Файл: Контрольная работа по дисциплине Управление персоналом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И высшегО ОБРАЗОВАНИЯ
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»
Институт сервиса и отраслевого управления
Кафедра менеджмента в отраслях ТЭК
Контрольная работа
по дисциплине «Управление персоналом»
Вариант «8»
Выполнил: студент гр. ИЭм(до)з-21-1
Бандурович Д.Д.
Проверил: к.э.н., доцент
Осиновская И.В.
Тюмень, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
-
Нормативно-правовая база управления персоналом организации……...3 -
Принципы организации рабочих мест……………………………………7 -
Список литературы……………………………………………………….18
-
Нормативно-правовая база управления персоналом организации.
Правовое обеспечение системы управления персоналом заключается в разработке и использовании средств юридического воздействия на работодателей и наемных работников с целью достижения эффективной деятельности организации, а также соблюдения прав и обязанностей сторон, обеспеченных законодательством.
Иными словами, к правовому обеспечению системы управления персоналом относятся все нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.
Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
-
правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наёмным работником; -
защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений; -
соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; -
разработка и утверждение локальных нормативных актов организационного, организационно — распорядительного и экономического характера; -
подготовка предложений об изменении действующих или отмена устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
К правовому обеспечению системы управления персоналом, в первую очередь, относится трудовое законодательство, а также нормативные акты смежных областей, например,
пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.
Если говорить о правовом обеспечении системы управления персоналом, необходимо отметить, что оно осуществляется на двух уровнях:
-
акты центрального регулирования (на федеральное и региональное законодательство); -
акты локального регулирования (разработка нормативных актов на уровне организации).
Акты локального регулирования трудовых отношений составляют нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом организации.
Функции правового обеспечения системы управления персоналом на уровне организации выполняются:
-
руководителем организации; -
руководителем и сотрудниками кадровой службы; -
юридической службой.
Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня в области трудовых отношений являются:
-
Трудовой кодекс РФ; -
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях»; -
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; -
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»; -
и другие нормативно-правовые акты.
Кроме того, трудовые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов федерации (конституциями, законами), а также актами местного самоуправления, содержащими нормы трудового права. При этом все перечисленные нормативно-правовые акты не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.
Основные задачи НБП УП – это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками, защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Законодательное регулирование трудовых отношений можно разделить на 5 групп:
Законы РФ: - Трудовой кодекс РФ | Указы и распоряжения Президента РФ и постановления правительства РФ | Национальные (государственные) стандарты | Общероссийские классификаторы (ОК), их 25 | Государственные инструкции |
Закон «Об информационной технологии и защите информации» | Постановление ГОСКОМСТАТА РФ №1 от 05.01.2004 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» | ГОСТ 15141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» | ОКУД – ОК управления документацией, | Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. |
Закон «Об архивном деле» | ПП РФ №225 от 06.04.2003 «от трудовых книжках» | ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения» | ОКПО – ОК предприятий и организации, | |
Закон «О персональных данных» | Постановление Министерства труда № 69 от 10.10.2003 «Инструкция по заполнению трудовой книжки» | ОКИН – ОК информации о населении, | ||
Закон «Об электронной цифровой подписи» | Распоряжение Правительства РФ№358-Р от21.03.1994«об обеспечении учета и сохранности документа по личностному составу» | ОКСО – ОК специальностей по образованию, | ||
ОКОГУ – ОК органов государственной власти и управления. |
Нормативные документы организации.
1. Орагнизационно-правовые документы:
- Учредительные документы (устав или положение об организации. Устав – это свод правил регулирующих деятельность организации или предприятия),
- Положение о структурных подразделениях,
- Инструкции по кадровому делопроизводству,
- Коллективный договор – правовой акт регулирующ. трудовые отношения в органах исполнительной власти,
- Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий основные права и обязанности и ответственности сторон трудового договора,
- «положение о персонале» - вопросы профессионального и социального характера,
- Штатное расписание – внутренний акт, устанавливающий структуру, состав и штатную числен-ть орг-ции.
- Должностная инструкция - правовой акт издаваемы в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанности, права, ответственности.
2. Распорядительные документы:
- постановления, распоряжения,
- указания, приказы, инструкции,
- решения,
Приказ – это правовой акт издаваемый единолично руков-лем, обязательный для исполнения всеми работ-ми.
Распоряжение – правовой акт, издаваемы по оперативным вопросам заместителями руководителя или руководители струтурных подразделений.
3. Информационно-справочные документы (акты, служебные письма, телеграммы, докладная и объяснительная записка),
4. Кадровые документы (приказ о приеме, личная карточка, штатное расписание, график отпусков и т.д.)
Классификация кадровой документации:
1. Локальные нормативные акты – приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции.
2. Распорядительные документы.
3. Договорные акты, все виды договоров.
4. Персональные документы.
5. Информационно-справочные документы.
6. Учетные документы по личному составу.
7. Вспомогательные документы.
2. Принципы организации рабочих мест.
Состояние рабочих мест определяет уровень организации труда в компании и формирует обстановку, в которой работники выполняют свои трудовые функции. Правила организации рабочего места регламентируются законодательными актами субъектов РФ, международными и государственными стандартами, трудовыми соглашениями. Рабочие места отличаются друг от друга по большому количеству признаков, и к ним предъявляются разные требования. В данной статье речь пойдет о требованиях, предъявляемых к рабочим местам офисных сотрудников.
При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков. В связи с этим к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.
Одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных, комфортных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Следует отметить, что работодателю необходимо организовать рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но и индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.
Общие требования к организации рабочих мест регулируются Трудовым кодексом, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), а также другими правовыми документами.
В настоящее время действует, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (предназначены для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Этим документом установлены санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих.
Предназначены для организаций, имеющих вышеперечисленные производства, а также для проектных, строительных и других организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации учреждений, где используется копировально-множительная техника.
При возникновении ситуаций, не урегулированных СанПиН (неисправен туалет, протекает крыша и т. д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость до устранения проблемы. В противном случае согласно ст. 157 ТК РФ работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.
Обеспечение условий для приема пищи. Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется ст. 108 ТК РФ:
• при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;
• при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;
• если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;
• если количество работающих превышает 200 человек, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.
Ответственность работодателя. В случае нарушения работодателем установленных норм работник вправе обратиться в профсоюз (ст. 370 ТК РФ), комиссию по трудовым спорам (ст. 385 ТК РФ), ГИТ в субъекте РФ (ст. 356 – 357, 360 ТК РФ), суд (ст. 391 ТК РФ) или прокуратуру в субъекте РФ (ст. 10, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).
Административная ответственность работодателя за нарушение законодательно предусмотренных норм и требований охраны труда заключается в виде наложения штрафа в размере от 2 000 до 200 000 руб. (в зависимости от вида нарушения) или приостановления деятельности для юридического лица на срок до 90 суток (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.
Когда мы говорим об офисных работниках, в первую очередь подразумеваем работу с персональными компьютерами и другой организационной техникой.
Регулярная работа за компьютером сопровождается постоянным влиянием множества вредных для здоровья факторов. Зачастую специалисты, проводящие больше 12 часов в день за экраном монитора, со временем начинают страдать от профессиональных заболеваний. Поэтому для всех без исключения офисных работников очень важна правильная организация рабочего места за компьютером.
В помещении, где сотрудники непрерывно находятся более двух часов, должно быть естественное освещение (СанПиН 1.2.3685-21). Исключение составляют помещения, которые разрешено размещать в цокольных и подвальных этажах при необходимости соблюдения технологического процесса. Окна в помещениях, где работают с компьютерами, должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми жалюзи, внешними козырьками и пр. (СП 2.2.3670-20).
Оборудование и его размещение
-
Рабочее место. При работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – не менее 6 кв. м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СП 2.2.3670-20). В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПиН 1.2.3685-21) помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением). Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должны проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на компьютере -
Рабочий стол и компьютерная техника. При размещении рабочих мест с ПЭВМ: