Файл: Реферат Естественнонаучный и гуманитарный стили мышления Подготовила студентка группы п23 Мартиненко Алеся Гомель 2013.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главными средствами естественно-технической культуры являются науки о природе и техникознание. Наука – есть сфера человеческой деятельности, имеющая целью выработку теоретических знаний об объективной реальности, которая может быть опредмечена в новой технике и технологии. Техника – совокупность искусственных органов (инструментов, механизмов, автоматов и т.д.), позволяющих материализовать мускульные, транспортные контрольно-управляющие интеллектуальные функции человека путем познания и использования закономерностей природы и возможностей самого человека. Завышенные оценки роли науки в личной и общественной жизни порождают технократическое мировоззрение, то есть своеобразный культ техники, религию машины, согласно которой целью и смыслом человеческой истории является технический прогресс.
Если гуманитарная наука страдает дефицитом объективных оценок, а то и пренебрежением к символическому языку и современной машинной технологии, то естественнонаучная и техническая культура низводит человека до объекта и пренебрегает душевной стихией и мировоззренческим миром человека, смыслом его бытия. Ясно, что нормальное функционирование культуры общества требует гармоничного сочетания в ней объективного и субъективного моментов, то есть единства гуманитарного и естественно-технического компонентов, тем более что этот разрыв и последующее противостояние были вызваны рожденной в XVII...XVIII в.в. техногенной цивилизацией, тупики которой стали очевидными к концу нынешнего столетия. Осознание их и явилось объективной причиной возросшего интереса к гуманизации технического прогресса, инженерной деятельности, инженерного образования, к глобальным проблемам современности[8, с. 39].
Заключение
Современное естествознание представляет собой сложную разветвленную систему множества естественных наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику. В рамках физики, в свою очередь, выделяются специальная и общая теории относительности, квантовая теория, ядерная физика. В биологии должны быть отмечены эволюционное учение, генетика и экология, нашедшие свое достойное продолжение в науках о человеке - его происхождении, видовом и индивидуальном развитии. Усиливаются взаимосвязи как внутри самого естествознания, так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками.
На сегодняшний день мы по праву пользуемся различными технологиями, являющимися достижениями естествознания, т.е. рожденные естественнонаучными достижениями. В основном, передовые технологии базируются на естественнонаучных открытиях последних десятилетий XX в. С течением времени наблюдается изменение функции науки и, в первую очередь, - естествознания. Если раньше основная функция науки заключалась в описании, систематизации и объяснении исследуемых объектов, то сейчас наука становится неотъемлемой частью производственной деятельности человека.
Вторая половина XX в. - это время научно-технической революции, характеризующейся лидирующей ролью науки по отношению к технике и материальному производству. Под научно-технической революцией понимается качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Современное производство немыслимо без опережающего развития фундаментальной науки и прикладных научных разработок. Современный этап развития науки характеризуется усилением взаимодействия самих наук в комплексных исследованиях сложных проблем. Вместе с этим усиливается воздействие науки на общество и природу, что становится не только фактором прогресса, но и причиной ряда трудно решаемых глобальных проблем. Усиление роли науки сопровождается усложнением ее структуры, возникновением организаций, связывающих фундаментальные, теоретические исследования с прикладными и далее с самим производством.
Современное естествознание говорит нам, что самый объективный мир одновременно и един, и удивительно многообразен, что он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних конечных систем в другие; что он является единой системой, а каждая ее отдельная часть может быть только относительно самостоятельной.
Список использованной литературы
1.Башляр Г. Новый рационализм. М., «Мысль», 1987.
2. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Проблема человека в западной философии. М., «Прогресс», 1988.
3. Полани М. Личностное знание. М., «Прогресс», 1985.
4.Рейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., «Прогресс», 1986.
5. Юлов В.Ф. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Киров, 1997.
6. Хейзинга Й. Homo Luolens в тени завтрашнего дня. М., «Прогресс», 1992.
7. Найдыш В.М.Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.:Гардарики,2001.
8. Печчеи А. Человеческие качества. М., Политиздат, 1985