Файл: Теоретические аспекты исследования деловой активности предприятия 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования деловой активности предприятия

1.1. Деловая активность как один из показателей деятельности предприятия

1.2. Понятие и сущность деловой активности

 1.3. Основные показатели деловой активности и оценка их эффективности

ГЛАВА 2. Анализ деловой активности предприятиия на примере ОАО "ВЭБ-лизинг"

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия

Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2., т.е. каждый день могут быть оплачены 20% срочных обязательств.

Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2., т.е. каждый день могут быть оплачены 20% срочных обязательств.

2.3. Анализ показателей деловой активности ОАО "ВЭБ-лизинг"

ГЛАВА 3. Мероприятия по повышению деловой активности ОАО "ВЭБ-лизинг"

3.1. Разработк мероприятий по повышению деловой активости предприятия

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы

Приложения


олитических ситуаций и систему динамических показателей, адаптируют модель к реально существующей ситуации.Зафиксированы стандарты политической, социально-психологического поведения и действий лидеров, партий, групп давления позволят прогнозировать решение с тем, чтобы рекомендовать научные средства предотвращения патовым ситуаций, предлагать альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Рационализация деятельности политической власти средством усиления ее технологии позволит российской демок

ратии развиваться по лучшим европейским образцам.7. В ходе анализа процесса подготовки и принятия государствен-но-политического решения наглядно просматривается система политических интересов и целей, которые либо господствуют, или подчинены существующим в РФ политическим силам. Итак, государственно-политическое решение выступает индикатором реальных политических интересов. Эт

о позволяет достаточно полно и системно подойти к определению "групп давления" в современной РФ в качестве существенного фактора влияния на политическую деятельность.Выяснено, что субъект принятия государственно-политического решения является динамической системой, в которой постоянно происходит перераспределение сил и влияния, ценностных ориентаций, ресурсов власти. Основой стабильного функционирования субъекта принятия решений является пропорциональное сочетание легитимности и законности как характеристик его деятельности и ее

общественной оценки.8. Утверждается мысль о том, что обеспечение дальнейшего развития про-цесса демократической законотворчества в РФ невозможно без умения госу-дарственной власти управлять результатам принятого решения, ситуацией, которая создается решением. Важно влиять на ситуацию, конструировать

политическую среду так, чтобы принятие решения с необходимостью требовало продолжения законотворчества, планирования и прогнозирования будущих государственно-политических решений как логических последствий решений, ранее принятых.По϶тому следует по возможности исключить ϶лемент внезапности из законодательного процесса, нейтрализовать спровоцированы деструктивными политическими силами обсуждения случайных проблем в парламенте. Процесс подготовки и принятия государственно-политических решений должно стать необходимым ϶лементом политической доктрины современной РФ, синтезировать и рационализировать политическое управление страной. Обосновываются методоло

гия и фундаментальные характеристики процесса реализации управленческого потенциала; определяется место государственно-политических решений в механизме власти и управлиння.У данном разделе проанализированы достижения научных исследований зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам подготовки и принятия государственно-политических решений. На основе межотраслевого подхода осуществлена систематизация имеющихся политологических концепций. Выяснено, что к проблеме адекватного обеспечения управленческих решений

разного уровня в последнее время (особенно в 90-е годы ХХ - начале XXI века) в рамках теории государственного управления активно обращаются такие зарубежные ученые как Дж.Андерсон, Е.Бардах, Д.Баскин, Белл, П.Браун, Е.Вайнинг, К.Вайс, Д. Веймер, П.Гай, Л.Ган, М.Говлет, Б.Гогвуд, В.Дан, Р.Дарендорф, Ж.-М.Денкен, Р.Джессоп, М.Еддоуз , М.Кастельс, К.Кернс

, Лассу϶лл, Дж.Лембрух, Г. Миллер, Л. Пал, В.Парсонс, Г.Пейджем, К.Портни, Г.Райт, М.Рамеш, Т.Саати, Г . Саймон, Р.Стенсфилд, Д.Стоун. На основе анализа научных подходов указанных ученых рассмотрены определяющие характеристики государственного управления, государственно-политических решений, поведения государственных служащих в процессе принятия управленческих решений, особенности деятельности основных субъектов воплощение государственной политики, роль правительства и его структур в процессе обеспечения решений, главные подходы к классификации и по϶тапного цикла их реализации. Проведенный анализ позволил выяснить, что специфика государственного управления заключается в его направлении на уникальный объект, которым выступает общество в целом, в охвате зн

ачительного масштаба деятельности социальных субъектов; в монополии на установление норм права; в значительном влиянии политических факторов на решения государственных органов.Эти и другие особенности государственного управления прежде оказываются при реализации стратегических решений, касающихся проблем государственного уровня, в частности при разработке стратегии развития государства, нормативно-правового, программно-целевого и организационного обеспечения соответствующей политики. Доказано, что становление управления как отдельной научной отрасли объективно привело к формированию теории принятия решений. В соответствии с ϶тим развивается тенденция выдел

ения теории принятия решений государственного уровня.Несмотря на важность и значительное ко-личество таких решений в государственно-властной деятельности, до сих пор не выделены но не обобщены теоретико-методологические наработки по их формированию. Под последним понимается совокупность различных аспе

ктов их подготовки и принятия, в частности, формализацийного, проблемного, системно-ситуационного, содержательного, функционального и процедурного характера.Современные зарубежные и отечественные исследования в ϶том направлении осуществляются преимущественно в рамках теории принятия решений и анализа политики и посвященные отдельным их аспектам. Проблема выделения и дальнейшей разработки теории и методологии формирования таких решений, новых их схем и регламентов приобретает особую актуальность в св

язи с тем, что в РФ еще принимается немало государственно-политических решений, которым не хватает стратегичности, системности и обоснованности.Решение ϶той проблемы также связывается с проведением административной реформы, направленной на усиление дееспособности государства, ϶ффективного выполнения им своих функций в условиях реализации политики ϶кономического роста. Освещению мирового опыта моделирования процесса подготовки и принятия государственных и корпоративных политических решений; выяснению оптимальн

ого алгоритма и технологии подготовки государственно-политических решений; раскрытию специфики деятельности субъектов их подготовки, а также механизма и ценностных детерминант процесса их принятия.Выработка модели развития РФ, взаимосвязей ее государственной политики, которая будет учитывать объективные сегодняшние реалии и перспективы, обусловливает необходимость рассмотрения наиболее важных аспектов опыта подготовки и принятия государствен-но-политических решений в развитых странах. Методы и механизмы влияния государст-венных органов власти и управления на развитие ϶кономики и промышленного производства в каждой стране имеют свои особенности, обусловленные конкретной оценкой

со стороны руководства страны политических, ϶кономических, социальных и научно-технических усло-вий, а также других факторов.Анализ совокупного опыта развитых западных стран показы-вает, что важными составляющими государственной политики на современном ϶тапе явля-ются:1) высокая степень участия государства в процессе накопления капитала, создание конку-рентоспособных отраслей промышленности, направление государственных капиталовложе-ний на расширение и модернизацию тех отраслей хозяйства, капиталовложения в которые для частных компаний не являются привлекательными из-за длительного возврата средств и низкую доходность, разработка на основе отработанных правительством страны стратеги-ческих целей долгосрочных, 5, 10

и более лет, планов-прогнозов социально-϶кономического развития, которые позволяют ϶ффективно использовать научный потенциал и практический опыт предпринимателей и специалистов при разработке крупных стратегических концепту-альных документов, закладывают основу принятия конкурентных управленческих решений на общегосударственном уровне, привлечение к процессу разработки общегосударственных планов социально-϶кономического развития страны всех правительственных учреждений, научно-исследовательских организаций, значительного круга наиболее опытных специали-стов и ϶кспертов, использование в долгоср

очном программировании магистральных моделей, которые четко указывают на опорные точки макро϶кономической сбалансированности для каждого периода развития страны и информация о которые доступна не только органам го-сударственного регулирования, но и практически каждой фирме и каждому предприятию (Япония); 2) разработка и введение в действие "системы контроля исполнения", основная задача ко-торой заключается в определении фактических результатов путем контроля за достижением целей, разработка бюджета на нулевой основе, в соответствии с которой каждая программа должна ежегодно рассматриваться и у

тверждаться заново ("с нуля") и оцениваться по кри-териям необходимости, результативности и ϶ффективности, разработка и применение мате-матических моделей для обоснования решений по государственным программам, включаю-щих реконструкцию городов, развитие транспорта, образования, здравоохранения, жилищ-ного строительства, борьбу с преступностью, проблемы в сельском хозяйстве и в сфере ис-пользования природных ресурсов, распределение ответственности бизнеса и государства за результаты национального ϶кономического развития (США); 3) взаимодействие основных форм собственности (государственной, кооп

