Файл: Основы нейропсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 745

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Группа

Студент

МОСКВА 2023

Практическое занятие 1.

Тема 11. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий

Задание № 2.

1. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больная Л. не замечает зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения и не может их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ею замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой.

Ответ: Феномен аномии

2. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больной С. не может прочитать слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля (ручка — карандаш, сигарета — пепельница и т. п.).

Ответ: Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его.

3. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Больной М. может левой рукой только рисовать, а правой — только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу

Ответ: Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.).

4. Раскройте данный феномен. С чем он связан?

Предложим больному поднять руку. Если его рука лежит на одеяле и если, таким образом, выполнение действия облегчено, нужное движение начинает выполняться, но почти сразу же замедляется, и больной, продолжая повторять «да, да... поднять руку...», перестает выполнять требуемое движение. В случае если рука больного находится под одеялом, адекватное выполнение действия для него недоступно. Он, эхолалично повторяя «да, да... поднять руку...», не производит никакого движения либо упрощает. Очень часто требуемое речевой инструкцией действие замещается другим, более привычным и хорошо упроченным. Больной, которому предлагается зажечь свечу, успешно зажигает спичку, но вместо того чтобы поднести ее к свече, которую он держит в руке, берет свечу в рот и начинает «раскуривать» ее как папиросу; новое и
относительно мало упроченное действие заменяется, таким образом, хорошо упроченным стереотипом.

Ответ: Массивное поражение лобных долей мозга.

5. Какой нейропсихологический синдром можно выделить у данного больного?

У больного Д., 25 лет, после полученной во время спортивной тренировки черепно–мозговой травмы утратилась способность различать людей по голосу, узнавать музыкальные мелодии и снизилась чувствительность на левой стороне тела. В отделении неврологии, куда он был доставлен, при проведении нейропсихологического исследования обнаружены следующие нарушения: а) снижение тактильной чувствительности преимущественно на левой руке, проявившееся в пробах на локализацию точки прикосновения, Ферстера и при переносе поз слева направо, б) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками, в) невозможность дифференциации индивидуальной принадлежности голоса, в) избирательное узнавание бытовых шумов.

Ответ: Тактильная агнозия на фоне гемигипестезии слева, аритмия, звуковая неречевая агнозия.

6. Какие нейропсихологические синдромы можно выделить у данной больной?

Больная З, 52 лет, заметила, что ей стало трудно распознавать голоса звонивших по телефону людей. Одновременно она перестала различать доносившиеся до нее шумы и звуки, хотя слышала их достаточно отчетливо. Кроме того, появились трудности пространственной ориентировки: она не всегда находила дорогу домой, так как шла в противоположную от него сторону. Ранее подобного рода нарушений у З. не отмечалось. Она обратилась за помощью к невропатологу, была госпитализирована в неврологическое отделение, где ей проведено нейропсихологическое исследование. В ходе исследования выявились: а) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками, б) невозможность дифференцировки половой и индивидуальной принадлежности голоса, в) избирательное узнавание бытовых шумов, г) трудности ориентировки в реальном и формализованном пространстве

Ответ: Синдром неречевого гнозиса.

Практическое занятие 2

Тема 12. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозг

Задание № 2. Определите симптомы и синдромы в ситуативных заданиях:

Ситуационное задание 1

Больная, увидев на столе журнал с фотографией тигра в клетке, убежденно заявляет: «Все понятно. Специально положили эту картинку, чтоб подсказать, что скоро переправите меня в тюрьму». Другой больной, увидев на одной из студенток желтую кофточку, со злобой стал кричать преподавателю: «А, я знаю, вы нарочно привели ее сюда, чтоб всем

студентам стало известно о моей импотенции, вы же знаете, что желтый цвет об этом сигнализирует».

Ответ: в данном случае речь идет о бредовых идеях преследования.
Бред отношения заключается в патологическом убеждении человека, что все имеет к нему отношение, окружающие смеются над ним, перемигиваются по его адресу, он вызывает их насмешливое или даже брезгливое к себе отношение. Такие больные перестают посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, ходить в театр или на лекции, так как убеждены, что стоит им только появиться, как все тут же замечают их, насмешливо улыбаются, как-то подозрительно смотрят, плохо говорят о них. Разновидностью бреда отношения является бред особого смысла (особого значения). При этом самым обычным вещам больные придают особое значение, видят в них особый для себя смысл.

Ситуационное задание 2

Больная, страдающая много лет последствиями перенесённой травмы черепа, целыми днями лежит в постели, ни к чему не проявляя 2 никакого интереса. Остается такой же безучастной и при посещении ее родителями, никак не прореагировала на сообщение о смерти старшей сестры. Оживляется только тогда, когда слышит из столовой звон расставляемой посуды или видит в руках посетителей сумку с продуктами, причем реагирует уже не на то, какую домашнюю еду ей принесли, а в каком количестве.

Ответ: в данном случае речь идет о эмоциональных(аффективных) расстройствах. Эмоциональная тупость, эмоциональное оскудение выражается в постепенном ослаблении и обеднении эмоциональных реакций вплоть до почти полного их исчезновения. Причем в первую очередь исчезают высшие эмоции (этические, эстетические и др.) и наиболее долго сохраняются эмоциональные реакции, связанные с инстинктами, в частности, с пищевыми. Этот вид нарушения эмоций наиболее типичен для шизофренического процесса.

Ситуационное задание 3

Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке, описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, п. пошла умываться, полотенца еще не было, его наверное, Нинка-гадюка взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а я еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не ПОМНЮ»!


Ответ: конкретно-описательное мышление, снижение памяти, снижается словарный запас, олигофазия, непродуктивное лабиринтное мышление.

Ситуационное задание 4

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени. Соловьева».— «Сколько времени вы здесь?» — «Больница Соловьева».— «Ваша специальность до болезни?» — «Больница Соловьева». — «Чем вы сегодня занимались?» — «Больница Соловьева».

Ответ: в данном случае речь идет о наличии нарушений мышления в форме персеверации, больной упорно повторяет ответ на вопрос, заданный в начале беседы.

Задание № 7

Проведите анализ локализации нарушений внимания в отделах головного мозга. Поставьте знак + в соответствующих клетках таблицы



Симптомы, диагностические признаки

Отделы мозга

Продолго-ватый и средний мозг

Диэнце-фальные и лимбические

лобные медио-базальные

корковые

передние

задние

П Л

П Л

П Л

Модально-неспецифические нарушения внимания:

1) Непроизвольный уровень: Угнетение, угасание ориентировочного рефлекса

+



+





Неугасание ориентировочного рефлекса на часто предъявляемый стимул







+

+

Нарушение избирательности (нарушение реакций на раздражители, входящие в систему ориентировочных рефлексов и инстинктов)





+





2) Произвольный уровень:

Трудности концентрации внимания





+





Растормаживание ориентировочных реакций («полевое поведение»)





+

+ +

Височные



Возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль и организацию деятельности





+





Флуктуация, нестойкость внимания





+



+ +

Модально - специфические нарушения внимания: Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально, при сохранном восприятии их по отдельности

+