Файл: Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК373

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Брычковская Елена Дмитриевна

студентка 3 курса, группы 290320

педагогического университета им.Максима Танка

факультета дошкольное образование

Научный руководитель Богданович Любовь Борисовна

В статье рассматриваются направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Представлен комплекс упражнений на развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, развитие речи, речевое развитие, пальчиковые упражнения.

В настоящее время все более актуальной становится проблема полноценного развития детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности речевого развитияребенка играет сформированность мелкой моторики.

Мелкая моторика руквзаимодействует с такими высшими психическими функциямикак внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, зри-тельнаяи двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики очень важно еще и потому, что вся жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы при одевании, рисовании, а также выполнении разно-образных бытовых и учебных действий.

В век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, у них не сформированы навыки самообслуживания. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

Мелкая моторика пальцев рук–«совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навы-ков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций»[1].

Исследованием мелкой моторики рук дошкольников занимались такие ученые как, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и др.


М.М. Кольцова говорит: «Хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает по-ложительное влияние на развитие речи ребенка». Проведя несколько исследований и наблюде-ний, она пришла к выводу, что если движений пальцев рук соответствует возрасту, то и разви-тие речи в пределах нормы, а если же развитие пальцев рук отстает, то и соответственно отста-ет речевое развитие, хотя общая моторика при этом, может быть в норме.

Также, М.М.Кольцова подчеркивала то, что связь функции кисти руки речи настолько тесна и значительна, что тренировку пальцев рук, возможно, рассматривать, как мощный фи-зиологический стимул развития речи детей [2].

Правильный подбор методов и приемов обучения, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, облегчат работу во время проведения дидактических игр Методы и приемы:

Словесный метод– объяснять детям при рассматривании наглядных объектов, рассказывать о них, задавать вопросы,применять другие формы речи. Объяснение материала проводить кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

Прием наглядности: показывать предмет, давать возможность потрогать его, рассмотреть .Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.

Игровые приемы: помогают заинтересовать детей, это различные игровые упражнения, обыгрывание той или иной ситуации, использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев, решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

 При проведении игр и упражнений по мелкой моторике рук рекомендовано  придерживалась некоторых правил:

Перед игрой с детьми обсуждать её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.



- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

- При выполнении упражнений следить за тем, чтобы вовлеклись, по возможности, все пальцы руки ребенка.

-  Следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

- Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

- Все указания давать спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывала помощь.

Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук:

Первое направление - пальчиковые игры и упражнения. Для получения максималь-ного эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочета-лись сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достига-ет хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влия-ние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму(кисти рук ста-новятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений) [4]. Продолжительность паль-чиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение игр до3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста до 10 минут в день.

Игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы купусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем.(ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

В процессе пальчиковых игр внимание нужно уделять массажу самих пальцев.Применяют несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме этого, во время игр активно используют встряхивание и поглаживание пальцев.
Второе направление – игры с прищепками

Вариантом развития мелкой моторики рук являются и игры с прищепками.


Главная цель использования прищепок –это развитие тонких движений пальцев рук [3]. За основу, в практическом использовании данного направления взяли книгу Ю.А. Фадеевой, Г.А. Пичугиной, И.И. Жилиной «Игры с прищепками: Творими говорим», в которой предложена система упражнений, основанная на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки.

«Птичка»

Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево.Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение [3].

Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки склевала, Птичка вновь защебетала.

Третье направление – музыкально-ритмические упражнения. Упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования.

Игра «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!

- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!

- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!

- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)

- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам

- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)

- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)
Четвертое направление - изобразительная деятельность.

Проблема развития мелкой моторики наиболее успешно решается на занятиях по

изобразительному искусству, так как именно данная двигательная деятельность способствует развитию согласованности в работе органа зрения и рук, а также совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, а, соответственно, стимулирует психические процессы у дошкольников.


Изобразительная деятельность, по мнению И.А. Грошенкова требует от ребенка проявле-

ния разносторонних качеств и умений.Чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение впространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке [1].

В практике используют: лепку из пластилина и глины, рисование карандашами, обведе- ние контуров, штриховку, раскрашивание картинок,

Контурное изображение ласточки.

Обводим по контуру изображение ласточки и заштриховываем его: хвост линиями по вертикали, все остальное – линиями по горизонтали.

Развитие мелкой моторики является одним из показателей речевого развития ребенка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики –интеллектуально и эмоцио-нально развит, логически рассуждает, у него достаточно сформированы все стороны речи.


Библиографический список

1. Грошенков И.А.О преподаваниирисования вовспомогательнойшколе./ Методические реко-мендацииипланирование.ГуманитарныйиздательскийцентрВЛАДОС, 1998. 48с.

2. Кольцова М.М.Ребенокучится говорить.Пальчиковыйигротренинг / М.М.Кольцова,М.С.Ру-зина.Екатеринбург: У-Фактория, 2004.224с.

3. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И.Жилина.М.: ТЦ Сфера,2011.64с.

4. Цвынтарный В.В.Играемпальчикамииразвиваемречь.Серия «Учебникидля вузов.Специаль-ная литература».СПб.: Лань,1999. 32с.