Файл: Вопрос 2 Частично правильный Баллов 0,3 из 1,0 Отметить вопрос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 757
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Экологическая экспертиза: формы и методы предупредительного экологического контроля
Проведение общественной экологической экспертизы
Лекция 1.2. Законодательное обеспечение экологической экспертизы
Определение области применения системы экологического менеджмента
Лекция 1.4. Особенности стандарта ГОСТ Р ИСО 14001
Лекция 1.5. Требования системного подхода в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001
Лекция 1.6. Экологические аспекты и принятые обязательства
Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия
Лекция 1.7. Экологический аудит организаций. Основные понятия экологического аудита
Вопросы управления программой аудита
Разработка целей программы аудита
Идентификация и оценка рисков программы аудита
Вопросы внедрения программы аудита
Определение целей, области и критериев для каждого конкретного аудита
Лекция 1.8. Экологический аудит организаций. Формирование группы по аудиту
Управление и поддержание записей по программе аудита
Анализ и улучшение программы аудита
Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
Подготовка к проведению аудита на месте. Выполнение анализа документов при подготовке к аудиту
Лекция 1.9. План проведения экологического аудита
Распределение работ между членами группы по аудиту
Проведение предварительного совещания
Лекция 1.10. Принципы и методы проведения экологической экспертизы
Тема 2. Экспертиза промышленной безопасности
Лекция 2. 2. Виды экспертизы промышленной безопасности
Лекция 2.3. Экспертиза промышленной безопасности в области надзора
Тема 3. Экспертиза пожарной безопасности
Лекция 3.2. Общие вопросы организации пожарной службы
Высшее руководство проявляет лидерство и приверженность в рамках обязанностей, относящихся к системе экологического менеджмента, выполнением которых оно руководит или в выполнение которых вовлечено лично. Высшее руководство может делегировать обязанности по выполнению этих действий другим лицам, но оно сохраняет за собой ответственность за их выполнение.
Экологическая политика – это совокупность принципов, сформулированных как обязательства, в которых высшее руководство выражает намерения организации поддерживать и улучшать экологические результаты ее деятельности. Экологическая политика позволяет организации установить экологические цели, предпринимать действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента и достижения постоянного улучшения.
Три основных обязательства экологической политики сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001:
-
защищать окружающую среду; -
выполнять принятые организацией обязательства; -
постоянно совершенствовать систему экологического
| менеджмента | для улучшения | экологических результатов |
деятельности. | | | |
Эти | обязательства | отражаются в | процессах, устанавливаемых |
организацией, чтобы учесть конкретные требования настоящего стандарта и обеспечить устойчивость и надежность системы экологического менеджмента, а также доверие к ней.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 14001 учтены положения стандарта ИСО 9001, чтобы способствовать
совместимости этих двух стандартов. Обязательство защищать окружающую среду предполагает не только предупреждение неблагоприятных экологических воздействий посредством предотвращения загрязнения. Это и защита естественной среды от вреда и разрушения, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и
услугами. Конкретные обязательства организации должны соответствовать ее среде, включая местные и региональные условия окружающей среды. Обязательства могут относиться, например, к качеству воды, утилизации отходов, качеству воздуха, а также могут включать обязательства, относящиеся к смягчению последствий изменения климата и адаптации, защите биоразнообразия и экосистем и рекультивации.
В то время как все обязательства являются важными, некоторые заинтересованные стороны особенно волнует обязательство организации выполнять принятые обязательства, в особенности применимые правовые требования. Настоящий стандарт определяет ряд взаимосвязанных требований, вытекающих из этого обязательства. Это включает необходимость:
-
определять принятые обязательства; -
убедиться в том, что деятельность выполняется в соответствии с этими принятыми обязательствами; -
оценивать степень выполнения этих принятых обязательств; -
устранять несоответствия.
Лицам, вовлеченным в систему экологического менеджмента организации, следует иметь ясное понимание их функций, ответственности и полномочий в целях соответствия требованиям настоящего стандарта и для достижения
намеченных результатов.
