Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2009. - 158 с.
25. Козырская И.Н., Нижегородова Л.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. Т. 15. – 11-17 с.
26. Коснырева Е.А. Опыт реализации программы эмоционально- личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Арт-мозаика» // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования Сборник материалов III Всероссийской (заочной) научнопрактической конференции с международным участием. 2016 – 302 с.
27. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 1999. – 95 с.
28. Крыжановская А.А. Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник педагогической арт-терапии // Печатное издательство InSitu. - 2016. - № 6. – 62 с.
29. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль 2014. – 314 с.
30. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2013. – 281 с.
31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Издательство Московского университета, 1971. – 367 с.
32. Лимонцева Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47. – 23-29 с.
33. Листик Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: дис. канд. психол. наук. М., 2003. - 175 с.
34. Листик Е.М. Исследование развития способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - № 2. – 81 с.
35. Лобза О.В. Феномен эмоционального мироощущения детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 22-27.
36. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 616 c.
37. Манеров В. X. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 2011- 218 с.
38. Маратканова Е.В., Егорова Э.Б. Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 8-4. – 12-15 с.
39. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Гриф МО РФ. -- М.: Изд-во: МГСУ, 2001. - 195 с.
40. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007. – 244 с.
41. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
42. Набатникова Л.П., Калиш И.В. Исследование тревожных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста методами арт-терапии // Системная психология и социология. - 2015. - № 4 (16). – 10-17 с.
43. Небжидовский Л. О познавании и оценке самого себя. Варшава, 1976. – 326 с.
44. Немкова С. А. Детский церебральный паралич. Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. - М.: Медпрактика-М, 2013. - 586 c.
45. Ольшаникова А.Е. О методиках диагностирующих некоторые параметры эмоциональности, связанные с детерминацией эмоциональной устойчивости. / Материалы симпозиума Винница-Одесса. - М, 1976. - С.40-50.
46. Орехова О. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: дис. канд. психол. наук . - СПб., 2007. - 199 с.
47.Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус». М., 2002. - 13 с.
48. Пермякова М.Е., Корепина Н.А., Ершова И.А. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с высоким уровнем тревожности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. Т. 138. - № 2. – 14-17 с.
49. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - МГУ, 1998. - 582 с.
51. Семёнова Е.В., Клочкова Е.В. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам — М.: Лепта Книга, 2018. – 584 с.
52. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: «Медицина», 1976. 185 с.
53. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). / Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. – 22 с.
54. Устимец А.В. Чудесное путешествие в сказку (программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста) // Региональное образование: современные тенденции. - 2011. - № 2 (14). – 52 с.
55. Чекрышова Н.В., Штумф В.О. Сказкотерапия как метод психологической коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста //В сборнике: Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Сборник научных статей по психологии детства. гл. ред. В.А. Ковалевский; отв. за вып. О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, - 2016. – 158 с.
56. Чулкова Н.А., Иванова В.А. Возможности использования методов арт-терапии в снижении тревожности детей дошкольного возраста // Научный альманах. - 2015. - № 10-4 (12). – 28-34 с.
57. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 616 c.
58. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959. - 262 с.
59. Юнусов Ф.А. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 382 c.
Приложение 1
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |