Файл: Вопрос 2 Частично правильный Баллов 0,3 из 1,0 Отметить вопрос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 757

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экологическая экспертиза: формы и методы предупредительного экологического контроля

Проведение общественной экологической экспертизы

Лекция 1.2. Законодательное обеспечение экологической экспертизы

Определение области применения системы экологического менеджмента

Лекция 1.4. Особенности стандарта ГОСТ Р ИСО 14001

Лекция 1.5. Требования системного подхода в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001

Лекция 1.6. Экологические аспекты и принятые обязательства

Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия

Лекция 1.7. Экологический аудит организаций. Основные понятия экологического аудита

Формы экологического аудита

Вопросы управления программой аудита

Разработка целей программы аудита

Идентификация и оценка рисков программы аудита

Вопросы внедрения программы аудита

Определение целей, области и критериев для каждого конкретного аудита

Лекция 1.8. Экологический аудит организаций. Формирование группы по аудиту

Управление и поддержание записей по программе аудита

Мониторинг программы аудита

Анализ и улучшение программы аудита

Установление первоначального контакта с проверяемой организацией

Подготовка к проведению аудита на месте. Выполнение анализа документов при подготовке к аудиту

Лекция 1.9. План проведения экологического аудита

Распределение работ между членами группы по аудиту

Проведение предварительного совещания

Формирование выводов аудита

Рассылка отчета по аудиту

Лекция 1.10. Принципы и методы проведения экологической экспертизы

Тема 2. Экспертиза промышленной безопасности

Лекция 2. 2. Виды экспертизы промышленной безопасности

Лекция 2.3. Экспертиза промышленной безопасности в области надзора

Тема 3. Экспертиза пожарной безопасности

Лекция 3.2. Общие вопросы организации пожарной службы

Лекция 3.3. Пожарно-техническая экспертиза

Лекция 3.4. Требования к Декларации пожарной безопасности

рисунке.




Высшее руководство проявляет лидерство и приверженность в рамках обязанностей, относящихся к системе экологического менеджмента, выполнением которых оно руководит или в выполнение которых вовлечено лично. Высшее руководство может делегировать обязанности по выполнению этих действий другим лицам, но оно сохраняет за собой ответственность за их выполнение.

Экологическая политика это совокупность принципов, сформулированных как обязательства, в которых высшее руководство выражает намерения организации поддерживать и улучшать экологические результаты ее деятельности. Экологическая политика позволяет организации установить экологические цели, предпринимать действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента и достижения постоянного улучшения.

Три основных обязательства экологической политики сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001:

    1. защищать окружающую среду;

    2. выполнять принятые организацией обязательства;

    3. постоянно совершенствовать систему экологического







менеджмента

для улучшения

экологических результатов

деятельности.







Эти

обязательства

отражаются в

процессах, устанавливаемых

организацией, чтобы учесть конкретные требования настоящего стандарта и обеспечить устойчивость и надежность системы экологического менеджмента, а также доверие к ней.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 14001 учтены положения стандарта ИСО 9001, чтобы способствовать
совместимости этих двух стандартов. Обязательство защищать окружающую среду предполагает не только предупреждение неблагоприятных экологических воздействий посредством предотвращения загрязнения. Это и защита естественной среды от вреда и разрушения, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и

услугами. Конкретные обязательства организации должны соответствовать ее среде, включая местные и региональные условия окружающей среды. Обязательства могут относиться, например, к качеству воды, утилизации отходов, качеству воздуха, а также могут включать обязательства, относящиеся к смягчению последствий изменения климата и адаптации, защите биоразнообразия и экосистем и рекультивации.

В то время как все обязательства являются важными, некоторые заинтересованные стороны особенно волнует обязательство организации выполнять принятые обязательства, в особенности применимые правовые требования. Настоящий стандарт определяет ряд взаимосвязанных требований, вытекающих из этого обязательства. Это включает необходимость:

  1. определять принятые обязательства;

  2. убедиться в том, что деятельность выполняется в соответствии с этими принятыми обязательствами;

  3. оценивать степень выполнения этих принятых обязательств;

  4. устранять несоответствия.

