ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью процесса обучения. Если раньше приоритетной целью - являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность ее к «самоопределению и самореализации», к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Таким образом, нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения.Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь. В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности и опыт практической деятельности и отношений. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.
Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.
Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное. Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.
После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию. Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.
То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.
Данный подход в организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Сравнив 2 современных подхода к организации школьного процесса обучения, можно сделать вывод, что если в процессе обучения учитывать в целом эти два и другие подходы, то обучение было бы полноценным, т.к. в каждом подходе в каждом подходе есть своя направленность, свои цели, недостатки и преимущества.
Например:
- В деятельностном подходе: ученики максимально самостоятельны;
- В компетентностном подходе: предполагается комплексное овладение знаниями отдельных друг от друга предметов.
Из этого можно сделать вывод, если в процессе обучения будет использоваться какой – либо из предложенных подходов в отдельности, то личность не будет развиваться всесторонне, гармонично и полноценно. Следовательно, в инновационной форме обучения следует использовать современные подходы в комплексе.
Сводная таблица по методам обучения.
Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).
Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:
Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, В. В. Краевский).
-
объяснительно-иллюстративные методы; -
репродуктивные; -
методы проблемного изложения; -
частично поисковые методы;
5. исследовательские.
Название метода обучения | Характеристика | Пример |
Объяснительно-иллюстративный | Объяснительно-иллюстративный метод — метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам. | Урок математики 3 класс «Алгоритм письменного умножения трёхзначного на однозначное», данный материал учащиеся получают в готовом виде из учебника, а так же от учителя, который наглядно (запись на доске) показывает все необходимые действия, при этом комментирует свои действия. |
Репродуктивный | Репродуктивный метод — метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом | Возьмем в качестве примера все тот же урок математики: После объяснения алгоритма умножения, учитель на доске решает вместе с учащимися несколько примеров, затем в учебниках математики Моро, в конце страницы есть задания для закрепления полученных знаний, учитель предлагает решить данные примеры самостоятельно у доски с проговариванием алгоритма. |
Проблемное изложение | Метод проблемного изложения — метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий | Урок математики 1класс «Школа России», тема «Подготовка к решению задач в два действия» Учебник МОРО , с. 62 учебника Задание: Решите задачу На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? Запишите решение. - Какое решение записали? - Так, у нас получились разные решения. Странно! - Почему не смогли решить одинаково задачу, или вообще не решили её? - Какая проблема возникла? В чём затруднения? Чего мы не знаем? - Какова будет цель нашего урока? На с. 62 учебника прочитайте задачи урока. |
Частично-поисковый | Частично-поисковый метод — метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания | В УМК «Шкoла Рoссии» (А.А. Плешаков), кoтoрый является наибoлее распрoстраненным в Рoссии, реализуется прoблемнoе oбучение пoсредствoм рабoты с учебникoм. Например, в данном УМК самo название параграфа нацеливает учителя на oрганизацию прoблемнoгo oбучения : «Невидимые нити в oсеннем лесу», «Невидимoе сoкрoвище», «Пoдземные кладoвые» и пр. Учебник сoдержит мнoгo вoпрoсoв и заданий, на oснoвании, кoтoрых мoжно «разыграть» прoблемную ситуацию. Перед учителем встает задача сфoрмулировать прoблемные вoпросы, сoздать прoблемнo – пoзнавательные задачи, вскрывая залoженные в них прoтивoречия, например |
Исследовательский метод | — метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска | На уроках окружающего мира исследовательская работа встречается довольно часто, например 1 класс тема « Откуда в снежках грязь» ребята вместе с учителем проводят опыт и делают выводы 4 класс тема « Свойства воды», в ходе выполнения лабораторной работы учащиеся самостоятельно формулируют свойства воды и записывают в рабочую тетрадь |
Характеристика педагогической технологии.
Технология проектного обучения- это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Проектное обучение ориентированно на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Проектное обучение как развивающее, базируется на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.
Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:
-
создавать мотивацию к обучению; -
привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе; -
совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся; -
повышать самооценку детей; -
развивать системное, критическое и аналитическое мышление; -
учить использовать полученные знания для решения, в т.ч. практических жизненных задач.
Эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.
Все проекты уникальны и оригинальны, направлены на решение конкретных задач, ограничены во времени и подразумевают организованное выполнение связанных между собой действий.
Проектная деятельность — одно из средств системно-деятельностного подхода, на котором основаны современные ФГОС.
Проекты делятся на виды по шести разным основаниям:
По содержанию:
Монопредметные — на базе одного предмета.
Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.
Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.
По основному методу:
Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.
Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.
Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.
По характеру координирования проекта:
С явной координацией — учитель активно включается в работу.
Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.
По включенности проектов в учебные планы:
Текущие — затрагивают учебное время.
Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.
По продолжительности выполнения:
Мини-проекты — занимают один-два урока.
Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.
По количеству участников:
Индивидуальные — работает один ребенок.
Групповые — вовлечены несколько учеников.
Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.
Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.
1 этап. Подготовка
Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.
Затем учитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.
Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.
Групповые проекты помогают сформировать личностные универсальные учебные действия (УУД). Подробнее о видах УУД и о том, как они организуют учебную деятельность в рамках ФГОС, мы рассказывали в отдельной статье.