Конкретные функции и ответственность могут быть переданы отдельному лицу, иногда называемому «представитель руководства», разделены между несколькими лицами или переданы члену высшего руководства.
Общей целью процессов является обеспечение уверенности в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. К этим процессам относится предотвращение или снижение нежелательного воздействия и достижение постоянного улучшения. Организация может обеспечить это путем определения рисков и
возможностей, которые должны быть рассмотрены, и планированием соответствующих действий. Эти риски и возможности могут относиться к экологическим аспектам, принятым обязательствам, другим факторам или другим потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.
Экологические аспекты могут создавать риски и возможности, связанные с неблагоприятными экологическими воздействиями, благоприятными экологическими воздействиями или с другим влиянием на организацию. Риски и возможности, относящиеся к экологическим аспектам, могут быть определены как в ходе оценки значимости этих аспектов, так и отдельно.
Принятые организацией экологические обязательства могут создавать риски и возможности, такие как невыполнение этих обязательств, которое сможет навредить репутации организации или привести к судебному иску. Возможно и перевыполнение, что может улучшить репутацию организации.
У организации могут также быть риски и возможности, относящиеся к другим факторам, включая экологические условия или потребности и ожидания заинтересованных сторон. Они могут повлиять на способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического
менеджмента, например:
-
экологические утечки из-за барьеров грамотности или языка между работниками, которые не могут понять местные рабочие процедуры; -
затопления вследствие климатических изменений, которые могут повлиять на недвижимость организации; -
отсутствие доступных ресурсов для поддержания результативной системы экологического менеджмента из-за экономических ограничений; -
внедрение новых технологий, финансируемых государственными субсидиями, которые могли бы улучшить качество воздуха; -
нехватка воды в периоды засухи, что может повлиять на способность организации управлять ее оборудованием контроля выбросов.
Аварийные и другие нештатные ситуации – это незапланированные или неожиданные события, в которых необходимо экстренное применение особых компетентностей, ресурсов или процессов для предотвращения либо смягчения их последствий. Аварийные и другие нештатные ситуации могут привести к неблагоприятным экологическим воздействиям или другим влияниям на организацию.
При определении потенциальных аварийных и других нештатных ситуаций, например, пожар, утечка химикатов, суровые погодные условия, организации следует рассмотреть:
-
характер опасностей на объекте, например, огнеопасные жидкости, резервуары для хранения, сжатые газы; -
наиболее вероятный тип и масштаб аварийной и другой нештатной ситуации; -
возможность возникновения аварийной и другой нештатной ситуации на соседнем объекте, например, фабрика, дорога, железная дорога.
Хотя риски и возможности необходимо определить и рассмотреть, нет
требования по осуществлению формализованного менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента риска. Организация сама выбирает метод, который она будет применять для определения ее рисков и возможностей. Метод может включать простую качественную или полную количественную оценку в зависимости от среды, в которой организация функционирует.
Идентифицированные риски и возможности являются входами для планирования действий и для установления экологических целей.
В общем виде ISO 14001 требует от предприятия:
-
наличия экологической политики; -
наличия в документированном виде и доступности для общественности; -
наличия программы экологического менеджмента; -
наличия в документированном виде или в виде электронного файла; -
организации и реализации деятельности в рамках системы экологического менеджмента; -
наличия соответствующих процедур и записей; -
оценки соответствия требованиям природоохранного законодательства, нормативам, а также тем требованиям, с которыми организация добровольно согласилась; -
осуществления внутренних проверок и корректирования осуществляемой в рамках системы экологического менеджмента (СЭМ) деятельности (наличия соответствующих процедур и записей); -
анализа результатов деятельности в рамках СЭМ (наличия соответствующих процедур и записей); -
последовательного улучшения результатов деятельности (демонстрации последовательного улучшения по экологическим целям и задачам, включенным в программу экологического менеджмента).
Здесь перечислены далеко не все требования ГОСТ ИСО 14001 к