Файл: Дипломная работа Кредитный портфель коммерческого банка СанктПетербург, 2011 Введение.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка
1.1 Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка
1.2 Понятие качества кредитного портфеля
1.3 Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банка
Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды.
2.2 Анализ кредитного портфеля АКБ “Абсолют-банк”
3.1 Проблемы диверсификации кредитных портфелей коммерческих банков России
Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.
Задачами Сбербанка России являются:
- рост объема продаж и доходов Банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами;
- развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда;
- увеличение доступности банковских услуг;
- сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.
Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.
В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:
1) Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;
2) Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;
3) Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;
4) Активы на одного работника - рост в 3 раза;
5) Чистый операционный доход на одного работника - рост в 2,5 раза;
6) Количество жителей на точку продаж - снижение на 15%;
7) Отношение бизнес - персонала к сотрудникам обеспечивающих подразделений - не менее 1:1;
8) Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;
Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2012 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.
В целях снижения принимаемых рисков Банк будет стремиться к диверсификации клиентской базы, формированию сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов как с позиций соблюдения требований ликвидности, так и с точки зрения управления процентным спрэдом.
Следуя принципу умеренного консерватизма, Банк не планирует осуществлять вложения с повышенной степенью риска.
Банк будет поддерживать существенную долю ссуд корпоративным заемщикам и физическим лицам в портфеле активных операций, как инструмент сдерживания падения доходности работающих активов в условиях снижения процентных ставок по финансовым инструментам. При этом Банк усилит контроль за качеством управления кредитным риском за счет применения современных методов идентификации и контроля рисков, основанных на лучшей международной практике и рекомендациях Базель II. Будет усовершенствована действующая система присвоения индивидуальных рейтингов корпоративным клиентам и усилено внимание к контролю за качеством розничных кредитов. Продолжится снижение риска концентрации ссудной задолженности за счет расширения кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Также получат распространение такие инструменты активного управления кредитным риском, как секьюритизация и организация синдицированного кредитования.
Данные меры позволят Банку управлять уровнем просроченной задолженности, не допустить существенного роста отношения расходов на формирование резервов по отношению к объему кредитного портфеля корпоративных клиентов и населения.
Повышенный спрос на долгосрочные кредиты и их значительная доля в портфеле банка потребуют специальной политики в отношении их фондирования, позволяющей избегать неоправданных потерь, связанных с процентным риском и риском ликвидности.
В этих целях Банк планирует сохранить стабильный состав пассивов по источникам привлечения, включающий население, корпоративных клиентов и международных инвесторов и увеличить долю долгосрочных пассивов в привлеченных средствах. При этом применение гибкой продуктовой, процентной и тарифной политики позволит сдерживать сужение спрэдов по активно – пассивным операциям, связанное как с макроэкономическими тенденциями, так и с процессами удлинения сроков привлечения ресурсов.
Увеличение количества и объема операций потребует от Банка дополнительных мер по повышению эффективности контроля за уровнем операционного риска.
С учетом экономической отдачи от планируемых мероприятий Банк рассмотрит целесообразность осуществления затрат на развитие автоматизированных систем, позволяющих определять потенциальные источники возникновения рисков и нацеленных на повышение полноты и точности поступающей контрольной информации.
Быстрый рост активов Банка и высокая доля ссудного портфеля потребуют пристального внимания к вопросам формирования достаточной величины собственных средств. В целях покрытия возрастающих рисков и обеспечения необходимого для развития кредитных операций уровня достаточности капитала Банк применяет все экономически эффективные способы повышения капитализации.
Создавая стратегический запас для поступательного развития бизнеса, Банк увеличил основной капитал путем проведения дополнительной эмиссии обыкновенных акций. В дальнейшем источниками увеличения уровня капитализации наряду с прибылью от финансово – хозяйственной деятельности могут стать инструменты дополнительного капитала, принятые в мировой практике. Выбор источника будет зависеть от действующих норм пруденциального надзора, экономической ситуации в стране и конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Учет требований международных стандартов по составлению отчетности и управлению рисками, работа с аудиторскими и рейтинговыми агентствами
, прозрачность структуры акционерного капитала и информации о деятельности Банка, высокое качество корпоративного управления создадут условия для дальнейшей успешной работы на международных рынках, сформируют предпосылки для продолжения роста его рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности.
Реализация Концепции предполагает последовательное решение задач в следующих ключевых областях: инвентаризация и реинжиниринг управленческих и технологических процессов, внедрение новой организационной модели и совершенствование системы управления филиальной сетью и персоналом, внедрение новых информационно - технологических решений и каналов сбыта, формирование единого информационного пространства с интегрированными системами управленческого учета и бюджетирования. Результатом этой работы станет достижение всех стратегических целей Банка за счет максимально эффективного использования внедренных инноваций, повышения качества корпоративного управления и информационной прозрачности.
Сбербанк России (далее Банк) ведет свою кредитную деятельность в соответствии со своими внутренними регламентами.
Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами.
Этот регламент является основным нормативным документом Банк по кредитованию резидентов Российской Федерации - юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальных предпринимателей). Регламент определяет общий порядок кредитования.
Особенности предоставления отдельных видов кредитов и проведения отдельных операций в части анализа документов заемщика, оформления кредитной документации, объектов, условий и сроков кредитования (краткосрочное кредитование, финансирование инвестиционных и строительных проектов, овердрафтное кредитование, предоставление гарантий, кредитование предприятий - недропользователей при покупке у них драгоценных металлов, предоставление займов в драгоценных металлах, кредитование экспортно-импортных операций с использованием аккредитивной формы расчетов, кредитование субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитование предприятий в сфере военно-технического сотрудничества, межбанковское кредитование под обеспечение, кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая, кредитование торговых сетей, кредитование субъектов малого предпринимательства и другие), в том числе в рамках
программ с участием иностранных банков, устанавливаются дополнительно нормативными документами Сбербанка России.
В части принятия решений о предоставлении кредитов территориальный банк определяет полномочия подчиненных ему отделений, а также дополнительных офисов, находящихся в прямом подчинении территориального банка; отделение определяет полномочия подчиненных ему дополнительных офисов.
В случае, если в качестве единой базы данных территориальным банком используется "Кредитование юридических лиц", утверждение Кредитным комитетом формата информации не требуется. Целью ведения в территориальном банке единой базы данных о заемщиках является обеспечение контроля за состоянием кредитного портфеля территориального банка, обеспечение выполнения требований внутренних нормативных документов Банка, касающихся определения связанности заемщиков и классификации ссуд одного заемщика, а также обеспечение контроля за полнотой и достоверностью информации, предоставляемой в формах статистической отчетности по кредитуемому портфелю.
Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется центральным аппаратом, филиалами (территориальными банками и отделениями), а также дополнительными офисами филиалов Сбербанка России. кредитный портфель коммерческий банк
Также в соответствии с этим регламентом разработан Порядок корпоративного кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сбербанком России.
Этот документ дополняет Регламент в части определения особенностей корпоративного кредитования и действий кредитующих подразделений Банка при корпоративном кредитовании резидентов Российской Федерации - юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (далее индивидуальных предпринимателей).
Предоставление межбанковских кредитов под обеспечение осуществляется в соответствие с Порядком № 748-р 121. Кредитование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется в соответствии с Порядком № 607-5-р /3/.
Также рассматривая кредитную деятельность Банка необходимо рассмотреть Методику определения кредитоспособности заемщика разработанную Сбербанком России.
Для определения кредитоспособности Заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков.
Целью проведения анализа рисков является определение возможности, размера и условий предоставления кредита.
Оценка финансового состояния Заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.
С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.
При расчете показателей (коэффициентов) используется принцип осторожности, то есть пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки.
Для оценки финансового состояния Заемщика используются три группы оценочных показателей:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатели оборачиваемости и рентабельности.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.
Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях.
Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, службой безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются различные виды кредитных рисков:
1) отраслевые:
- состояние рынка по отрасли;
- тенденции в развитии конкуренции;
- уровень государственной поддержки;
- значимость предприятия в масштабах региона;
- риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;
2) акционерные:
- риск передела акционерного капитала;
- согласованность позиций крупных акционеров;
3) регулирования деятельности предприятия:
- подчиненность (внешняя финансовая структура);
- формальное и неформальное регулирование деятельности;
- лицензирование деятельности;
- льготы и риски их отмены;
- риски штрафов и санкций;
- правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);
4) производственные и управленческие:
- технологический уровень производства;
- риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);
- риски, связанные с банками, в которых открыты счета;
- деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);