Файл: Отчет по дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 6.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
Почему проблема смысла жизни важна для каждогочеловека? Какой из вопросов – «как жить?» или «ради чего жить?» раскрывает сущностьпроблемы? Есть ли сущностное различие понятий «смысл жизни» и «цельжизни»?
Смысл жизни - это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели. В первом понимании смысл жизни - элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Если Бог-Творец создал вселенную и нас, людей, то Он имел цель, зачем это делал.

Ради Его целей и жить в жизни.
Тогда человек знает зачем он живет, как ему жить, к чему стремиться.
Тогда человек получает смысл жизни и знает ради чего и зачем живет на свете.

Без Бога жизнь пуста, бессмысленна. .
Тогда человек первостепенные цели в жизни подменят второстепенными. Тогда возможно человека втянуть в разные секты, организации, тогда человек начинает думать, что, вступив в политическую партию он изменит весь мир.

Ничего сверх хорошего из этого не получается. Прими самые совершенные законы - зло не истребишь на земле - людям давно Божье указание как жить нужно. Это самые совершенные законы в жизни. Но, как земные законы люди исполнять не хотят, так само и Божьи нет желания.
Потому у таких и слова есть о верующих как о фанатиках и прочее.

Но фанатики то как раз они и есть. Фанатик не понимает того, во что верит, он не рассуждает (или ему кажется, что рассуждает.

А вера в Бога разумная, здравая, рассудительная

Можно иметь целью построить дом на берегу моря. Можно иметь смыслом жизни добиться этой цели. Но вряд ли смысл может свестись к тому, чтобы построить дом. Разница есть. Цели возникают одна за другой, ты их добиваешься, или не добиваешься, не добился одной - перешел на другую. Это слишком переменное понятие. А смысл - намного шире. Представь: у тебя есть по большому счету только твоя жизнь. И ничего больше. Все остальное - ее составляющие, какие-то мелочи. Смысл жизни, который каждый сам себе ставит - это всего лишь попытка ответить за вопросы, на которых нет однозначного ответа: зачем, как, почему и т. д. я живу. Каждый живет, и каждый, наверное, недоумевает, откуда, каковы источники дарения этой жизни, души и т. д.

Задание 7.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
Разделяете ли Вы критику Бердяевым оправдания страданий человека блаженством грядущих поколений? В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще? Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?

Н.А. Бердяев (1874–1948) – русский философ, рассматривая вечные вопросы бытия: что нас ждет в будущем, писал:

«Учение о прогрессе предполагает, что задачи всемирной истории человечества будут разрешены в будущем, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в которой будет достигнуто высшее совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, которыми полны судьбы человеческой истории… Правомерно ли такое предположение?

Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство».

Разделяете ли Вы критику Бердяевым оправдания страданий человека блаженством грядущих поколений? В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще? Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?

Н.А. Бердяеву принадлежит чрезвычайно продуктивная попытка связать данное эмоциональное состояние человека, которое порождается трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности, с развернутой философско-антропологической концепцией.

Страдание как неизменный феномен человеческой жизни оказалось в сфере внимания философов с давних времен. Классики философской мысли - Аристотель, Платон, Эпикур, Сенека - внесли весомый вклад в толкование этого аспекта человеческого бытия. По мнению Аристотеля, ужас и сожаление - важнейшие аффекты, которые при трагическом катарсисе смягчаются или вообще устраняются. Страдание рождает трагическую личность, незаслуженно попадающую в положение несчастных. Страх ощущается зрителем, пострадавший равен или подобен ему самому, потому что он сам может столкнуться с подобным несчастьем. Как трагические аффекты страдание и страх связаны с понятием «удовольствие»? Античные философы не ставили вопрос о правомерности страдания. Предполагалось, что оно обусловлено роком, не испытывающим интереса к конкретной личности. Мойра выступает мифологическим образом судьбы. Она же определяет функции среди богов и людей, организует порядок всего сущего. Поэтому ее познание обусловливает одну из основных добродетелей человека - добродетель знания. Оно-то и становится неотъемлемой частью человеческого счастья.



Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание – это его бесцельность.

Прогресс в истории человечества — это его достижения в науке и культуре. Мы открываем и изобретаем всё более сложное. Прогресс в моральных и нравственных областях (быть добрее, чище) является предметом споров. Происходит ли моральное совершенствование или мы всё больше отдаляемся друг от друга, злимся, грешим...


Задание 8.

На основании изучения теоретического материала по теме составьте таблицу 2: «Основные теории о развитие общества».

