ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 48 5
вид, что им ничего не известно о страданиях детей, которым поручено открывать и закрывать вентиляционные двери в шахтах, и это тем более поразительно, что многие из этих детей работают именно у них. Поглядите на этих несчастных детишек, выползающих из недр земли: им по четыре- пять лет от роду, есть среди них и девочки, прелестные создания, пока еще нежные и боязливые; им поручена ответственная работа, и характер ее заставляет их приходить в шахты первыми, а уходить последними. Их труд нельзя назвать тяжелым, да иначе и быть не может, но он вынуждает их весь день проводить в темноте и одиночестве. И поэтому их работа сродни наказанию, придуманному философствующими филантропами для самых страшных преступников, почитающих это наказание страшнее смерти, которую оно призвано заменить.
Проходит час за часом, и все, что связывает их с миром, который они оставили, и с миром, в который они пришли, — это проходящие мимо вагонетки с углем, для которых они открывают перегородки подземных галерей; и от того, насколько тщательно будут они закрывать вентиля- ционные двери за проходящей вагонеткой, зависит безопасность шахты и жизнь находящихся там людей.
Избиение младенцев
ДЖОНАТАН СВИФТ
Ирландия
«Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии
были бы в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для
общества», 1729
Печальное зрелище предстает перед теми, кто прогуливается по этому большому городу или путешествует по стране, когда они видят на улицах, на дорогах и у дверей хижин толпы нищих женщин с тремя, четырьмя или шестью детьми в лохмотьях, пристающих к каждому прохожему за милостыней. Эти матери, не имея возможности честным трудом заработать себе на пропитание, вынуждены все время блуждать по улицам, вымаливая подаяния для своих беспомощных младенцев; а те, когда вырастают, или становятся ворами, за отсутствием работы, или покидают свою любимую родину для того, чтобы сражаться за пре- тендента на трон в Испании, или же продают себя на Барбадос.
Я думаю, что все партии согласны с тем, что такое громадное ко- личество детей на руках, на спине или под ногами у матерей, а часто
6 49 5
и у отцов, представляет собою лишнюю обузу для нашего королевства в его настоящем плачевном положении. Поэтому всякий, кто мог бы изыскать хорошее, дешевое и легкое средство превратить этих людей в полезных членов общества, вполне заслужил бы, чтобы ему воздвигли памятник как спасителю отечества. Но моя задача отнюдь не ограни- чивается заботой о детях одних только профессиональных нищих; она гораздо шире и распространяется вообще на всех детей определен- ного возраста, родители которых по существу так же мало способны содержать их, как и те, кто просит милостыню на улицах... Поэтому я скромно предлагаю на всеобщее рассмотрение свои мысли по это- му поводу, которые, как я надеюсь, не вызовут никаких возражений.
Один очень образованный американец, с которым я познакомился в
Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей сте- пени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушеном, жареном, печеном или вареном виде. Я не сомневаюсь, что он так же превосходно подой- дет и для фрикассе или рагу.
Я беру на себя смелость просить всех обратить внимание и на то об- стоятельство, что из учтенных нами ста двадцати тысяч детей двадцать тысяч можно сохранить для дальнейшего воспроизведения потомства, причем только четвертая часть этих младенцев должна быть мужского пола. Это больше, чем обычно оставляется баранов, быков и боровов; я принимаю здесь во внимание, что эти дети редко бывают плодами законного брака — обстоятельство, на которое дикари не обращают особого внимания, и поэтому одного самца будет вполне достаточно, чтобы обслужить четырех самок. Остальные же сто тысяч, достигнув одного года, могут продаваться знатным и богатым лицам по всей стране. Следует только рекомендовать матерям обильно кормить их грудью в течение последнего месяца с тем, чтобы младенцы сделались упитанными и жирными и хорошо годились бы в кушанье для изыскан- ного стола. Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом упо- треблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою...
В конце концов, я не так уж неистово увлечен своей собственной идеей, чтобы отвергнуть всякое другое предложение, сделанное умными
6 50 5
людьми, если оно будет в равной степени безвредным, дешевым, удоб- ным и эффективным... Я бы хотел, чтобы те политические деятели, ко- торым не нравится мое предложение и которые, может быть, возьмут на себя смелость попытаться ответить мне, сперва спросили бы родителей этих детей, не считают ли они теперь, что для них было бы великим сча- стьем, если бы в свое время их продали и съели в возрасте одного года, как я сейчас предлагаю. Ведь тем самым они избежали бы целого ряда бесконечных несчастий и бедствий, которым они подвергались все это время благодаря гнету помещиков, невозможности уплатить арендную плату без денег и без сбыта для своих продуктов, недостатку элементар- ного питания, отсутствию жилища и одежды для защиты от непогоды и совершенно неизбежной перспективе навсегда оставить в наследство подобные же или еще большие бедствия своему потомству.
