Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.2 Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
Изучение научной и методической литературы по вышеобозначенной теме на основе выводов основоположников классического танца позволяет предложить следующие методические рекомендации.
Процесс воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе желательно проводить в два этапа.
Первый этап - подготовительный, он включает упражнения партерной гимнастики.
Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: - приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; - начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. воспитание танцевальная культура
В конечном счете, данные упражнения формируют выразительность исполнения как одну из составляющих танцевальной культуры.
Второй этап - основной, включающий в себя упражнения классического экзерсиса.
Для успешного воспитания танцевальной культуры у младших школьников детского хореографического коллектива руководителю - педагогу необходимо изучить основы преподавания классического экзерсиса и уметь практически донести их до детей. Экзерсис поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, его осанки, руководителю необходимо следить за тем, чтобы позвоночник ребенка растягивался в различных направлениях; растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.
Движения ребенка должны быть легкими и медленными, контролируемые телом. На одном занятии должны присутствовать упражнения на все группы мышц, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. Преподавателю - хореографу необходимо добиваться ритмичности двигательной деятельности детей.
На втором этапе работы над классическим экзерсисом у детей закладывается развитие двигательных функций: выворотность и подъем ног, гибкости корпуса, шага, прыжка.
Особенно важно в процессе обучения экзерсису учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее - в танце.
Экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь 3 - х целей:
повысить гибкость суставов;
улучшить эластичность мышц и связок;
нарастить силу мышц - ног, рук, головы и т. д.
Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.
Руководителю детского танцевального коллектива необходимо знать методические особенности преподавания техники в детском танцевальном коллективе в процессе работы с упражнениями партерной гимнастики и классического экзерсиса необходимо учитывать возрастные особенности детей; учет количество детей в каждой группе - не более 15 детей; соблюдение времени проведения партерной гимнастики - 20-25 минут; учет санитарно-гигиенических требований к помещению, но и к выполнению движения, создание положительного эмоционального фона.
Говоря о культуре исполнения движений участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем сочетание выразительности исполнения, танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста.
Сущность воспитания танцевальной культуры зависит так же от позиции педагога, понимания главного смысла своей деятельности и готовности к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.
Вывод: в процессе реализации задач по воспитанию танцевальной культуры у младших школьников в хореографическом коллективе мы выяснили, что понятие «классический» означает эталонный, образцовый, вечный. На этом основании экзерсис является основой различных видов танца.
Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры в детском хореографическом коллективе помогут педагогу - хореографу наиболее эффективно осуществлять воспитание танцевальной культуры посредством классического экзерсиса.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по выше обозначенной теме позволяет прийти к следующим выводам.
Мы выяснили, что понятие «танцевальная культура» содержательно наполняет направление эстетического воспитания средствами искусства. Дефиниция «танцевальная культура» раскрыта нами с опорой на исследование автора Бруснициной Е. Н., которая определяет данный термин как совокупность «выразительности исполнения, музыкальности, свободы, законченности жеста и танцевальной техники».
Нами выявлено, что современные исследователи придерживаются единодушного мнения о том, что наиболее эффективным методом воспитания танцевальной культуры является классический экзерсис.
Классический экзерсис воспитывает тело, учит свободно и пластично управлять своими движениями. Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.
Главный метод воспитательной работы младшего школьника в хореографическом коллективе, является классический танец, который характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники. Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце - жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.
По методическим рекомендациям воспитание танцевальной культуры младших школьников в детском хореографическом коллективе мы выяснили, что упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.
Классический экзерсис, который поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки, растягиванию позвоночника, легких движений, контролируемые телом, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку, преподаватель добивается выразительности исполнения, воспитания танцевальной культуры и ритмичности двигательной деятельности детей.
Детский хореографический коллектив определен как коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.
Мы пришли к выводу, что классический танец является обязательным для воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.
Литература
1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Сфера, 2006. - 206 с.
. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. - 16 с.
. Брусницына, А. Н. Общая педагогика, история педагогики и образования
[Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. -
Москва, 2008. - 208 с.
. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. - 547с.
. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст]/ М. Белов. - М.: Сфера, 2001. - 46 с.
. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект, 2000. - 80 с.
. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.
. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: 2000 - 200 с.
. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / - Ростов н/Д.: - 2005. - 410с.
. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Планета музыки, 2006. - 264 с.
. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. - 112 с.
. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой - Спб.: Изд-во АРБ, 2000. - 231 с.
. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. - 103 с.
. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.
. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. - М.: Планета, 2003. - 121 с.
. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Народное образование, 2005. - 248 - 252 с.
. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. - М.: 2000. - 243 с.
. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] - М.: Тамбов: 2001. - 80 с.
. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. - 223 с.
. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. - 521 с. 24. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2001. - 436 с. 25.