Файл: Лекция типология семьи. Функциональная состоятельность семьи (4 часа).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заочный модуль «Психология современной семьи. Психологический климат семьи».

ЛЕКЦИЯ 1. Типология семьи. Функциональная состоятельность семьи

(4 часа)

Понятие семьи. Место семьи среди социальных институтов. Семья как малая социальная группа и важный социальный институт. Структура семьи. Общая типология семей. Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья. Репродуктивная функция семьи, воспитательная, хозяйственно-бытовая , экономическая, функция первичного социального контроля, духовно-нравственная, социально-статусная, досуговая, эмоциональная.Типология семьи по ее функциональной состоятельности: функционально состоятельные и функционально несостоятельные группы риска; типология семьи по способности выхода из кризиса; типология семьи по десоциализирущего влияния на членов семьи; типология семьи по типу воспитательных ошибок.

ЛЕКЦИЯ 2. Социально-экономический, социально-психологический статус семьи

(4 часа)

Комплексное понятие социального статуса. Структура социального статуса: состав семьи, доход, условия жизни, образовательный статус членов семьи, принадлежность к определенной социальной группе, наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная), стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая), порядок заключения брака (первичный, повторный), количество поколений в семье (одно или несколько поколений), количество детей (многодетная, малодетная). Социально-экономический статус, социально-психологический статус семьи, характеризующий психологический микроклимат в семье. Социокультурный статус, определяющий общий уровень культуры семьи, образовательный уровень ее взрослых членов семьи. Ситуационно-ролевой статус.

ЛЕКЦИЯ 3. Психологический климат в семье

(4 часа)

Понятие семейного психологического климата. Структура психологического семейного климата. Функциональность психологического климата в семье. Формирование психологического климата семейных отношений. Факторы, влияющие на психологический климат в семье: конструктивные факторы, деструктивные факторы. Демонстративный психологический семейный климат, союзнический, разрозненный, гедонический, автократичный, мрачный, добродушный, воспитательный. Зависимость воспитания детей от типов семейного психологического климата.


Задания для заочного модуля.

  1. Изучить теоретический материал по предложенному модулю.

  2. Составить перечень нормативных документов, регламентирующих развитие института семьи (международные, федеральные, региональные и локальные).

  3. Изучить различные подходы к рассмотрению института семьи и составить таблицу классификаций типов семей, с указанием источников.

№ п/п

Классификация семьи

Типы семьи по данной классификации

Описание

Источник

1











































  1. Составить перечень психолого-педагогических диагностических методик, направленных на выявление семейных ролей и воспитательных функций (по 3-4 методики на каждое направление).

  2. Ответить на вопросы предложенного теста.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «Психология современной семьи. Психологический климат семьи»

ЛЕКЦИЯ 1. Типология семьи. Функциональная состоятельность семьи ( 4 часа)

В современной науке существует множество типологий семьи. Объек-том социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое обоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.



Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями нуждающимися в особой помощи (семьями из "группы риска", многодетными и неполными и др.); содействует развитию семенно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.

Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Семьи данного типа нуждаются в социальной поддержке в ситуациях ненормативного стресса, привозникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами. Более того, эти семьи могут выступать даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.

Семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.) и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их "закрытости" для внешнего мира обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы "взрывающих" границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи и т.п.

Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованны, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.


Типология семьи по ее функциональной состоятельности

Семьи можно условно разделить на функционально состоятельные и функционально несостоятельные ("группа риска"). Среди функционально несостоятельных семей, т. е. семей, не справляющихся с воспитанием детей, от 50 до 60 % составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

Особую заботу социальной охраны и защиты должны составить семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.


Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в се мье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно осуществлять совместно с сотрудниками ПДН, сконцентрировавшись на таких формах, как социальный патронаж и социально-правовая защита детей. Эти меры необходимы, потому что вокруг подобных семей, как правило, возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым приобщающихся к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

Асоциально-аморальные семьи требуют иного подхода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической paботы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах "обратной социализации", когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако су-щественным недостатком методов