем иное, одни говорят одно, а другие слушают их и понимают другое, оттого что их развития разные. Что проповедовали первые христиане и что поняла толпа? Толпа поня- ла все непонятное, все нелепое и мистическое; все ясное и простое было ей не доступно; толпа приняла все связующее совесть и ничего освобождающее человека. Так впоследствии она поняла революцию только кровавой расправой, гильотиной, местью; горькая историческая необходимость сделалась торжественным криком; к слову «братство» приклеили слово «смерть». «Fraternite ou la mort!»
*
сделалось каким- то «La bourse ou la vie»
**
террористов. Мы столько жили сами, столько видели да столько за нас жили наши предшественники, что наконец нам непростительно увлекаться, думать, что достаточно возвестить римскому миру евангелие, чтоб сделать из него демократическую и социальную республику, как это думали красные апостолы; или что достаточно в два столбца напечатать иллюстрированное издание des droits de l'homme
***
, чтоб человек сделался свободным.
*
«Братство или смерть!» (франц.) — Ред.
**
«Кошелек или жизнь» (франц.) — Ред.
***
Прав человек (франц.) — Ред.
6 46 5
ГЛАВА 4
ВозмущЕНИЕ уГНЕтЕННых
Несчастные несут свое бремя молча
А.П. Чехов
Пословица Телугу
Махатма Ганди
Дизраэли. Дети тьмы
Джонатан Свифт. Избиение младенцев
Мера суждения
Доминго Фаустино Сармьенто
Английская поговорка
М. А. Бакунин
Товарищ и соратник, а не раба
Кемаль Ататюрк
Генрик Ибсен
Махатма Ганди
Томас Мор. об имущественном равенстве
Педро Сьеса Де Леон. Забота инков об
общественном благополучии
Максим Горький. Торжество разума
Несчастные несут свое бремя молча
А.П. ЧЕХОВ
«Крыжовник», 1898
Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протесту- ет одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ве- дер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок,
6 47 5
очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть не- счастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
ПОСЛОВИЦА ТЕЛУГУ
о-в Маврикий
Упадет ли лист банана на колючку или колючка на банановый лист равно страдает лист.
МАХАТМА ГАНДИ
1869-1948, Индия
Для меня всегда было загадкой, как могут люди усматривать что-то почетное для себя в унижении ближних.
Дети тьмы
ДИЗРАЭЛИ
Англия «Сибилла, или Две нации», 1845
Шахта извергает из чрева рабов... Огромная толпа молодых людей
— увы, обоего пола, однако их невозможно отличить ни по одежде, ни по языку; все они одеты по-мужски; с уст, созданных для ласковых, нежных речей, то и дело срываются проклятия, которые даже мужчину заставят содрогнуться. А ведь многие из них — будущие матери Англии!
Но можно ли удивляться грубости и чудовищности их языка, зная о страшных, нечеловеческих условиях, в которых они живут?
Обнаженные до пояса, одетые лишь в холщовые штаны, с при- стегнутой к кожаному поясу железной цепью, свисающей между ног, английские девушки по двенадцать, а иной раз и по шестнадцать часов в сутки то толкают вверх, то тащат за собой вагонетки с углем по кру- тым подземным переходам, где им приходится пробираться ползком, в полной темноте, порой увязая в грязи. И эти нечеловеческие усло- вия до сих пор остаются незамеченными Обществом за запрещение работорговли. Достопочтенные джентльмены из этого общества делают