Файл: Контрольная работа по дисциплине инженерная геология.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Институт нефти и газа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
(Филиал в г. Октябрьском)
Кафедра разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ»
Вариант №1
Студент группы.
Канд. геол.-минерал. наук, доц.
Оценка защиты
г. Октябрьский
2023
Содержание.
1.Виды инженерно-геологических карт (классификация по В.Т.Трофимову)……………………………………………………………….стр. 3
1.1 Карты инженерно-геологических условий……………………………стр. 3-4
1.2 Карты инженерно-геологического районирования…………………. стр. 4-6
1.3 Карты инженерно-геологические прогнозные…………………………стр. 6
1.4 Карты измененности инженерно-геологических условий ………….. стр.6-7
2.Компрессионные испытания грунта. Сущность метода. Результаты……стр.7
2.1 Цель испытания………………………………………………………… стр.7-8
2.2 Определение сжимаемости……………………………………………..стр.8-9
2.3 Компрессионная кривая………………………………………………..стр.9-11
2.4 Оборудование…………………………………………………………..стр.11-13
2.5 Взятие проб……………………………………………………………..стр.13-14
2.6 Ход работы…………………………………………………………………стр.14
2.7 Результаты……………………………………………………………...стр.14-16
3.Охарактеризуйте содержание гидрогеологических карт и способы отображения…………………………………………………………………….стр.16
3.1Гидрогеологические карты…………………………………………….стр.16-17
3.2 В соответствии с методическими указаниями…………………. ……….стр.17-18
3.3 Методика составления специальных гидрогеологических карт….. ..стр.18-19
Основная литература……………………………………………………… стр.20
Вариант № 1
-
Виды инженерно-геологических карт (классификация по В.Т.Трофимову).
Единой, общепризнанной классификации инженерно-геологических карт по содержанию нет. В. Т. Трофимов все многообразие инженерно- геологических карт по этому признаку группирует в четыре типа (Трофимов, 1993):
1.1 Карты инженерно-геологических условий отражают комплекс параметров или отдельные характеристики инженерно-геологической обстановки, которые учитываются при выборе методов изысканий, проектирования, возведения и эксплуатации инженерных сооружений. К наиболее важным геологическим параметрам, отображаемым на инженерно-геологической карте, относятся: геологическое строение местности, характер слагающих ее пород, рельеф, геокриологические условия, гидрогеологические особенности и современные геологические процессы, и явления. Эти данные отображаются на карте инженерно-геологических условий способом раздельного картографирования, суммарная их оценка не дается.
На общих картах инженерно-геологических условий все эти факторы отобраны, схематизированы (генерализованы) и охарактеризованы в соответствии с существующими требованиями, регламентированными СНиПом, без учета особенностей какого-либо конкретного вида строительства. Такие карты являются картами многоцелевого назначения. В отличие от них на специальных (специализированных) картах инженерно-геологических условий способом раздельного картографирования отображается только та группа факторов инженерно-геологической обстановки, которая необходима для проектирования какого-либо определенного вида строительства (дорожного, гидротехнического, подземного и др.).
На синтетических общих и специальных картах отображается весь комплекс геологических факторов, определяющих инженерно-геологические условия территории. Такие карты являются основной разновидностью карт, комплексно характеризующих инженерно-геологическую обстановку любой территории. Аналитические, или частные, карты в отличие от них характеризуют один или несколько показателей инженерно-геологической обстановки. Они несут достаточно полную информацию лишь об одной, как правило, наиболее характерной и важной для решения поставленной задачи черте этой обстановки. К этому виду карт, например, относятся карты грунтовых вод, просадочности лессовых грунтов, трещиноватости грунтов, вертикальной и горизонтальной расчлененности рельефа, современных геологических процессов и явлений, напряженного состояния массивов и др.
1.2 Карты инженерно-геологического районирования- представляют собой такой тип карт, на которых, на основе качественных и количественных показателей (признаков), обособляются и оцениваются (качественно или количественно) территориальные элементы разного порядка. По своему содержанию они подразделяются на общие и специальные. На первых, общих, выделяются территориальные таксономические единицы одного или чаще разных уровней, в пределах каждой из которых инженерно-геологическая обстановка в целом относительно однородна. Такие карты являются многоцелевыми. Они в первую очередь представлены для решения вопросов, связанных с планированием и проектированием массовых видов строительства. На картах специального инженерно-геологического районирования территориальные единицы обособляются и оцениваются с учетом требований определенного вида строительства или решаемой задачи.
В. T. Трофимов выделил два основных типа районирования, в процессе которого составляются соответствующие карты: генетико-морфологическое, или естественно-историческое, и оценочное (Трофимов, 1979). Выделяются три типа карт генетико-морфологического районирования: регионального (индивидуального), типологического и смешанного. На картах регионального генетико-морфологического районирования при выделении территориальных единиц разного порядка каждая последующая индивидуальная единица выделяется из предыдущей (более крупной) делением ее на отдельные части на основе выбранных классификационных признаков. При этом любая территориальная единица выделяется как целостный, непрерывный в пространстве элемент; она не может существовать в виде отдельных участков, разобщенных другими территориальными единицами. На картах, построенных по принципу типологического генетико-морфологического районирования, выделяются типы территориальных единиц того или иного порядка на основе учета наиболее общих и существенных признаков, свойственных им. Обособленные типологические территориальные единицы, в отличие от региональных, могут существовать в виде разрозненных участков, расположенных в различных частях изучаемой территории. На картах смешанного генетико-морфологического районирования сочетается региональное и типологическое районирование, причем эти виды используются на разных его этапах. При этом наиболее крупные территориальные единицы обособляются как региональные (индивидуальные), а более мелкие — как типологические единицы. Карты генетико-морфологического инженерно-геологического районирования могут создаваться с использованием как однорядной, так и двухрядной системы районирования. Последние появились в последние годы (с 80-х гг.) и предусматривают разделение территории и классификацию инженерно-геологических обстановок с помощью двухкоординатной таблицы-решетки (Трофимов,1979).
Карты оценочного инженерно-геологического районирования подразделяются на два вида: сравнительного (качественного и количественного) и геолого-экономического (количественного) оценочного районирования.
Оценочные сравнительные карты инженерно-геологического районирования могут быть общими и специальными и составляться в разных масштабах. Они базируются на картах генетико-морфологического инженерно-геологического районирования и содержат оценку сложности инженерно-геологических условий. По содержанию оценочные сравнительные карты инженерно-геологического районирования могут быть синтетическими и аналитическими. На синтетических картах оценивается степень пригодности, благоприятности территории для строительства. На аналитических чаще всего оценивается степень пораженности территории геологическими процессами, степень опасности от их развития, характер требующейся инженерной подготовки и т. п. Для сравнительной оценки сложности инженерно-геологической обстановки широко применяется метод баллов. Это или оценки отдельных факторов, или интегральные оценки сложности инженерно-геологических условий в результате простого суммирования оценок баллов всех составляющих их компонентов.
Карты геолого-экономического (количественного) оценочного районирования отражают не только сложность инженерно-геологических условий, но и стоимость освоения территории в этих условиях применительно к различным типам инженерных сооружений. Они составляются обычно в крупном масштабе.
1.3 Карты инженерно-геологические прогнозные- отражают пространственно-временной прогноз изменения инженерно-геологических условий в процессе хозяйственного освоения территории и работы инженерных сооружений. При этом прогнозные данные о возможных изменениях при наиболее типичных, характернейших и массовых видах воздействия, которые оказывают разные типы сооружений и их эксплуатация, отражаются на общих картах, а вероятные изменения при воздействии конкретного вида строительства — на специальных картах. Каждый вид карт может составляться как карта комплексного или карта частного прогноза.
1.4 Карты измененности инженерно-геологических условий
-новый тип инженерно-геологических карт, разработанный в последней четверти ΧΧ в. Ha этих каpтax для каждого типа геологической среды характеризуется комплекс региональных и локальных природных и антропогенных геологических процессов, и на основе этого в качественных или количественных категориях оценивается степень ее (среды) измененности под влиянием деятельности человека. Эти карты содержат элементы и карт инженерно-геологических условий, и карт районирования, но по своему содержанию они представляют самостоятельный тип инженерно-геологических карт.
Общие по содержанию карты этого типа отображают характер и степень изменения геологической среды (инженерно-геологических условий) под влиянием комплексного воздействия инженерно-хозяйственной деятельности человека, а аналитические, или частные, — под влиянием конкретного вида хозяйственной или инженерно-строительной деятельности. Карты измененности инженерно-геологических условий дают пространственную информацию об измененности геологической среды, позволяют на основе метода инженерно-геологических аналогий дать качественный приближенный региональный прогноз направленности и интенсивности возможных изменений инженерно-геологических условий на вновь осваиваемых территориях при тех же видах и масштабах воздействия.
2.Компрессионные испытания грунта. Сущность метода. Результаты.
2.1 Цель испытания:
Важным этапом строительства является Изучение физико- химических параметров грунта в соответствии с ГОСТ 12248-2010, ГОСТ 1.0-92, до 01.10.2003 действовал СНиП 10-01-94. В химико-технологических и строительных лабораториях сравнивают результаты геологической проверки с показателями, полученными опытным путем. Основным этапом считается изучение механических деформационных свойств грунта компрессионным методом, в ходе которого на него воздействуют высоким давлением. Благодаря чему образец не разрушается, а уплотняется без бокового расширения.
Чтобы определить разные механические свойства применяют метод компрессии. На стройплощадке создаются условия, где грунт сжимает без расширения.
Используя компрессионное испытание, определяют:
-уплотнение почвы,
-плотность мелких фракций,
-влажность.
Чтобы рассчитать начальное значение пористости грунтового образца.
2.2 Определение сжимаемости-