Файл: Вливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Конституция Российской федерации принятая 12 декабря 1993 года устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ). В демократическом обществе, одним из важнейших институтов народовластия являются выборы, а избирательные права граждан, обеспечивают реальную возможность участия граждан в формировании состава органов государственной власти и местного самоуправления.

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение субъективных избирательных прав граждан Российской Федерации. Для данной, поставленной цели представляется необходимым, в рамках данной работы решения следующих задач:

. Необходимо раскрыть понятие и принципы избирательного права граждан.

. Рассмотреть субъективное право граждан избирать и быть избранными.

. Рассмотреть нарушения в законодательстве о выборах и какие виды юридической ответственности за них предполагаются.

Объектом исследования курсовой работы являются избирательные права граждан.

Предметом исследования данной работы являются современные подходы к пониманию избирательного права граждан, понятия и принципы, а также избирательные споры.

При написании курсовой работы были применены такие методы исследования как сравнительно-правовой, то есть на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посветили свои труды данной тематике.

При написании данной работы были использованы труды юристов и ученых таких как: Л.А. Нудненко, К.П. Васильева, А.В. Зиновьев, А.Г. Орлов и многие другие.

Глава 1. Избирательные права как конституционно правовой институт

1.1 Понятие и принципы избирательного права
Термин «избирательное право» в научной литературе, встречается достаточно часто в разных контекстах. И до сегодняшнего дня, нет единого подхода к пониманию «избирательное право».

А.Г. Орлов дал следующее определение избирательному праву: «Под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящих из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти».

Традиционно в теории конституционного права понятие «избирательное право» принято рассматривать в объективном и субъективном смысле.


Объективное избирательное право- это система юридических норм, которые сформулированы в законодательных и иных нормативно-правовых актах закрепляющих общественные отношения (право граждан избирать и быть избранными), регулирующие деятельность (принципы) субъектов, избирательного процесса.

Субъективное избирательное право - это право конкретного гражданина (активное) избирать и (пассивное) быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

При вступлении в правоотношения объективное право граждан трансформируется в субъективное (активное и пассивное).

Таким образом, избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение, в органы государственной власти и местного самоуправления.

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений. Они являются гарантиями реализации гражданами Российской Федерации субъективных избирательных прав, организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, выборных должностных лиц.

Классическими принципами российского избирательного права являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосование. Избирательное право, принятое в последние 15 лет, закрепило дополнительные принципы такие, как обязательность и периодичность выборов, состязательность, а также свободное и добровольное участие граждан в выборах.

Всеобщее избирательное право - означает, что все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ч.2 ст.32).

Конституция Российской Федерации определяет две категории граждан, не участвующих в выборах. Согласно часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Так как, участие в выборах - это акт проявления сознательной воли граждан, и вполне естественно, что лица, не отдающие отчет в своих поступках, не могут участвовать в выборах. Так же часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не имеют право избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Но следует отметить, что здесь идет речь не о лишении избирательных прав, а о приостановлении их.



По сравнению с Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расширяет круг лиц, не имеющих право быть избранными. Не имеют быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если данное, предусмотрено международным договором РФ. Также избирательное право ограничено для лиц, в чьих действиях решением суда были установлены признаки экстремистской деятельности.

Суть равного избирательного права состоит в принадлежности гражданам Российской Федерации на выборах в один орган государственной власти или местного самоуправления одинакового числа голосов и равный вес голосов избирателей.

Прямое избирательное право означает избрание депутатов и выборных должностных лиц непосредственно избирателями. Прямое избирательное право впервые было закреплено Конституцией РСФСР 1937 года. Современное законодательство предусматривает многостепенные выборы в двух случаях:

) Избрание половины членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность формирования представительного органа муниципального района из депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (ч.4 ст. 35).

Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). В международном праве этот принцип закреплен в статье 21 Всеобщей декларации прав человека.

Обязательность и периодичность проведения выборов. Согласно ст. 9 «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц являются обязательными, периодичными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Обязательность проведения выборов возникает в связи с истечением конституционного (уставного) срока, на который избираются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также в связи с досрочным окончанием их полномочий.


Периодичность проведения выборов предполагает наличие определенного времени между проведением предыдущих и очередных выборов, а также их продолжительность в виде предельного срока, на который избираются представительные учреждения. Срок полномочия представительного учреждения, как правило, составляет четыре - пять лет, Президента РФ - 6 лет.

Состязательность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

Свободные и добровольные выборы. Выборы в Российской Федерации являются свободными. Это означает, что избиратель вправе выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными федеральным законодателем и органом законодательной власти. Выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Добровольность участия в выборах означает запрет воздействия на избирателя с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Российское законодательство не устанавливает обязанности граждан участия в выборах. В настоящее мнение широко распространенным явлением стал абсентеизм - то, есть неучастие избирателей в выборах. Данное поведение граждан обусловлено многими причинами:

Неверие граждан в возможность повлиять на содержание и характер деятельности органов государственной власти, и их должностных лиц;

Неверие обещаниям кандидатов в депутаты;

Убежденность граждан в фальсификации результатов выборов.
1.2 Субъективное право граждан избирать и быть избранным
Конституция Российской Федерации 1993 года (статья 3) устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Одним из важнейших институтов народовластия, в демократическом обществе являются выборы, а избирательные права граждан, посредствам которых каждый гражданин обеспечивает свою реальные возможность участия в формировании персонального состава органов государственной власти, и местного самоуправления, являются их конституционной основой.

Субъективное право граждан - избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплено в статье 32 Конституции Российской Федерации. Это конституционное право конкретизируется в ряде законодательных актов:


Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме". Данный Федеральный закон, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. ;

Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон гласит следующее: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».

Федеральный Закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

Таким образом, можно сделать вывод, что права и свободы человека являются неотъемлемой частью законодательства Российской Федерации.

Глава 2. Понятие и система гарантий избирательного права граждан

2.1 Избирательные споры. Нарушение законодательства о выборах
В современной юридической литературе большое внимание уделяется проблемам избирательного спора, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на эту тему. Однако мнения авторов по этому вопросу различны. Поэтому, чтобы юридически точно охарактеризовать эту категорию конфликтов, необходимо проведение ее тщательного анализа, и, в первую очередь уяснение правовой природы избирательного спора.

В работах, затрагивающих конфликтную проблематику избирательного процесса, можно встретить определение понятия избирательных споров. Так например Е.П. Ищенко дает следующее определение «Избирательные споры - это разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке ».