Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Юридический институт
Кафедра «МП и ВЭД»
РЕФЕРАТ
на тему «Президент Российской Федерации»
по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»
Выполнил студент группы ЗМН-116
Овчинников Б.К.
Проверил доц. Абрамова О.К.:
Владимир 2017
Содержание
Введение
1. Президент Российской Федерации
1.1 Взаимоотношения Президента РФ с другими органами власти
1.2 Становление института Президента Российской Федерации
2. Функции Президента РФ
2.1 Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина
2.2 Президент - гарант суверенитета Российской Федерации
2.3 Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
2.4 Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
2.5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях
2.6 Избрание и прекращение полномочий Президента РФ
Заключение
Список литературы
Введение
президент гарант полномочие политика
Термин «президент» происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.
Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего государства.
Основой конституционно-правового механизма является Конституция РФ, особенно те ее разделы, главы, а также преамбула, которые непосредственно характеризуется статус государственной власти.
В преамбуле к Конституции сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле».
В статье 3, ч.1, 2 Конституции РФ выражена идея народовластия: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Далее особую актуальность, содержательность, насыщенность и значение имеют:
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В этих статьях Конституции РФ произошло учреждение института государственной власти. И закрепляется этот институт в статье 78 ч. 4: «Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории Российской Федерации».
В Конституции РФ достаточно полно определен статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.
Президент - совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
1. Президент Российской Федерации
1.1 Взаимоотношения Президента РФ с другими органами власти
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.
С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии.
На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).
При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина.
Президент вносит законопроекты в Государственную Думу наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами
, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В составе Администрации Президента имеется Территориальное управление Президента, которое обеспечивает его взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; сбор и обработку поступающей из регионов информации, чтобы подготовить информационно-аналитические обзоры и доклады об общественно-политической ситуации в стране для представления их Президенту и руководству Администрации.
Как глава государства Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.
Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном уровне (ст. 83). Администрация по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента.Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Положение об Администрации Президента Российской Федерации определяет основные задачи и функции всех входящих в состав Администрации структурных подразделений.
1.2 Становление института Президента Российской Федерации
«Выбор формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Ему предшествовала серия политических событий начала 1990-х годов: создание института президентства в СССР, борьба между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым, создание института президентства в России, противостояние между Президентом и парламентом, октябрьские события 1993 года в Москве. Возникновение формы правления с сильным Президентом было вполне закономерно: скоротечный крах советской государственности, всеобщий хаос, нарастание разного рода конфликтов придавали институту президентства характер оплота стабильности».
Институт Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время - это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства.