Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

114
• проведение анализа заболеваемости прикрепленного населения, обеспечение разра- ботки и реализации мероприятий по ее снижению;
• обеспечение контроля за осуществлением медицинской деятельности подразделения- ми медицинской организации и отдельными специалистами;
• разработка и организация мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению;
• оценка эффективности проводимых индивидуальных программ реабилитации;
• организация врачебных конференций по вопросам повышения и обеспечения качества профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий;
• взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами ОМС, исполнительными орга- нами Фонда социального страхования РФ по вопросам, относящимся к компетенции;
• участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам оказания медицинской помощи населению;
• контроль за деятельностью медицинских работников в пределах своей компетенции;
• контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетно- сти по вопросам, относящимся к компетенции.
Основными направления работы заместителя руководителя по экспертизе временной нетрудоспособности являются:
• контроль за организацией и проведением экспертизы временной нетрудоспособности в медицинской организации;
• проведение анализа заболеваемости населения с временной утратой трудоспособно- сти, первичного выхода больных на инвалидность, обеспечение разработки и реализации мероприятий по их снижению;
• участие в подготовке документов, регламентирующих организацию и проведение экспертизы временной нетрудоспособности;
• оценка экспертной деятельности лечащих врачей и организация работы по экспертизе временной нетрудоспособности заведующих отделениями медицинской организации;
• контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности;
• обеспечение повышения квалификации специалистов медицинской организации по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
• организация врачебных конференций по вопросам экспертизы временной нетрудо- способности;
• принятие участия в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности;
• контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетно- сти по курируемым разделам работы;
• осуществление взаимодействия с бюро медико-социальной экспертизы, со страховы- ми медицинскими организациями и территориальными фондами ОМС, исполнительными органами Фонда социального страхования РФ, другими медицинскими организациями и уч- реждениями социальной защиты населения.
Основной задачей заместителя главного врача по экономическим вопросам является оптимизация расходов ЛПУ на оказание медицинской помощи без ухудшения показателей, отражающих надлежащий уровень КМП. Он проводит анализ эффективности использова- ния финансовых средств ЛПУ путем сопоставления нормативных расходов на оказание кон- кретной услуги с фактическими расходами; расчет экономического эффекта, полученного от внедрения новой медицинской технологии (нового метода лечения, нового вида оборудова- ния); выявление внутренних резервов интенсификации лечебно-диагностического процесса.
Функции заведующего отделением в плане обеспечения КМП:
• контроль за обоснованностью выдачи и продлением сверх предусмотренных норма- тивных сроков документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;


115
• экспертная оценка качества оказания медицинской помощи;
• контроль за оформлением медицинской документации;
• контроль за своевременностью и обоснованностью направления больных на клинико- экспертную, медико-социальную экспертную комиссии.
Анализ ошибок и дефектов позволяет заведующему отделением оценить степень кли- нической и экспертной подготовки врачей, определить тематику научно-практических кон- ференций отделения, проведение которых является одной из форм учебных мероприятий с целью повышения квалификации медицинского персонала.
Необходимо также обеспечить проведение экспертизы, осуществляемой лечащим врачом в ходе лечебно-диагностического процесса в порядке самоконтроля (так называемый нулевой уровень экспертизы КМП).
Необходимо, чтобы информация, получаемая на каждом этапе, при соблюдении су- бординации была доступна другим участникам лечебно-диагностического процесса. Нала- живание эффективных прямых и обратных связей, согласование и коррекция целей в иерар- хии управления - важнейшие механизмы функционирования внутриучрежденческой системы обеспечения КМП.
2. Направления экспертизы и показатели качества медицинских услуг в лечебно- профилактических учреждениях.
Для организации эффективной деятельности в сфере обеспечения качества помощи в лечебно-профилактическом учреждении необходимо выбрать направления экспертной рабо- ты (ориентиром является триединый подход к обеспечению КМП – структура, технология, результат) и разработать набор показателей, характеризующий деятельность организации в целом (определенных служб, подразделений) с учетом их специфики (стационар, поликли- ника, диспансер, станция скорой помощи и т.п.), особенностей лечебно-диагностического процесса и основных результатов.
3. Оценка качества медицинской помощи, оказываемой средним медперсоналом.
Одним из основоположников создания системы контроля КМП является английская медицинская сестра Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны путём сравни- тельного анализа мероприятий на различных этапах оказания медицинской помощи раненым в английских и французских госпиталях находит грубые нарушения санитарно- эпидемиологического режима, и посредством преобразований в организации лечебно- диагностического процесса, контроля работы медицинских работников добивается сущест- венного снижения показателей летальности раненых.
Благодаря усилиям Ф. Найтингейл принципиально изменяется роль медицинской се- стры и одновременно формируется система контроля КМП, включающая такие составляю- щие, как идентификация проблемы, элементы сравнительного анализа различных этапов лечебно-диагностического процесса, индивидуальная, направленная на достижение заплани- рованного результата, работа с медицинским персоналом, которая в дальнейшем будет на- звана медицинским аудитом.
Одной из важнейших проблем в управленческой деятельности руководителей медсе- стринских служб является обеспечение высокого качества ухода за пациентами. Как указы- вают эксперты ВОЗ, важнейшими инструментами управленческой деятельности руководите- лей сестринских служб по обеспечению высокого качества сестринского ухода являются:
1. Обучение медицинских сестер требованиям должностных инструкций.
2. Обеспечение систематического контроля за работой медицинских сестер и старших медицинских сестер по выполнению ими своих должностных инструкций.
3. Создание надлежащих условий для работы медицинских сестер и пребывания в ле- чебно-профилактическом учреждении пациентов.
4. Надлежащее материально-техническое и лекарственное обеспечение деятельности медицинских сестер.


116 5. Создание в трудовом коллективе благоприятного психологического климата.
Повышению качества сестринского ухода способствует также стандартизация сест- ринских услуг, однако, медико-технологические протоколы сестринских манипуляций – стандарты находятся в стадии разработки. Между тем именно эти документы должны регла- ментировать нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являться
«эталоном» для определения правильности и оценки качества их выполнения. При разработ- ке сестринских стандартов следует ориентироваться на составляющие сестринского процес- са.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

ВОЗ выделяет четыре компонента сестринского процесса: оценку ситуации, планиро- вание, осуществление действий, оценку результатов, т.е. результатов, связанных с качествен- ной характеристикой сестринских функций.
Для повышения результативности контроля КМП, оказываемой средним медицин- ским персоналом, необходима регистрация сестринского наблюдения и ухода. Это позволит выявить дефекты обслуживания пациента, раскрыть полную информацию о проделанной медицинской сестрой работе, установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, на- глядно проследить динамику состояния пациента, оценить преемственность в обслуживании.
В числе показателей, характеризующих КМП, оказываемой средним медперсоналом, предлагается использовать:
• своевременное выполнение назначений лечащего врача;
• выполнение манипуляций в соответствии со стандартами;
• отсутствие осложнений у пациента, связанного с деятельностью медсестры;
• высокий профессиональный уровень сестринского персонала, позволяющий ему ассистировать врачу при сложных манипуляциях;
• обеспечение инфекционной безопасности;
• обеспечение надлежащего ухода за пациентами (отсутствие пролежней, застойной пневмонии, мышечной атонии, сроки перехода пациента от состояния зависимости в уходе за ним к самоуходу и др.);
• ведение надлежащим образом медицинской документации;
• соблюдение правил медицинской этики и деонтологии при общении медсестры с пациентом, родственниками пациента, коллегами;
• отсутствие жалоб со стороны пациентов, родственников пациентов, врачей.
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
6. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
7. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).


117 8. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).

118
ЛЕКЦИЯ 23
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ВОЗ.
Цель: получение современных знаний о международном сотрудничестве в области здравоохранения и ВОЗ.
Основные вопросы лекции
1. История создания Всемирной Организации Здравоохранения.
2. Структура Всемирной Организации Здравоохранения.
3. Направления деятельности Всемирной Организации Здравоохранения.
Содержание
1. История создания Всемирной Организации Здравоохранения.
В настоящее время активно работают более 200 международных организаций, ассо- циаций, в том числе такие правительственные как Организация Общественных Наций
(ООН), МОТ (международная организация труда), ЮНИСЕФ (международный детский фонд), ЮНЕСКО (организация объединенных наций по науке и культуре), Международная продовольственная организация, МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии).
Самой крупной из них и самой значимой среди медицинских является Всемирная Ор- ганизация Здравоохранения (ВОЗ), которая сотрудничает со 180 международными медицин- скими организациями, агентствами, ассоциациями.
История международных медицинских организаций началась с созыва в 1851 г. в Па- риже Международной конференции по борьбе с эпидемиями. Эта и последующие междуна- родные конференции принимали санитарные конвенции по совместным мерам государств в преодолении эпидемических заболеваний.
Международная санитарная конференция в Риме в 1907 г. учредила первую междуна- родную медицинскую организацию – международное бюро общественной гигиены (МБОГ), которое работало до 1946 г. в Париже. В него вошли 55 государств, в том числе и Россия.
Бюро наблюдало за выполнение международных санитарных конвенций и карантинных пра- вил и обеспечивало информацию о карантинных заболеваниях. Кроме того оно организовы- вало консультативную и техническую помощь странам по проблемам здравоохранения.
Вскоре после создания Лиги наций в 1923 г., при ней была создана так называемая
Организация здравоохранения Лиги наций. В ее задачи входили задачи аналогичные задачам международного бюро общественной гигиены, кроме того, она оказывала большую помощь в области здравоохранения по подготовке кадров, научным исследования, программам борь- бы с заболеваниями. Эта организация привлекала известных специалистов, консультантов, публиковала информационные и другие материалы по актуальным проблемам медицины.
На первой генеральной ассамблее ООН в феврале 1946 г. в Филадельфии, было ре- шено создать новую международную организацию здравоохранение с передачей ей функций
Лиги наций и в том же 1946 г. в Нью-Йорке на международной конференции собравшей де- легатов из 51 страны, был обсужден и принят устав новой всемирной организации здраво- охранения, и протокол о роспуске МБОГ, и секции Лиги наций, приемниками которых стала
ВОЗ.
7 апреля 1948 г. 26 государств, членов ООН, учредителей ВОЗ, ратифицировали ее ус- тав, и с этого дня ВОЗ, получившая юридическое оформление, стала полноправным членом
ООН, т.е. специализированным ее агентством в области здравоохранения. В честь этого со- бытия 7 апреля каждого года отмечается как международный день здоровья. В настоящее время членами ВОЗ являются 190 государств.
2. Структура Всемирной Организации Здравоохранения.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая со- стоит из делегатов, представляющих государства-члены ВОЗ. От каждой страны выделяется не более трех делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны.