Файл: организация игровых методов в начальной школе как способа коррекции трудностей обучении младших школьников школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предлагаемый комплекс дидактических игр был реализован нами в процессе обучения русскому языку в 1-м классе на МАОУ Школы37 в 2021 учебном году. На формирующем этапе опытной работы было замечено, что при включении дидактической игры в урок дети были заинтересованы и с удовольствием играли.

Таким образом, в практической части исследования мы привели варианты различных дидактических игр. которые можно использовать на разных этапах уроков русского языка при изучении темы «Слова с непроверяемым написанием». Все эти игры направлены на развитие познавательных навыков и предметных умений у младшего школьника.

На контрольной стадии эксперимента была проведена повторная диагностика участников контрольной и экспериментальной групп с использованием аналогичной диагностической карты.

Целью контрольного этапа эксперимента стало определение динамики познавательных и предметных умений у учащихся начальной школы. Результаты, полученные при проведении диагностических методик в экспериментальной группе, сравнивались и анализировались, определялась динамика развития познавательных и предметных умений, определялась эффективность разработанного нами комплекса дидактических игр.

Обозначения в таблице такие же, как и в таблице, составленной по итогам констатирующего этапа. Для проверки знаний была составлена диагностическая карта №2 [19, с. 77], аналогичная первой.

Таблица 3

Уровни динамики развития познавательных и предметных умений у младших школьников на заключительном этапе экспериментальной работы




1 «А» класс

1 «б» класс

уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

41%

11%

Средний

54%

52%

Низкий

5%

37%

Итоги диагностики детей 2-х классов начальной школы показали: число учащихся экспериментальной группы, имеющих высокий уровень развития познавательных и предметных умений, возросло с 4% до 41%, характеристики среднего уровня поменялись с 42% до 54%, снизился процент детей с невысоким уровнем развития познавательных и предметных умений с 54% до 11%. Количество учащихся контрольной группы, владеющих высоким уровнем развития познавательных и предметных умений, возросло с 5% до 11%, со средним уровнем развития познавательных и предметных умений - с 40% до 52%, стала меньше доля младших школьников с невысоким уровнем развития познавательных и предметных умений с 55% до 37%. Наглядно эти данные показаны в диаграмме на рисунке1.





Рисунок 1 – Диаграмма уровня развития познавательных навыков и предметных умений у учеников 1 «А» и 1 «Б» классов в начале и в конце экспериментальной работы. Из анализа исследования заметно, что уровень развития познавательных и предметных умений учащихся первых классов МОУ Школы №3 г.Вольска к концу исследования возрос, но темп развития познавательных и предметных умений у младших школьников в контрольной группе ниже, если сравнить с экспериментальной группой.

Таким образом, выполнив сравнительный анализ результатов двух этапов нашей опытно-экспериментальной работы, мы установили, что благодаря разработанному нами комплексу дидактических игр учащиеся 1 «А» класса (экспериментальная группа) научились работать в командах, решать проблемные задания, которые ранее им были незнакомы, усвоили основные предметные умения, повысили уровень развития познавательных навыков, научились правильно рассуждать, обобщать и критически осмысливать полученные результаты. Разработанный и апробированный нами комплекс дидактических игр и упражнений позволит повысить качество обучения по программе русского языка в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. Этот период заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования игр и упражнений по коррекции трудностей в обучении для детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

В ходе проведения исследования в теоретической главе была выявлена сущность дидактической игры и рассмотрены особенности применения дидактических игр при обучении детей начальной школы.

Итак, дидактическая игра - это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы
, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках русского языка создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной речевой ситуации, с определенными явлениями и фактами языка, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.

Были нами рассмотрены подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Действия во время игры способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс. Дидактическую игру различают по четко поставленной цели и результату.

Вывод, который можно сделать в результате анализа педагогического опыта, это то, что дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательных навыков и предметных умений у детей младшего школьного возраста.

На формирующем этапе педагогического эксперимента был разработан комплекс дидактических игр, апробация которого проходила в МАОУ Школы №37 в первом классе. Дидактические игры были выбраны для темы «Слова с непроверяемым написанием».

Диагностическая работа показала увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем развития познавательных навыков и предметных умений у обучающихся экспериментального класса. А значит, опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования о том, что эффективность обучения учеников начальных классов русскому языку повысится при использовании дидактических игр в процессе обучения.

Таким образом, данные полученные на контрольной стадии педагогического эксперимента могут свидетельствовать об эффективности подобранных дидактических игр, реализуемых занятиях по русскому языку в первом классе средней школы. Перспективу исследования мы видим в разработке дидактических игр по другим темам русского языка.

Список литературы

Абдульменова 3.3. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. – 2014. - №1 - С. 62-64.


Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.

Возрастная психология: детская психология: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.

Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 456 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т.5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика. 1983. - 368с.

Даль. В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо. 2016. - 896 с.

Карпова ЕВ. Дидактические игры в начальной школе// Начальная школа. - 2015. - №5.

Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / /Начальная школа. - 2014 - № 11. С 49-51.

Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова «Педагогика: традиции и инновации»: матер. междунар. науч. конф,- Челябинск: Два комсомольца. 2014 - с.35-36.

Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2016. - № 4. - С. 33-47.

Леонтьев Л.Н. Философия психологии: из научного исследования. М.: и. Московского университета. 1994.

Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 255 с.

Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 201-204.

Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб, заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, - М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 512 с.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пtд. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2015. - C.608.

Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2015. - 206 с.

Смоленцева А.Л. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.Л. Смоленцева. - М„ Просвещение, 2016. - 105 с.

Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. - 2016 - № 2 С 28-32.

Ундзенкова А.В. Русский с увлечением // Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками, 2015. – 356 с.