Файл: Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

(1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время)




п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий)

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)

Тема 1. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа)









Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.

- Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами.

- Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. 

- Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации












Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.

Тема 2. Программы для компьютеров. Файлы и папки (3 часа)









Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. 

Практическая работа № 1. «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра»

- Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл».

- Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач












Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). 

Практическая работа № 2. «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла»









Имя файла (папки, каталога). 

Практическая работа № 3. «Выполнение основных операций с папками (создание, переименование, сохранение)

Тема 3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете (2 часа)









Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Осуществлять поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. 

- Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета.

- Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете. 

- Различать виды аутентификации.

- Различать «слабые» и «сильные» пароли.

- Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать












Правила безопасного поведения в Интернете. Кибербуллинг.

Практическая работа № 4. «Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Сохранение найденной информации»

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)

Тема 4. Информация в жизни человека (3 часа)









Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Компьютерное зрение.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Различать виды информации по способам её восприятия человеком.

- Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом.

- Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр.)












Действия с информацией. Кодирование информации.









Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)

Тема 5. Алгоритмы и исполнители (2 часа)









Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире.

- Приводить примеры циклических действий в окружающем мире












Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.

Тема 6. Работа в среде программирования (8 часов)









Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач












Практическая работа № 5. Знакомство со средой программирования.









Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.









Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.









Практическая работа № 6. Реализация линейных алгоритмов в среде программирования.









Реализация циклических алгоритмов в среде программирования









Реализация циклических алгоритмов в среде программирования









Практическая работа № 7. Реализация циклических алгоритмов в среде программирования

Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)

Тема 7. Графический редактор (3 часа)









Графический редактор. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

- Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения












Практическая работа № 8. Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.









Практическая работа № 9. Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора

Тема 8. Текстовый редактор (6 часов)









Текстовый редактор. Правила набора текста.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

- Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом












Практическая работа № 10. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.









Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.









Практическая работа № 11. Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка переносов).









Свойства символов, абзацев.

Практическая работа № 12. Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев).









Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.

Практическая работа № 13. Вставка в документ изображений

Тема 9. Компьютерная презентация (3 часа)









Компьютерные презентации.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач












Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.









Практическая работа № 14. Создание презентации на основе готовых шаблонов

Резервное время – 2 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

(1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время)




п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий)

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)

Тема 1. Компьютер (1 час)









Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами.

Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры

- Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Характеризовать типы персональных компьютеров




Тема 2. Файловая система (2 часа)









Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога).

Практическая работа № 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов)

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Выполнять основные операции с файлами и папками.

- Находить папку с нужным файлом по заданному пути












Поиск файлов средствами операционной системы. 

Практическая работа № 2. Поиск файлов средствами операционной системы

Тема 3. Защита от вредоносных программ (1 час)









Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ




Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)

Тема 4.  Информация и информационные процессы (2 часа)









Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире.

- Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи.

- Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму.

- Разрабатывать алгоритм преобразования информации












Практическая работа № 3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст

Тема 5.  Двоичный код (2 часа)









Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите












Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному

Тема 6. Единицы измерения информации (2 часа)









Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации.

- Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов












Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм)

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)

Тема 7. Основные алгоритмические конструкции (8 часов)









Среда текстового программирования. 

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования.

- Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки.

- Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл»












Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха).









Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха).









Циклические алгоритмы. Переменные.









Циклические алгоритмы. Переменные.









Практическая работа № 4. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов.









Практическая работа № 5. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы.









Практическая работа № 6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования

Тема 8. Вспомогательные алгоритмы (4 часа)









Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). 

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

-Осуществлять разбиение задачи на подзадачи.

- Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур).

- Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач












Процедуры с параметрами.









Практическая работа № 7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).









Практическая работа № 8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)

Тема 9. Векторная графика (3 часа)









Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). 

Практическая работа № 9. Исследование возможностей векторного графического редактора. Масштабирование готовых векторных изображений.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. 

- Планировать последовательность действий при создании векторного изображения.

- Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения)












Практическая работа № 10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию).









Практическая работа № 11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу)

Тема 10. Текстовый процессор (4 часа)









Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач












Практическая работа № 12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками.









Добавление таблиц в текстовые документы.

Практическая работа № 13. Создание небольших текстовых документов с таблицами.









Практическая работа № 14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации

Тема 11. Создание интерактивных компьютерных презентаций (3 часа)









Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий. 

- Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

- Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. 

- Планировать структуру презентации с гиперссылками.

- Планировать структуру презентации с интерактивными элементами












Практическая работа № 15. Создание презентации с гиперссылками.









Практическая работа № 16. Создание презентации с интерактивными элементами

Резервное время – 2 часа


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.

Информационная безопасность.

Введение

1

0

0




Устный опрос;

2.

Информация и её свойства § 1.1, № 1–7

1

0

0




Тестирование;

3.

Информационные процессы.

Обработка информации § 1.2, № 8–13

1

0

0.5




Практическая работа;

4.

Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов § 1.2

1

0

0




Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

5.

Информационные процессы. Хранение и передача информации § 1.2, № 15–18

1

0

0




Устный опрос;

6.

Всемирная паутина как
информационное хранилище § 1.3, №19–23

1

0

0.5




Практическая работа;

7.

Представление информации § 1.4, №24–35

1

0

0




Тестирование;

8.

Дискретная форма представления информации § 1.5, № 36–54

1

0

0.5




Практическая работа;

9.

Единицы измерения информации § 1.6,№ 55–74

1

0

0




Устный опрос;

10.

Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Информация и информационные процессы» Глава 1,№ 75

1

0

0.5




Письменный контроль;

11.

Проверочная работа по теме
«Информация и информационные процессы» Глава 1

1

0

0




Письменный контроль;

12.

Основные компоненты компьютера и их функции § 2.1, № 76–85

1

1

0




Тестирование;





13.

Персональный компьютер § 2.2, № 86–102

1

0

0.25




Практическая работа;

14.

Программное обеспечение
компьютера. Системное программное обеспечение § 2.3, № 103–109

1

0

0.25




Практическая работа;

15.

Системы программирования и
прикладное программное обеспечение§ 2.3, № 103–109

1

0

0




Устный опрос;

16.

Файлы и файловые структуры § 2.4, №110–124

1

0

0.25




Практическая работа;

17.

Пользовательский интерфейс § 2.5, №125–126

1

0

0.5




Практическая работа;

18.

Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для
работы с информацией». Проверочная работа Глава 2, № 127

1

0

0.25




Практическая работа;

19.

Формирование изображения на экране компьютера § 3.1, № 128–154

1

0

1




Тестирование;

20.

Компьютерная графика § 3.2, № 155–163

1

0

0




Устный опрос;

21.

Создание графических изображений §3.3, № 164–171, 173

1

0

0.75




Практическая работа;

22.

Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Обработка графической информации».

Проверочная работа Глава 3, № 172

1

0

0.75




Практическая работа;

23.

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых
документов на компьютере § 4.1, 4.2№ 174–191

1

0

1




Практическая работа;

24.

Прямое форматирование. Стилевое форматирование § 4.3, № 192–200

1

0

0.25




Практическая работа;

25.

Визуализация информации в
текстовых документах § 4.4, № 201–203

1

0

0.5




Практическая работа;

26.

Распознавание текста и системы
компьютерного перевода § 4.5, № 204–205

1

0

0.25




Практическая работа;





27.

Оценка количественных параметров текстовых документов § 4.6, № 206–239

1

0

0




Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

28.

Оформление реферата «История вычислительной техники»

1

0

1




Практическая работа;

29.

Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа Глава 4, № 240

1

0

1




Письменный контроль;

30.

Технология мультимедиа.

Компьютерные презентации. § 5.1, №241–254

1

0

0.25




Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

31.

Промежуточная аттестация

1

1

0




Тестирование;

32.

Создание мультимедийной презентации § 5.2, № 241–254

1

0

1




Практическая работа;

33.

Обобщение и систематизация
основных понятий главы
«Мультимедиа». Проверочная работа Глава 4, № 255

1

0

0.75




Письменный контроль;

34.

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

1

0




Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3




12

8 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Информационная безопасность
Введение, № 1–14

1

0

0




Устный опрос;

2.

Общие сведения о системах счисления§ 1.1, № 15–37

1

0

0.5




Практическая работа;
Тестирование;