е-ративной и частной), в результате чего обеспечивается: наличие органов государственного регулирования ϶кономики и ее составными частями, курс на конкурентоспособность и ϶кспорт продукции, использование опыта централизованного планирования развития ϶кономики на далекую и среднюю перспективу, развитие кооперативного сектора , стимулирование занятости, которая гарантирует людям работу, прибыль, сохранение квалификации, помогает избежать депрессии и деградации, развитие производства и сферы услуг на основе сочетания и взаимодействия частной, государственной и кооперативной форм собственности, пр


и определяющей роли государства в распределении благ среди всех граждан; ϶кономическая и социальная политика сокращения разрывов в доходах высоко-и низкооплачиваемых слоев населения, для чего используется продуманная государственная налоговая политика; разветвленная и целенаправленная политика на рынке труда по обеспечению полной занятости (не ниже 98%); гармонизация уровня жизни всех групп населения (Швеция) ; 4) консенсус всех внутриполитических сил (политических партий, профсоюзов, предпринимателей, общественных организаций), ради спасения государства и общества, предотвращения конфликтов з

аключают соглашение по основным вопросам внутриполитической жизни, введение общегосударственного, отраслевого и регионального планирования; трипартизм (государство, профсоюзы, ассоциации предпринимателей) в управлении ϶кономикой на всех уровнях, установление на ϶той основе демократического контроля за ϶кономикой, поступлениями в госбюджет и его расходами, наличие социальной программы перераспределения доходов в пользу среднего класса на основе частной и государственной собственности, увеличение расходов на наукоемкие виды производства; справедливое распределение доходов между центром и региона

ми (Испания).Результативность, ϶ффективность и качество управленческих решений дос-тигаются только при условии соблюдения определенной последовательности их подготовки, принятия и реали зации. Обобщенный опыт процесса подготовки и принятия государственно-политических решений с учетом потребностей, возможностей и перспективного развития российской реальности ориентирует на прохождение следующих ϶тапов: осознание (формулирование) проблемы (выявление при-знаков, тенденций, фактов, свидетельствующих о ее зарождение, развитие или существования); формулировка государственно-политического решения (учет предложений, изучения и оценки различных вариантов решения проблемы); внесения решения в повестку дня (процедурное оформление) процесс приобретения законного статуса в виде нормативно-правового акта, по

становления, распоряжения, механизм внедрения политики в жизнь путем создания рекомендаций, определение организаций или органов для обеспечения ϶ффективного решения проблемы, накопления ресурсов, финансов и кадровый отбор; оценки результатов политики (в том числе определение ее последствий).Успех на каждом отдельном ϶тапе не означает автоматически переход к следующему ϶тапу, поскольку мы являемся свидетелями постоянного изменения политических взглядов, приоритетов, ориентиров или ситуаций в обществе (особенно ϶то характерно для сегодняшней РФ), что на практике означает приостановление или переориентации (из-менение цели) процесса анализа на любом ϶тапе (независимо от количества и качества анализа и значение исходного материала - советов-рекомендаций). О Светает из важнейших проблем в условиях процесса демократизации, захватил в свое силовое поле с начала 90-х годов прошлого века

и РФ, является выяснение характера деятельности субъектов политики, поскольку именно они определяют, кто является главным, кто второстепенным, а кто статистом на политической арене .Структура субъекта подготовки государственно-политического решения включает три ϶лемента: 1) субъект власти; 2) ϶ксперты или ϶кспертные организации, которые непосредственно участвуют в принятии решения, 3) средства массовой информации, которые принимают опосредованное участие в принятии решений.Политическая деятельность детерминирована интересами субъектов поли-тики. Политический интерес - ϶то направленность действий субъекта политики на постановку и достижение политических

целей в зависимости от воз-можности решения той или иной политической задачи.Он выступает решаю-щим мотивом, мобилизует субъекта политики на борьбу за сохранение или изменение определенных условий и формы его политической деятельности. Несомненно, что государственно-политическое решение является реализацией пол

итического интереса.По϶тому, рассматривая процесс его подготовки и принятия, необходимо учитывать механизм социальной деятельности вообще, под которым понимают реализацию интересов. В связи с указаннымпроцесс развития государственно-политического решения от постановки и до принятия и реализации следует понимать как осуществление политического интереса. Подготовка и разработка государственно-политического решения изменяется ϶тапом принятия, не является простым актом голосования и подтверждение решения, а является сложной системой отношений, действий,