Мера суждения
ДОМИНГО ФАУСТИНО САРМЬЕНТО
1811 - 1888, Аргентина
Об уровне цивилизации можно судить по тому, какое социальное положение занимает в ней женщина.
АНГЛИЙСКАЯ ПОГОВОРКА
XiV век
Когда Адам пахал, а Ева пряла, — о кто тогда был дворянином?
М. А. БАКУНИН
1814 - 1876
Оно (воспитание) должно стремиться не к дрессировке характера, ума и сердца, а к их пробуждению к независимой и свободной деятель- ности. Оно должно не иметь другой цели, как развитие свободы…
Товарищ и соратник, а не раба
КЕМАЛЬ АТАТЮРК
Турция, 1923
Пренебрежение, с которым мы относимся к нашим женщинам, — вот истинная причина неудач нашей социальной системы. Судьба определяет продолжительность нашей жизни, но смысл и значение
6 51 5
ей придает наша деятельность. И если в обществе деятельна лишь мужская его половина, а женщинам действовать не дано, такое обще- ство поражает паралич. Если общество хочет развиваться, достигать поставленных целей, оно должно выполнять определенные обязан- ности и ничего не отдавать на волю случая. Нашему обществу нужна наука и техника, и потому знания должны приобретать и мужчины и женщины — на общих правах и во имя общей цели. Известно, как важно в жизни и в любой области человеческих устремлений разде- ление обязанностей. В этом разделении на долю женщин выпадают определенные задачи, которые они должны выполнять, но эти задачи должны предполагать всестороннее участие в деятельности, направ- ленной на достижение общего счастья и благосостояния. Домашний труд — это лишь наименее настоятельная и наименее важная часть общественных обязанностей женщины.
ГЕНРИК ИБСЕН
Норвегия
«Кукольный дом», 1879
ХЕЛЬМЕР: Ты прежде всего жена и мать.
НОРА: Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я чело- век, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком.
ХЕЛЬМЕР: Ты судишь, как ребенок. Не понимаешь общества, в котором живешь.
НОРА: Да, не понимаю. Вот и хочу присмотреться к нему. Мне надо выяснить себе, кто прав — общество или я.
МАХАТМА ГАНДИ
1869-1948, Индия
Если бы я родился женщиной, я восстал бы против любых пре- тензий мужчины считать, что женщина рождена быть его игрушкой.
Чтобы понять сердце женщины, я сам духовно перевоплотился в нее. Мне не удавалось понять сердце жены до тех пор, пока я не стал относиться к ней иначе, чем раньше, вернув ей все права и от- казавшись от всех моих так называемых прав мужа...
Я понял, что жена не раба, а товарищ и соратник мужа, призванный делить с ним на равных правах все радости и печали. Как и муж, жена имеет право идти собственным путем.
6 52 5
об имущественном равенстве
ТОМАС МОР
Англия
«Утопия», 1516
Этот мудрец [Платон] легко усмотрел, что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каж- дого есть своя собственность. Именно, если каждый на определенных законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни было имущественное изобилие, все оно попадает немно- гим; а они, разделив его между собою, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что один вполне заслуживает жребия других: именно — первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и простые и повседневным трудом прино- сят больше пользы обществу, чем себе лично... Я, правда, допускаю, что оно [бремя скорбей] может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.
Например, можно установить следующее: никто не должен иметь зе- мельной собственности выше известного предела; сумма денежного имущества каждого может быть ограничена законами; могут быть из- даны известные законы, запрещающие королю чрезмерно проявлять свою власть, а народу быть излишне своевольным; можно запретить приобретать должности подкупом или продажей; происхождение этих должностей не должно сопровождаться издержками...
Забота инков об общественном благополучии
ПЕДРО СЬЕСА ДЕ ЛЕОН
Испания, XVi
...Столь велик был страх перед правителями, что все племена сей обширной земли не смели их ослушаться и повиновались им с таким усердием, как если бы сам бог был рядом и мог тут же покарать вино- вного. Они страшились правителей, зная их могущество и справедли- вость: сотворившего зло ожидало неминуемое возмездие, и отвратить его нельзя было ни подкупом, ни мольбою. Но инки были справедливы к подвластным им племенам; они не позволяли творить над ними
6 53 5
произвол, облагать их чрезмерной данью или чинить им другую не- справедливость; мало того, многим племенам повелели они превратить бесплодные земли, на которых предки их терпели нужду великую, в плодородные и изобильные, дав им то, что им для этого недоставало; а другим племенам, терпевшим нужду в одежде, повелели они дать стада. Одним словом, всем известно было, что за смирение и покор- ность плативших дань племен правители охраняли их земли, указывая им путь от невежества к знаниям, от бедности к изобилию.
Торжество разума
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
«Владимир Ильич Ленин», 1920
— Как видит Ленин новый мир?
И предо мной развертывается грандиозная картина земли... Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответствен- ности за все, творящееся им и вокруг него. Повсюду города-сады
— вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он — наконец! — действительный властелин стихий. Его физическая энергия не тратится больше на грубый, грязный труд, она перероди- лась в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию, основных вопросов бытия...
Облагороженный технически, осмысленный социально, труд стал наслаждением человека. Действительно освобожден, наконец, разум человека — самое драгоценное начало в мире — и, действительно, разум стал бесстрашен... Не думаю, чтоб я приписал Ленину мечты, чуждые ему, не думаю, что я романтизирую этого человека, — я не могу представить его себе без этой прекрасной мечты о будущем счастье всех людей, о светлой, радостной жизни. Чем крупней человек, — тем более дерзка его мечта.
6 54 5
1 2 3 4
ГЛАВА 5
буДущЕЕ — ЕДИНоЕ общЕстВо
Сначала — человечество, потом — нация
Монтескье
Румынская пословица
Ян Амос Коменский. Причины отчуждения людей
Мир и порядок зиждутся на правосудии
И. Кант
Уильям Пенн
Доминго Фаустино Сармьенто. Право убежища — неотъемлемое
право человека
Паскаль. На двух берегах
Мудрость одетых в лохмотья
«Максимы» птахотепа
Хадис
кошки и мыши — сомалийская сказка
Сначала — человечество, потом — нация
МОНТЕСКЬЕ
1689 - 1755
«Мои мысли»
Если бы я знал нечто могущее принести Франции пользу, а дру- гим странам разорение, я никогда не открыл бы этого государю, ибо я прежде всего человек, а потом уже француз, или (что то же самое) я человек — в силу неизбежности, а француз — по воле случая.
буДущЕЕ — ЕДИНоЕ общЕстВо
Сначала — человечество, потом — нация
Монтескье
Румынская пословица
Ян Амос Коменский. Причины отчуждения людей
Мир и порядок зиждутся на правосудии
И. Кант
Уильям Пенн
Доминго Фаустино Сармьенто. Право убежища — неотъемлемое
право человека
Паскаль. На двух берегах
Мудрость одетых в лохмотья
«Максимы» птахотепа
Хадис
кошки и мыши — сомалийская сказка
Сначала — человечество, потом — нация
МОНТЕСКЬЕ
1689 - 1755
«Мои мысли»
Если бы я знал нечто могущее принести Франции пользу, а дру- гим странам разорение, я никогда не открыл бы этого государю, ибо я прежде всего человек, а потом уже француз, или (что то же самое) я человек — в силу неизбежности, а француз — по воле случая.
6 55 5
РУМЫНСКАЯ ПОСЛОВИЦА
Надежда человека — в человеке.
Причины отчуждения людей
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
чешский просветитель, XVii век
Существуют три основные причины, вызывающие отчуждение людей друг от друга: 1) различие взглядов: мы не можем думать об одном и том же одинаково; 2) враждебность: мы не можем относиться к ина- комыслящим без некоторой враждебности; поэтому расхождение во взглядах всегда порождает предубеждение и восстанавливает людей друг против друга; 3) гонения и преследования — результаты враждеб- ности, чреватые для нее серьезными последствиями. Первая причина коренится в разуме, вторая — в чувствах, а третья — в тайных или явных насильственных действиях, которые ведут к общей погибели.
Мир и порядок зиждутся на правосудии
И. КАНТ
немецкий философ «К вечному миру»
Понятие международного права как права на войну нельзя мыс- лить (ибо это должно быть правом не по общезначимым внешним законам, ограничивающим свободу каждого отдельного человека, а по односторонним максимам каждого силой решать вопрос о праве), если только не понимать под ним следующее: вполне справедливо, что настроенные таким образом люди истребляют друг друга и, сле- довательно, находят вечный мир в глубокой могиле, скрывающей все ужасы насилия вместе с их виновниками. В соответствии с разумом в отношениях государств между собой не может быть никакого дру- гого способа выйти из свободного от закона состояния постоянной войны, кроме как отречься, подобно отдельным людям, от своей дикой
(не основанной на законе) свободы, приспособиться к публичным принудительным законам и образовать таким путем (разумеется, постоянно расширяющееся) государство народов (civitas gentium), которое в конце концов охватит все народы земли.