Файл: Направление педагогическое образование. Профиль дошкольное образование учебная практика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение №5 Ознакомление с организацией работы дополнительных образовательных слуг.
Планирование и организация кружковой работы:
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Обращаем внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении. Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия
, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках (секциях, студиях) оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке
- программой кружка
- планом работы кружка на год,
- списком детей
- расписанием занятий,
- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка на педсовете (Совете педагогов).
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка .
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью.
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 3 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях: музыкальный зал, физкультурный зал.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 20-25 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Он должен безошибочно «чувствовать» уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
– организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.;
– возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог предлагает или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
– игровой характер подачи любого материала;
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- Фронтальные занятия (групповые)
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Индивидуальные занятия
- Развлечения, досуги
- Участие в различного уровня конкурсах
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, информация на сайте Учреждения для родителей /их законных представителей/.
Кружки: тематика разнообразна.
При организации деятельности кружков детские сады должны учитывать:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка (секций, студий);
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Данные программы усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Документация:
Табель посещаемости
Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)
Диагностика
Примерная схема написания перспективно-тематического плана.
№№ п\п | Название темы | Задачи | Количество часов | Форма проведения занятия, ведущие методы | Необходимые материалы |
Схема разработки программы кружка (секции, студии).
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, принципы и т.д.)
4. Учебно-тематическое планирование
5. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
6. Диагностический инструментарий (механизм оценки получаемых результатов)
7. Список литературы
Введение, пояснительная записка | Что я хочу сделать, почему | Обоснование необходимости разработки программы данного вида работы; цели и задачи, возраст детей, кол-во занятий в год; принципы построения работы; ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа; ключевые понятия, законы, которыми оперирует программа |
Учебно-тематическое планирование | Сколько часов выделено на каждую тему по годам обучения | перечень тем, последовательность тем, количество часов на каждую тему, соотношение теоретических и практических часов |
Содержание программы | Какой объем учебного материала на каждую тему | краткое изложение тем с указание форм, методов организации учебного занятия; указание межпредметных связей; перечень необходимых материалов по темам; перечень рекомендованной литературы по темам; контрольные срезы |
Знания и умения детей | Что дети должны знать, уметь по окончанию обучения | Требования к знаниям, умениям детей, которые они приобретают в процессе обучения; контрольные задания; диагностические карты |
Механизм оценки получаемых результатов | Как оценить знания и умения детей | Методы проведения диагностики, контрольных срезов, особенности фиксации результатов, особенности обсчета результатов |
В нашем учреждении работает и функционирует 6 кружков по художественно- эстетическому направлению, 2 кружка физкультурно- оздоровительных, 1 кружок по коммуникации и развитию речи и 1 кружок по конструктивной деятельности.
-
Умелые ручки -
Театральный «Маленький актер» -
Волшебная кисточка -
Ритмическая гимнастика -
Оригами -
Бисероплетение -
Художественное слово -
Радуга красок -
Соловушки -
Здоровишки