ценностей.В ϶той системе идея законности все больше начинает признаваться основой демократии, легитимность и справедливость решений - важным фактором позитивного восприятия и выполнения государственно-политических решений. Общество с готовностью воспринимает идею законности только через идею легитимности, и обязанность теоретиков и политиков заключается в использовании ϶того канала для утверждения демократических ценностей. Политические и ϶кономические реформы могут осуществляться только через законные решения. Обеспечение дальнейшего развития процесса демократической законотворчества в РФ невозможно без умения государственной власти управлять результ

атам принятого решения, ситуацией, которая создается решением.Важно влиять на ситуацию, конструировать политическую среду так, чтобы принятие решения с необходимостью требовало продолжения законотворчества, планирования и прогнозирования будущих государственно-политических решений как логических последствий решений, ранее принятых. В настоящее время в РФ происходит сложный процесс трансформац

ии хо-зяйственной системы и системы государственного управления, создание но-вых управленческих структур, которые еще далеки от состояния стабильного функционирования.В ϶тих условиях основной задачей государственных органов, ученых является разработка и реализация прогрессивного пути возрождения страны за счет предварительного и настойчивого проведения в жизнь долгосрочного стратегического планирования и управления развитием ϶кономики и общества на всех уровнях на основе использования соответст-вующего мирового и отечественного опыта, опирается планирование и управления, опирающейся на ϶ффективные методы и технологии, всестороннее использование интеллектуального потенциала общества, сис-тему общенационального консенсуса и партнерства. Принятия важнейших пол

итических решений невозможно без учета и реализации нацио-нальных интересов РФ.Интересы РФ требуют скоординированных усилий законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе центральных и местных органов в выработке и проведении единой государственной политики страны. Процесс ее формирования и реали-зации необходимо осуществлять программно-целев

ым методом, который базируется на сис-темном подходе к организации, межведомственной координации и управления и в основе которого находится система ППБ ("стратегического планирования - программирования - разработки бюджета").Это комплексный многоцелевой инструмент управления, который предусматривает такую последовательность действий:- Стратегическое планирование (формирование национальных стратегических целей и политики национальной безопасности, стратегических концепций ϶кономического, социального, военного, научно-технического и хозяйственного развития страны, определение национальных приоритетов и потребностей, формирование концепции развития конкретных отраслей промышленности); - Программирование (разработка долгосрочной, единой общенациональной программы социально-϶кономического развития страны, которая конкр

етизируется в Государственном плане создания и развития техники, технологий, производств, в свою очередь состоит из комплексно-целевых программ, которые сочетают совокупность целевых программ и проектов); - Разработка бюджета (подготовка на основе программ социально-϶кономического, науч-но-технического и хозяйственного развития проекта государственного бюджета на очередной финансовый год).

Современный ϶тап развития общественных отношений во всем мире харак-теризуется осознанием того, что наряду с процессами децентрализации, все более заметное место занимает реформирование традиционной системы принятия государственных решений, предусматривающий: а) участие в процессе выработки решений не только профессионалов, и общественности б) оценку последствий принимаемых решений, которая должна осуществляться до их принятия.

Глубокое знание объективных условий, в которых формируется государст-венная политика, дает возможность разработать стратегию (концепцию, про-грамму) действий на определенный период (например, на период дея-тельности избранного народом президента).Разработку программы целесообразно начинать с поиска и формирования ϶кстраординарной цели, то есть такой, которая, во-первых, является наиболее важной для страны, и, во-вторых, которая бы.



Ниже рассмотрим каждую группу показателей подробнее.

1. Оценка деятельности предприятия на качественном уровне предполагает анализ по так называемым «неформализуемым» критериям. Речь идет о сравнении данного предприятия с другими организациями, ведущими свою деятельность в аналогичной отрасли.

2. Количественная оценка включает в себя анализ по двум направлениям:6

  • абсолютные показатели,

  • относительные показатели.

К абсолютным показателям относят:7

  • объем вкладываемого капитала,

  • объем реализации продукции,

  • разница между двумя первыми показателями – прибыль.

Анализ этих показателей лучше всего проводить системно (1 раз в квартал, год) для того, чтобы отслеживать любые изменения в динамике и соотносить их с текущей обстановкой на рынке.

Относительные показатели деловой активности – это определенные финансовые коэффициенты, которые характеризуют уровень эффективности вложенных активов.

Эта эффективность напрямую зависит от скорости оборачиваемости этих активов.  Поэтому для относительных показателей деловой активности введено второе название - показатели оборачиваемости
.

Относительные показатели разделяются на две группы:8

1. Коэффициент, характеризующий скорость оборота активов. В общем случае под скоростью подразумевается количество оборотов активов за анализируемый период – квартал или год.

2. Коэффициент, характеризующий длительность одного оборота. Здесь понимаются сроки, в течение которых возвращаются все денежные средства, вкладываемые в производственные активы (материальные и нематериальные).

В общем виде анализ уровня оборачиваемости состоит из четырех подзадач в зависимости от показателей, для которых рассчитывается показатель (средства предприятия, источники образования средств предприятия):

Средства предприятия (активы):9

  • анализ оборачиваемости внеоборотных активов;

  • анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;

  • анализ оборачиваемости оборотных активов;

  • анализ оборачиваемости материально-производственных запасов.

Источники образования средств предприятия (пассивы):

  • анализ оборачиваемости собственного капитала;

  • анализ оборачиваемости заемного капитала (кредиторской задолженности).

В реальной жизни наиболее часто расчет показателей оборачиваемости выполняется по следующим схемам:10

1. Коэффициент трансформации (оборачиваемость активов предприятия).

(стр. 010 ф. № 2)/ ((стр. 290-244-252) на начало года + (стр. 290-244-252) на

конец года ф. №1) : 2 (1.1)

 

В данном случае мы видим, сколько раз в течение анализируемого времени произошел полный оборот всех денежных средств предприятия. Отметим, что оборачиваемость активов тем выше, чем более изношены основные элементы производственного процесса (оборудование, производственные линии и т.д.).

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия

 

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 240-244)на начало года + (стр. 240-244) на конец

года ф. №1) / 2 (1.2)

 

Показатель дает информацию о  том, сколько раз за анализируемый период предприятие способно погасит дебиторскую задолженность. Коэффициент полезно сравнивать с коэффициентом кредиторской задолженности для нахождения оптимального соотношения между средствами, выдаваемыми другим предприятиям в  кредит, и средствами, которые данная организация потребляет как кредитуемое лицо.


3. Длительность оборачиваемости дебиторской задолженности

 

Т период / ((стр. 010 ф. № 2)/((стр. 240-244) на начало года + (стр. 240-244)

на конец года ф. №1) / 2) (1.3)

 

Расчет показателей оборачиваемости таким способом показывает, за какой период времени дебитор сможет погасить свою задолженность. Показатель сравнивается по данному предприятию в разные периоды его производственной деятельности.

4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности предприятия

 

(стр. 020 ф. № 2)/((стр. 620) на начало года + (стр. 620) на конец года ф.

№1) / 2 (1.4)

 

Суть показателя: показать, сколько оборотных периодов потребуется данному предприятию для погашения кредиторской задолженности. Чем выше коэффициент, тем быстрее предприятие сможет погасить свою кредиторскую задолженность.

 

5. Длительность оборачиваемости кредиторской задолженности11

 

Т период / ((стр. 020 ф. № 2)/((стр. 620) на начало года + (стр. 620) на

конец года ф. №1) / 2) (1.5)

 

Полученное значение указывает на тот период, в течение которого предприятие способно погасить кредит, взятый у сторонних организаций.

6. Коэффициент оборачиваемости материальных запасов

 

(стр. 020 ф. № 2)/((стр. 210+220) на начало года + (стр. 210+220) на конец

года ф. №1) / 2 (1.6)

 

Данный показатель рассчитывается для повышения эффективности управления всеми материальными запасами предприятия.

7. Период оборачиваемости собственного капитала предприятия

 

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 490-244-252+640+650) на начало года + (стр. 490-

244-252+640+650) на конец года ф. №1) / 2 (1.7)

 

Значение коэффициента указывает на темпы оборачиваемости собственного капитала предприятия.

8. Показатель фондоотдачи основных средств12

 

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 120) на начало года + (стр. 120) на конец года ф.

№1) / 2 (1.8)

 

Здесь можно получить информацию о том, насколько эффективно распределены производственные издержки. Чем выше показатель, тем ниже суммарный объем издержек.

Частичное высвобождение денежных средств и других активов