Файл: Правила нормы примеры Постановки ударения Акцентологические Ирисирис, замокзамок, атласатлас, мукамука Произношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра: юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык и культура речи
Группа
Студент
МОСКВА 2022
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.
правила | нормы | примеры |
Постановки ударения | Акцентологические | И́рис-ири́с, за́мок-замо́к, а́тлас-атла́с, мука́-му́ка |
Произношения | Орфоэпические | То́рты (верно) – торты́ (неверно), щаве́ль (верно)- ща́вель (неверно), звони́т (верно) - зво́нит (неверно) |
Употребления слов | Лексические | Японские поезда отличаются сильной скоростью (лексическая ошибка) - Японские поезда отличаются высокой скоростью. (лексическая норма) |
Образования слов | Словообразовательные | Пылесосю (неверно)- Использую пылесос (верно), победю (неверно) – одержу победу (верно), жгет(неверно)- жжет (верно) |
Образования грамматических форм слова | Морфологические | Бухгалтеры(верно)- бухгалтера(неверно), слезай(верно)-слазь(неверно),красивее(верно)-красивше(неверно) |
Объединения слов в словосочетания и предложения | Синтаксические | Свидетельство тому (или того), что…(верно)- Свидетельство о том, что…(неверно), беспокоиться о компаньоне (верно)- беспокоится за компаньона (неверно), говорить о том, что…(верно), говорят за то, что… (неверно). |
Написания слов | Орфографические | Начал одеватся (неверно)- начал одеваться (что делаТЬ?),симпотичный (неверно)- симпатичный (симпа́тия), вобщем(неверно)- в общем. |
Постановки знаков препинания | Пунктуационные | Вертолёт может летать низко, и медленно (неверно). Вертолёт может летать низко и медленно (верно) |
Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.
-
«Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.
(А.М. Пешковский)
-
Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе…
(Э. Косериу)
-
Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
(С.И. Ожегов)
-
Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.
(К.С. Горбачевич)
Ответ: К признакам языковой нормы можно отнести:
-
Общепринятость; -
Правильность; -
Общественная одобряемость; -
Относительная устойчивость; -
Обязательность.
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.
То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.
1.При выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.
2.Культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.
3.Даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.
Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
-
На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.
Ответ:
1.Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства. (была нарушена орфоэпическая норма)
2. Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (была нарушена синтаксическая норма)
3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большую часть времени. (была нарушена лексическая норма)
4. В современных переводах много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма)
5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма)
6. Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма)
7. Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма)
8. Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма)