Файл: Источники жилищного права.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

кафедра гражданского права

ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

Курсовая работа

по жилищному праву

на тему:

Источники жилищного права


Подготовил: Студент 2 курса,

группы ИДО ОЗБ ЮГП-19п ТЦД

 Хамидов Муродбек Курбонбоевич
Факультет: Юриспруденция

Преподаватель:  Бельдина О.Г. .



Екатеринбург

2023

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3

1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права……………………………………………………………………………..7

2. Значение Конституции для жилищного законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права…………………………………………………………………………….13

3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права………………………………………………………………………….…17

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….……20

Введениеый законодательство право

Источниками жилищного права являются нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

Существует несколько оснований классификации источников жилищного права:

1) по вертикали: федеральные акты, акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления Российской Федерации;

2) по предмету регулирования: общие и специальные;

3) по направленности правового регулирования: материальные и процессуальные.

Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов жилищного права в зависимости от их юридической силы.

По данному основанию выделяют следующие виды источников жилищного права РФ:

1) Конституция РФ;

2) федеральные законы РФ;

3) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты федеральных органов власти;

5) законы и иные нормативные акты субъектов РФ;


6) нормативные акты органов местного самоуправления РФ.

Конституция РФ обладает верховенством над всеми законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Никакие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ.

Нормы Конституции РФ составляют правовую основу жилищного права и определяют его дальнейшее развитие и совершенствование.

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие для жилищного права положения, как неприкосновенность жилища (ст. 25), запрет на произвольное лишение жилища (ст. 40), доступность и гарантированность объектов жилого фонда, свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27) и др.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. При этом нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации и регулирующий наиболее важные вопросы жилищного права.

Федеральный закон принимается высшим законодательным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием Российской Федерации.

Федеральные законы, регулирующие жилищные правоотношения, могут быть:

1) кодифицированными, т.е. систематизированными актами, регулирующими широкий (разнообразный) спектр жилищных правоотношений. Основным таким нормативным правовым актом в сфере жилищного законодательства является Жилищный кодекс РФ. Определенный круг жилищных правоотношений регулируется также Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ;

2) текущими, т.е. регулирующими отдельные сферы жилищных отношений (например, Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и др.).

Указы Президента РФ играют важную роль в жилищном законодательстве. Так, одним из важнейших актов жилищного права является Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. №1180 «О жилищных кредитах», имеющий целью повысить эффективность и качество работы органов жилищно-коммунальной системы нашей страны.

Постановления Правительства РФ издаются на основании Конституции РФ, законов РФ и указов Президента РФ.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг. утверждена Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 годы» от 17 сентября 2001 г.



Нормативные акты федеральных органов власти могут издаваться в виде постановлений, инструкций, распоряжений и т.д.

В субъектах РФ издаются собственные законы и иные нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения.

В актах субъектов РФ конкретизируются положения федерального законодательства, а также устанавливаются особенности правового регулирования жилищных отношений в зависимости от специфики того или иного региона.

Нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, действует федеральный закон.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения в сфере жилищных правоотношений.

В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты, касающиеся порядка управления жилым фондом, его приватизации, перевода в нежилой фонд и т.д.

Разъяснения высших судебных органов – это постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам жилищного законодательства.

Такие постановления не создают новых правовых норм, а лишь разъясняют судам и иным субъектам порядок применения уже действующих нормативных актов, и поэтому они не относятся к источникам права.

В то же время отсутствие подобных разъяснений приводило бы к нестабильности судебной практики, неправильному применению законодательства и т.д., в связи с чем они играют не меньшую роль, чем сами источники жилищного права.
1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права
Жилищное законодательство – система законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых устанавливаются, изменяются или прекращаются жилищно-правовые отношения.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Таким образом, субъектам РФ предоставляется право иметь собственное жилищное законодательство по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, при наличии же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции), в том числе осуществляют собственное правовое регулирование жилищных отношений, принимая законы и иные нормативные правовые акты.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции).

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции источники жилищного права подразделяются на две основные группы:

  1. федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними на федеральном уровне нормативные правовые акты;

  2. законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных зако – нов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Важным законом, регулирующим жилищные отношения, является ЖК, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., необходимость принятия которого давно назрела в связи с переходом к рыночным отношениям, требовавшим принципиально иного подхода к решению жилищной проблемы. Если ранее государство принимало на себя обязательство обеспечить своих граждан жильем, то в новых условиях подавляющее большинство граждан должно приобретать и строить жилые помещения за свой счет. Задачей же государства является содействие гражданам в этом, в том числе посредством использования рыночных механизмов.

В соответствии со ст. 4 Закона о введении ЖК впредь до приведения в соответствие с ЖК законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК и указанному Федеральному закону.


Изданные до введения в действие ЖК нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК, ЖК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Закона о введении ЖК.

Впервые в ЖК предпринята попытка четкого разграничения компетенции органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области жилищных отношений. Данное разграничение должно учитываться при принятии указанными органами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих эти отношения. Так, к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся:

  1. определение порядка государственного учета жилищных фондов;

  2. установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

  3. определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

  4. определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

  5. определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ;

  6. определение порядка предоставления жилых помещений указанного жилищного фонда гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;

  7. определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

  8. определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правового положения их членов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах данных кооперативов;

  9. определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, правового положения членов этих товариществ;

  10. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

  11. определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;

  12. признание в установленном порядке жилых помещений, входящих в жилищный фонд РФ, непригодными для проживания;

  13. установление правил пользования жилыми помещениями;

  14. определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

  15. правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

  16. установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;

  17. осуществление контроля за использованием и сохранно – стью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

  18. иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами (ст. 12 ЖК).