Файл: организация игровых методов в начальной школе как способа коррекции трудностей обучении младших школьников школьников.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игру можно успешно использовать на уроках как средство коррекционно-воспитательной работы со школьниками, так и для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении, в серьёзную учебную деятельность.
Существуют условия, при которых использование игр более продуктивно:
1 Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому, необходимо постоянно поддерживать ребенка;
2.Необходимо заинтересовывать ребенка игрой, но не заставлять его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Нельзя обижать ребенка в игре;
3.Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Нельзя подсказывать. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности;
4.Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо попробовать выполнить их самим
5.Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие;
6.Если ребенок не справляется с заданием, значит, произошла переоценка уровня его развития. Необходимо сделать перерыв, а через несколько дней начать с более легких заданий;
7. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка
8.Остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней;
9.Необходимо, чтобы развивающие игры стояли на видном месте;
10.Чем больше развито у ребенка какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале;
11. Необходимо создавать непринужденную обстановку и не останавливать ребенка в его двигательной активности;
12. Необходимо устраивать соревнования между ребенком и взрослыми.
Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающем миром – игра.
Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.
Таким образом, вторая глава нашей работы будет посвящена описанию методик.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.
2.1. Использования диагностического инструментария по определению уровня развития психических процессов …
Рассмотрев теоретический аспект проблемы, мы пришли к выводу, что, необходимо для коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста, необходимо использовать игры и упражнения на развитие психических процессов .
Цель: доказать, влияние игровых методов на коррекцию трудностей в обучении.
Задачи:
1.Изучить психологическую характеристику школьников с трудностями в обучении
2.Рассмотреть игры и упражнения как средство коррекции трудностей в обучении детей.
3.Описать опытно-практическую работу.
Гипотезой исследования является предположение о том, что при использовании игр и упражнений, как средство коррекции трудностей в обучении детей, на уроках можно эффективно скорректировать трудности в обучении у младших школьников, если:
- дидактические игры отбираются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целями и задачами уроков, используются с другими методами, формами и приемами, которые помогут при изучении нового материала;
- познавательная деятельность учащихся достигает преобразующего и творческо-поискового уровня.
Опытно-практическая часть нашего исследования проходила на базе МАОУ Школы №37,г.Уфы. Всего в исследовании приняло участие 59 младших школьников из двух классов: 1«А» и 1«Б». Ученики 1«А» представляли контрольную группу из 30 человек, а воспитанники из 1«Б» являлись экспериментальной группой из 29 человек.
Опытно-практическая работа состояла из трех этапов. Для проверки эффективности применения дидактических игр в процессе формирования познавательных навыков и предметных результатов на уроках русского языка была проведена опытно - экспериментальная работа.
Опытно - экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа для выявления уровня развития познавательных навыков и предметных результатов.
На формирующем этапе была проведена работа по формированию познавательных навыков и предметных результатов по корекции трудности обучения на уроках русского языка по теме «Слова с непроверяемым написанием» [12, с. 95]. В уроки включались дидактические игры и упражнения. На контрольном этапе была проведена повторная диагностическая работа для проверки уровня развития познавательных навыков и предметных результатов и определения эффективности применения дидактической игры по работе над темой «Слова с непроверяемым написанием».
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностическая работа для выявления уровня развития познавательных навыков и предметных результатов обучающихся.
Диагностическая карта была составлена по теме «Слова с непроверяемым написанием».
2.2.Содержание работы по коррекции трудностей в обучении Рассмотрим подробнее содержание и структуру работы, процедуру проведения и анализ полученных материалов.
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Диагностическая карта включает 9 заданий, которые различаются по типу, сложности и содержанию.
Таблица 1
Характеристика предложенных в диагностической карте заданий
№ | Объект диагностики | Уровень сложности задания | Максимальный балл |
1 | Умение делить слово на слоги | Базовый | 1 |
3 | Умение делить слова на тематические группы | Повышенный | 2 |
3 | Умение проводить звукобуквенный анализ словарного слова | Базовый | 2 |
4 | Умение заменять выражение однокоренным словом | базовы | 2 |
5 | Умение работать с орфографическим словарем | повышенный | 2 |
6 | Умение находить различия в произношении и написании | повышенный | 2 |
По сложности диагностические задания делятся на две группы. Первая группа - задания базового уровня сложности. Вторая группа задания повышенного уровня. Также в работу включены предметные результаты, которые должны быть сформированы у детей в первом классе.
По сложности диагностические задания делятся на две группы. Первая группа - задания базового уровня сложности. Вторая группа задания повышенного уровня. Также в работу включены предметные результаты, которые должны быть сформированы у детей во втором классе.
Общее количество баллов та задания повышенного уровня - 8.
7-8 баллов высокий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
4-6 баллов - средний уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
Меньше 4 баллов - низкий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
Общее количество баллов за задания базового уровня 8.
7-8 баллов - высокий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
4-6 баллов - средний уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
Меньше 4 баллов - низкий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.
Для проверки знаний была составлена диагностическая карта №1 с использованием дидактических заданий из сборника Ундзенковой А.В. «Русский с увлечением. Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками» . Процедура проведения диагностической работы состоит в следующем. Работа проводилась в письменной форме, в учебное время. Для выполнения работы отводился один урок. Каждому ученику выдавался бланк с заданиями, на котором выполнялась работа. Время выполнения 40 минут, после чего работы были собраны.Анализ работ проводился следующим образом. Полученные материалы были проанализированы с целью выявления уровня развития познавательных навыков и предметных результатов. В результате анализа выполнения заданий базового уровня сложности был определен уровень развития предметных умений, в результате анализа заданий повышенного уровня сложности - уровень развития познавательных навыков.
Результаты констатирующего этапа, проведенного в 1 «А» классе и в 1 «Б» классе представлены в сводной
таблице 2.
Уровни развития познавательных навыков и предметных умений у младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
| 2 «А» класс | 2 «б» класс |
уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
| 4% | 5% |
| 42% | 40% |
| 54% | 55% |
Как видно из таблицы 1 высокий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов наблюдается у небольшого числа детей из обеих групп (4% и 5%). Более половины детей (54% и 55%) показывают низкий уровень развития познавательных навыков и предметных результатов.