Файл: Защита прав граждан в области социального обеспечения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан в России
Генезис, становление и развитие социальной защиты граждан в РФ
Понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ
Глава 2. Проблемы правового регулирования судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
2.1. Проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
2.2. Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения
Важным видом социальных выплат являются льготы и преимущества, рассматриваемые как вид социальной помощи, выраженной в праве, предоставленном гражданам (и их семьям) за определенные заслуги или в связи с особым социальным статусом и реализуемой в форме социальных (денежных) выплат.[15]
В настоящее время система льгот распространяется на инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, участников войны, семей погибших военнослужащих, блокадников Ленинграда, тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.
Основные льготы можно подразделить на:
· льготы за определенные заслуги перед государством;
· социальные льготы (инвалидам, пенсионерам),
· льготы лицам, оказавшимся в экстремальных условиях, связанные с действием природных, экологических факторов;
· льготы работникам органов государственной власти;
· льготы отдельным категориям семей.
Натуральная помощь
Натуральная помощь – форма социальной защиты населения, которая предоставляется в виде:
· предметов первой необходимости;
· продуктов питания;
· лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
· бесплатного питания;
· одежды, обуви, других непродовольственных товаров;
· специальных транспортных и технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Натуральная помощь оказывается в рамках социальной помощи или поддержки, осуществляется либо за счет бюджетов всех уровней, либо за счет собственных средств негосударственных, в том числе благотворительных организаций и предоставляется на безвозмездной основе.
Одним из видов безвозмездной помощи выступает гуманитарная помощь, предоставляемая для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам.
Социальные услуги
В сфере социальной защиты населения все услуги разделяются на три основных группы:
Первая группа – услуги, оказываемые через систему социального страхования в виде обязательного медицинского страхования, направленные на охрану здоровья населения и финансируемые за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Вторая группа – услуги, предоставляемые гражданам через систему добровольного медицинского страхования. Программы добровольного медицинского страхования обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Третья группа – совокупность социальных услуг по социальному обслуживанию населения, при этом социальное обслуживаниепонимается как деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных преодолеть ее самостоятельно.[16]
Социальные службы – это предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью по профессиональному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Реализация указанных принципов предполагает разработку и введение государственных стандартов социального обслуживания населения. Система социальных минимальных стандартов – это комплекс взаимосвязанных государственных социальных стандартов.
Деятельность социальных служб предполагает оказание услуг в условиях:
· стационарного социального обслуживания;
· нестационарного социального обслуживания;
· полустационарного социального обслуживания;
· социального обслуживания на дому;
· срочного социального обслуживания.
В России постепенно развиваются новые формы и виды социального обслуживания, создаются разнообразные социальные службы, например, дома-интернаты, осуществляющие стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; социальные дома-интернаты для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, дома ночного пребывания; центры социального обслуживания и реабилитационные центры для инвалидов и др.
В последние годы распространение получают комплексные центы социального обслуживания, имеющие многофункциональные характер и предоставляющие услуги различным категориям граждан.
Социальная поддержка
Социальная поддержка населения также входит в систему форм и видов социальной защиты населения и предусматривает предоставление денежных выплат, определенных льгот, компенсаций, натуральной помощи трудоспособному населению, временно оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Большинство видов социальной защиты предоставляется бесплатно за счет централизованных внебюджетных фондов или части бюджетных средств. Вместе с тем в условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов все виды социальной защиты в рамках социальной помощи и социальной поддержки имеют адресный характер и предоставляются с учетом нуждаемости.
Глава 2. Проблемы правового регулирования судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
2.1. Проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
В конституции Российской федерации Россия выступает как демократически-правовое социальное государство. Ее политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого. Обязательным признаком, которым должно обладать социальное государство является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленную на их защиту.
Государство должно создавать систему защиты социальных прав и свобод, а также устанавливать юридическую процедуру такой защиты.[17]
Значительная часть дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации, связана с реализацией социальных прав на судебную защиту. Решение Суда, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направленные на последовательную конституционализацию этих отраслей и оказывает существенное влияние на их современное состояние. При этом правовыми позициями Конституционного Суда не только корректируются действующие нормы права, но и закладываются основы будущего регулирования судебной защиты прав и свобод граждан, призванного адекватно отразить положения Конституции Российской Федерации.
Основные направления социальной политики отражает Конституция РФ - защита материнства и детства, установление минимального размера оплаты труда, развитие системы государственных служб, обеспечение государственной поддержке инвалидов и пожилых граждан. По своей сущности это является конституционной обязанностью государства в социальной сфере.
При реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, важнейшей проблемой является сфера их применения. У государства не сформулировано четкой и прямой ответственности перед человеком и гражданином. Так как конституционные нормы, направленные к государству, отражают непосредственный характер его деятельности в социальной сфере.
Конституционные социальные права человека и гражданина это гарантированные государством возможности удовлетворения жизненных потребностей человека и его достойной жизни.
Вопросы конституционного регулирования социальных проблем, включая проблемы защиты социальных прав, характер и пределы конституционного регулирования социальных отношений вообще и социальной защиты граждан в частности, а также возможности прямого применения конституционных норм о социальной защите граждан, и юридическая сила корреспондирующих им материально-финансовых обязательств государства перед гражданами в социальной сфере являются дискуссионными.[18]
Социальное государство предполагает действенность конституционных гарантий социальных прав гражданина, это означает, что у государства существуют соответствующие обязанности, такие как:
- охранять труд и здоровье людей;
- устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
- обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
- развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.[19]
Наиболее значимым для граждан является нарушение социальных прав, направленные гарантировать достойный для человека уровень жизни.
Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.
По всем вопросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций, наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсии, пособия, льготы и т. п.).
Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе, и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкивается с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы, и т.д. И это при том, что именно реализация права на информацию делает возможным соблюдение и защиту любых других прав личности, создает условия для нормальной цивилизованной жизни.
Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Почти абсолютное бесправие пациента, учащегося и его родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как серьезная государственная проблема.[20]
Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.
Социальная проблематика весьма заметна в деятельности Конституционного Суда. Объектом его контроля стали более 30 федеральных правовых актов, регламентирующих отношения в данной сфере (это примерно четверть от общего числа проверенных).
Социальные вопросы в той или иной мере получили отражение в 40 постановлениях Суда (25% от принятых), в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся:
1. Защита материнства и детства. В последнее время принято достаточно нормативных актов по вопросам защиты материнства и детства. Однако законодательству в этой сфере правового регулирования не хватает системности, можно отметить, что акты в разных отраслях права разобщены, они носят разрозненный характер.