Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• работники предприятий, учреждений и организаций, имеющие контакт с неблагопри- ятными производственными факторами
• работники пищевых, детских и некоторых коммунально-бытовых учреждений, которые при поступлении на работу и впоследствии через определенные сроки проходят бактериологическое обследование для выявления инфекционных болезней или бациллоноси- тельства, поскольку могут стать источником массового заражения
• дети, подростки, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты очной формы обучения
Предварительные медицинские осмотры позволяют определить соответствие состоя- ния здоровья требованиям профессии или обучения, а также выявить заболевания, которые могут обостриться и прогрессировать в условиях работы с неблагоприятными факторами профессионального характера или в процессе учебы.

23
Основная задача периодических медицинских осмотров - выявление ранних призна- ков профессиональных заболеваний или отравлений, а также заболеваний, этиологически не связанных с профессией, но при которых продолжение контакта с неблагоприятными факто- рами, связанными с профессиональной деятельностью представляет опасность для здоровья.
Целевые медицинские осмотры проводят для раннего выявления ряда заболеваний
(туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней органов кровообращения, дыха- ния, гинекологических заболеваний и др.) путем одномоментных осмотров в организован- ных коллективах либо путем осмотра всех лиц, обращающихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.
Результаты медицинских осмотров фиксируются в следующих документах: «Карте подлежащего периодическому осмотру» (ф.046/у) для лиц, проходящих обязательные перио- дические осмотры; «Медицинской карте амбулаторного больного» (ф.025/у), «Истории раз- вития ребенка» (ф.112/у), «Медицинской карте ребенка» (ф.026/у) для школ, школ- интернатов, детских домов, детских садов, яслей-садов; «Медицинской карте студента вуза, учащегося среднего специального учебного заведения» (ф.025-З/у); «Карте учета диспансери- зации» (ф. 131/у) для всех лиц, проживающих, учащихся, посещающих детские дошкольные учреждения в районе деятельности поликлиники, работающих на предприятиях и проходя- щих ежегодные медицинские осмотры; «Карте диспансеризации ребенка» (ф. 030-д/у); «Кар- те профилактически осмотренного с целью выявления» (ф.047/у) для регистрации осмотров, проводимых с целью раннего выявления отдельных форм и групп заболеваний.
Перечисленные выше документы позволяют не только получить точное представле- ние о распространенности патологии среди населения, но и определить динамику ее измене- ния, эффективность проводимого лечения и организационные мероприятия за ряд лет.
Заболеваемость по данным о причинах смерти изучается за год по «Медицинскому свидетельству о смерти» и «Медицинскому свидетельству о перинатальной смерти».
Единицей совокупности при изучении этого вида заболеваемости является каждый умерший в данном году. При учете заболеваемости населения по данным о причинах смерти выявляются наиболее тяжелые заболевания, закончившиеся летальным исходом. Изучение причин смерти позволяет установить не только характер и тяжесть заболевания, но также недостатки в организации медицинской помощи населению.
Изучение структуры причин смерти дает наиболее полное представление о состоянии здоровья населения, отражает эффективность мероприятии, проводимых органами и учреж- дениями здравоохранения и государства в целом по оздоровлению населения.
Изучение заболеваемости по результатам комплексных социально- гигиенических исследований, которые посвящены, как правило, изучению особенностей состояния здоровья различных групп населения, позволяют установить закономерности воз- никновения и распространенности заболеваний в зависимости от факторов, ее обуславли- вающих.
3. Основные показатели заболеваемости населения. Тенденции заболеваемости населения РФ.
Основными показателями, которые используются при анализе заболеваемости по об- ращаемости, являются:
• первичная заболеваемость (заболеваемость) – совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний (статистиче- ские талоны со знаком «+»);
• распространенность (общая заболеваемость) – совокупность всех заболеваний (как впервые выявленных, так и перешедших с прошлых лет) по поводу которых пациенты обра- тились в данном году (все статистические талоны);
• показатели заболеваемости (распространенности) данным заболеванием;
• структура заболеваемости;
• средняя длительность одного заболевания (случая нетрудоспособности).


24
При изучении заболеваемости по обращаемости показатели рассчитывают обычно на
1000 человек, заболеваемость с временной утратой трудоспособности принято рассчитывать на 100 работающих человек в случаях и днях.
Рекомендованная литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
6. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. –
М.: ОАО «Издательство Медицина», 2006. – 528 с. (библиотека кафедры).
7. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие / В.И. Чернов,
И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. – Воронеж, Воронежская Государст- венная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, 2003. – 113 с. (библиотека кафед- ры).
8. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ со- временных стратегий: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 432 с.: 24 ил.
(библиотека кафедры).
9. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. – М.: Медиа Сфера, 2001. -392 с., илл. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
10. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
11. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
12. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).

25
ЛЕКЦИЯ 6
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВАЛИДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Цель: знакомство с основными понятиями и методами изучения инвалидности.
Основные вопросы лекции.
1. Основные понятия. Классификации основных видов нарушений функций орга- низма и степени их выраженности.
2. Критерии установления групп инвалидности.
3. Динамика основных показателей, характеризующих инвалидность.
Содержание
1. Основные понятия. Классификации основных видов нарушений функций ор- ганизма и степени их выраженности.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функ- ций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приво- дящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной за- щиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти- роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой дея- тельностью.
Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты
Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, при- водящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) вы- полнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходи- мость социальной защиты.
Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измере- ния и оценки результатов.
Выделяют следующие нарушения функций организма:
• нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, ин- теллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
• нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и не вербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)
• нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, бо- левой, температурной и других видов чувствительности);
• нарушения статодинамическux функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений)
• висцеральные и метаболические нарушения (функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета)
• нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туло- вища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищевари- тельного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)
На основе комплексной оценки различных параметров, характеризующих стойкие на- рушения функций организма человека, с учетом их качественных и количественных значе- ний выделяют четыре степени их выраженности:
1 степень - незначительные нарушения
2 степень - умеренные нарушения
3 степень - выраженные нарушения
4 степень - значительно выраженные нарушения


26
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения ос- новных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
- способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществ- лять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятель- ность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспо- могательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью дру- гих лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посто- ронней помощи и полная зависимость от других лиц.
- способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно пе- ремещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и переме- не положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной за- трате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при не- обходимости вспомогательных технических средств
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в посто- янной помощи других лиц
- способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и
(или) с помощью вспомогательных технических средств
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц
- способность к общению - способность к установлению контактов между людьми пу- тем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объёма получения и пере- дачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.
- способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адек- ватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполне- ния ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обста- новке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его кор- рекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
- способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению на-


27
выками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учрежде- ниях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образо- вательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень - неспособность к обучению.
Наиболее важным в МСЭ является экспертиза способности человека к трудовой дея- тельности, при этом определяется:
• способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
• способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
• способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
• способность к мотивации труда;
• способность соблюдать рабочий график;
• способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во времен- ной последовательности).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельно- сти является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невоз- можности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:
• при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с умень- шением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
• при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельно- сти является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организ- ма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при которых воз- можно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельно- сти является нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций


28
организма устанавливают группу инвалидности.
2. Критерии установления групп инвалидности.
Критерием для определения ПЕРВОЙ группы инвалидности является нарушение здо- ровья человека со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограни- чению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию третьей степени;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28