Лицам, вовлеченным в систему экологического менеджмента организации, следует иметь ясное понимание их функций, ответственности и полномочий в целях соответствия требованиям настоящего стандарта и для достижения

намеченных результатов.

Конкретные функции и ответственность могут быть переданы отдельному лицу, иногда называемому «представитель руководства», разделены между несколькими лицами или переданы члену высшего руководства.

Общей целью процессов является обеспечение уверенности в том, что организация может достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. К этим процессам относится предотвращение или снижение нежелательного воздействия и достижение постоянного улучшения. Организация может обеспечить это путем определения рисков и

возможностей, которые должны быть рассмотрены, и планированием соответствующих действий. Эти риски и возможности могут относиться к экологическим аспектам, принятым обязательствам, другим факторам или другим потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.

Экологические аспекты могут создавать риски и возможности, связанные с неблагоприятными экологическими воздействиями, благоприятными экологическими воздействиями или с другим влиянием на организацию. Риски и возможности, относящиеся к экологическим аспектам, могут быть определены как в ходе оценки значимости этих аспектов, так и отдельно.

Принятые организацией экологические обязательства могут создавать риски и возможности, такие как невыполнение этих обязательств, которое сможет навредить репутации организации или привести к судебному иску. Возможно и перевыполнение, что может улучшить репутацию организации.

У организации могут также быть риски и возможности, относящиеся к другим факторам, включая экологические условия или потребности и ожидания заинтересованных сторон. Они могут повлиять на способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического
менеджмента, например:

  1. экологические утечки из-за барьеров грамотности или языка между работниками, которые не могут понять местные рабочие процедуры;

  2. затопления вследствие климатических изменений, которые могут повлиять на недвижимость организации;

  3. отсутствие доступных ресурсов для поддержания результативной системы экологического менеджмента из-за экономических ограничений;

  4. внедрение новых технологий, финансируемых государственными субсидиями, которые могли бы улучшить качество воздуха;

  5. нехватка воды в периоды засухи, что может повлиять на способность организации управлять ее оборудованием контроля выбросов.

Аварийные и другие нештатные ситуации это незапланированные или неожиданные события, в которых необходимо экстренное применение особых компетентностей, ресурсов или процессов для предотвращения либо смягчения их последствий. Аварийные и другие нештатные ситуации могут привести к неблагоприятным экологическим воздействиям или другим влияниям на организацию.

При определении потенциальных аварийных и других нештатных ситуаций, например, пожар, утечка химикатов, суровые погодные условия, организации следует рассмотреть:

    • характер опасностей на объекте, например, огнеопасные жидкости, резервуары для хранения, сжатые газы;

    • наиболее вероятный тип и масштаб аварийной и другой нештатной ситуации;

    • возможность возникновения аварийной и другой нештатной ситуации на соседнем объекте, например, фабрика, дорога, железная дорога.

Хотя риски и возможности необходимо определить и рассмотреть, нет
требования по осуществлению формализованного менеджмента рисков или документированного процесса менеджмента риска. Организация сама выбирает метод, который она будет применять для определения ее рисков и возможностей. Метод может включать простую качественную или полную количественную оценку в зависимости от среды, в которой организация функционирует.

Идентифицированные риски и возможности являются входами для планирования действий и для установления экологических целей.

В общем виде ISO 14001 требует от предприятия:

    • наличия экологической политики;

    • наличия в документированном виде и доступности для общественности;

    • наличия программы экологического менеджмента;

    • наличия в документированном виде или в виде электронного файла;

    • организации и реализации деятельности в рамках системы экологического менеджмента;

    • наличия соответствующих процедур и записей;

    • оценки соответствия требованиям природоохранного законодательства, нормативам, а также тем требованиям, с которыми организация добровольно согласилась;

    • осуществления внутренних проверок и корректирования осуществляемой в рамках системы экологического менеджмента (СЭМ) деятельности (наличия соответствующих процедур и записей);

    • анализа результатов деятельности в рамках СЭМ (наличия соответствующих процедур и записей);

    • последовательного улучшения результатов деятельности (демонстрации последовательного улучшения по экологическим целям и задачам, включенным в программу экологического менеджмента).


Здесь перечислены далеко не все требования ГОСТ ИСО 14001 к