Таблица 2 – «Основные теории о развитие общества»

Философский подход

Авторы

Основные термины

Взгляд на

общественный прогресс

Будущее

человечества и истории

Информационный

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. 

Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.

Производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Цивилизационный

К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростову, О. Тофлер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби

Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории.

Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Теория модернизации

М. Вебер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм


Либерализм, консерватизм

Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе.

Представители консервативного направления видят главную опасность для процессов модернизации в политической нестабильности.

Успешное осуществление политической модернизации предполагает широкое вовлечение народа в деятельность институтов представительной демократии и создание условий для свободной конкуренции политических элит.


Концепция идеальных типов

Макс Вебер

Абсолютная идея

 «Идеальный тип» не извлекается непосредственно из наблюдений Он строится как
теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Культуролог поступает так же, как писатель, который хочет создать характерный образ крестьянина, фабриканта или главаря банды, по крупицам собирая сведения об этих персонажах и «переплавляя» их в уме. Однако, если для писателя создание образа есть цель работы, то для культуролога это лишь конструирование орудия, которое затем будет применено для решения собственно исследовательских задач: объяснения, систематизации, понимания, прогнозирования, оценки.

Процесс моделирования будущего во многом зависит от возможности выявления главного, основной идеи, которая изначально была задействована как лейтмотив, сущностная характеристика, которая в соответствии со временем только всё больше укоренялась, тем не менее, обрастая второстепенными, но необходимыми характеристиками.

Концепция культурно-исторических типов

Николай Данилевский

Прогресс, система взглядов, рост, цветение, плодоношение

Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».

В IV главе он выделяет 10 типов:

  1. Египетский- развили науку во многих областях, на что даже не способна современная наука.

  2. Китайский (включая Японию)

  3. Ассиро-вавилоно-финикийский — «древнесемитический»

  4. Индийский

  5. Иранский

  6. Еврейский — развили религию (монотеизм)

  7. Греческий — развили искусство

  8. Римский — развили право

  9. Аравийский или «ново-семитический»

  10. Романо-германский или европейский — развили естествознание.




Данилевский и Шпенглер изучали цивилизации России и Европы теоретически, сопоставляли их как разные миры, и делали из этого сравнения политические выводы. Оба исследователя размышляли о будущем культур, культурно исторических типов в мире

Культуроло-гический подход

А. Г. Асмолов, Е. П. Бе-лозерцев, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Дмитриева

Культура, языкознание, воспитание, развитие, традиции

Культурологический подход представляет собой интегративный метод.

системной организации целостного образовательного процесса,

обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий,

а также созданию целесообразных педагогических условий образования в

соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование

личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной

преемственности.

Теория Ростоу "Стадии экономического роста" стала методологической основой всех технократических концепций.

Д. С. Лихачев писал о широких возможностях через культуру «управлять будущим, опираясь на ценности, идеи, заданные рамками предшествующее й культуры, но история не только задает границы возможного, но и содержит указания на наиболее перспективные пути его развития»


Теория стадий экономического роста

У. Ростоу

Экономика, традиционное общество, взлёт, массовое потребление

Теория стадий экономического роста У. Ростоу. У. Ростоу, с одной стороны, попытался показать, что процесс экономического развития не исчерпывается системой тех отношений, которые традиционно составляют предмет исследования анализа экономического роста (взаимодействием производителей и потребителей, согласованием планов «сберегателей» и инвесторов, освоением инвестиций и пр.). С другой стороны, он стремился создать теорию исторической эволюции экономики и общества в целом, которая была бы не столь однозначна, как у Маркса.


По мнению Ростоу, деление всей исторической эволюции общества на стадии должно базироваться на различиях трех фундаментальных характеристик:

1) уровня развития техники;

2) уровня деловой активности;

3) уровня потребления.


Теория этногенерации

Эдвард Шилз , Ван ден Берге, Клиффорд Гирц, Стивен Ван Эвера и Мюрат Байяр

Этнос, модернизм, нация

Энтони Смит — один из отцов-основателей этносимволизма — определенно настаивает на том, что именно «появление на заре истории человечества этнических сообществ в различных частях мира было жизненно важным этапом в процессах формирования наций».

Американский историк Патрик Гири считает, что национализм - «это история политического присвоения и манипулирования унаследованных от прошлого имен и представлений в интересах созидания настоящего и будущего.

Концепция «третьей волны»

Элвин Тоффлер

Модель трех волн, аграрное, индустриальное и информационные обществ

Автор полагает, что в цивилизации Третьей волны не будет ни одного института, который играл бы в ней центральную роль (как, например, церковь или завод в прошлом). Массовое общество, для которого характерна высокая степень стандартизации стиля жизни, поведения, языка и даже идей, уйдет в прошлое, полагает автор. Цивилизация Третьей волны откроет простор для децентрализации и деконцентрации. Гигантомании, столь характерной для ее предшественницы, тоже не останется места. Бюрократия сменится целым рядом организаций нового стиля, хотя кое-где иерархические структуры все же сохранятся. Роль национального государства также значительно снизится. Оно станет всего лишь одним институтом среди других, а не самым главным, как сейчас. Не менее важные изменения произойдут и в сфере суперидеологии. Люди будут смотреть на мир совсем по-другому, механистический взгляд уйдет в прошлое, человек станет оценивать мир с точки зрения таких понятий, как «процесс», «обратная связь», «отсутствие равновесия».

Оставляя позади цивилизацию Второй волны, мы не просто переходим из одной энергетической системы в другую или от одной технологической основы к другой. Мы революционизируем также и внутреннее пространство. В свете этого было бы абсурдно проецировать прошлое на будущее — обрисовывать людей цивилизации


Задание 9.

Сравните основные точки зрения по вопросу об общественном прогрессе следующих авторов: С. А. Булгакова, В. И. Ленина, Ш. Ренувье, Б. Бозанкет, П. А. Кропоткина, А. Кондорсе.

С.Н. Булгаков выступил с критикой 'формулы прогресса' и теории прогресса позитивной науки, представители которой видели цель прогресса в 'возможно большом росте счастья возможно большего числа людей'. Ибо подобная трактовка прогресса, по его мнению, концентрирует внимание только на счастье будущих поколений в ущерб предшествующим поколениям, в отношении которых оправдывается исторический беспредел. В этой критике, по нашему мнению, отразились булгаковские опасения трагических последствий политики русского социализма, большевизма.

Основные проблемы теории прогресса, по его мнению, разрешимы только на почве философии христианского теизма, ибо в понимании С.Н. Булгакова 'учение о прогрессе в действительности есть специфически христианская доктрина', наиболее удачно обоснованная в философии.

В.И.Ленин еще более конкретизировал это положение, взяв в качестве критерия общественного прогресса достигнутый уровень производительности труда. Но в процессе строительства социалистического общества, а затем и «развернутого строительства коммунизма» почему-то все время оказывалось, что Запад неуклонно опережал СССР именно по данному показателю. Поэтому, дабы как-то оправдать такое несоответствие теории и практики, идеологи КПСС несколько модернизировали этот критерий, высказав мысль о том, что «высший и фундаментальный критерий» прогресса - развитие производительных сил - должен быть взят в единстве с критерием характера экономического строя, т.е. производственных отношений, так как они составляют самую суть общественно-экономической формации и определяют ее важнейшие черты. 

Ренувье настаивает на трудности определения прогресса. Если прогресс где-нибудь существует, так это, по-видимому, в науках. Однако "первое изобретение", в сущности, нельзя назвать прогрессом: творцы геометрии не были прогрессивнее тех, кто не знал ее. С другой стороны, напрасно мы пытались бы установить непрерывность мнимого научного прогресса. В эпоху первой александрийской школы, науки (геометрия, астрономия, естественная история, литературная критика, мораль и т. д.) достигают пышного расцвета. Современники имели бы полнейшее основание полагать, что "начавшийся прогресс уже не остановится". Во II веке н. э. Александрия представляет лишь пристанище всевозможных суеверий. Развитие наук прерывается и возобновляется только много веков спустя.


«Проблема прогресса явилась не только предметом интересов и научных изысканий одного Кондорсе, но и одним из неотъемлемых элементов философской мысли всего века Просвещения» О прогрессе в XVIII в. писали многие, Кондорсе же полнее и глубже отразил эту проблему. Он, с его вечной «манией систематизации», как бы свел воедино, обобщил, и - если мне позволят господа юристы - даже кодифицировал все мысли, разработки своих современников, учителей по данному вопросу. Создал из «нестройного собранья стройных форм» законченную, монолитную теорию. Кондорсе как секретарь Академии сочинил множество «похвальных писем» усопшим академикам, а как последний энциклопедист написал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», «биографию» философских мыслей уходящего века Просвещения.

Задание 10.

Проанализируйте проблемы и перспективы современного информационного общества.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Проблемы информационного общества

Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества.

Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом.