Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мере развития двигательной недостаточности дети с церебральным параличом будут отличаться повышенной тревожностью, низким пороговым напряжением и высоким уровнем тревоги. Они могут чувствовать постоянную тревогу в различных ситуациях и реагировать повышено тревожными реакциями.
Как следствие, существует постоянный конфликт между несовместимыми способностями и ожиданиями ребенка. И в первую очередь это касается социальной сферы, где инвалидность ребенка является определяющим фактором.
Многие потребности дошкольников с ДЦП остаются неудовлетворенными. В их числе находится потребность в самоизоляции. Соответственно, будет усиливаться беспокойство, агрессия, страх, в некоторых случаях ребенок может стать безразличным к чему-либо.
Из-за того, что характер заболевания - повышение тонуса мышц и возбуждение нервной системы ребенка с ДЦП приводит к агрессивным проявлениям поведения детей в период катарсиса. Для снижения уровня стрессов следует уменьшить количество негативных эмоций. Второе положение исключает детей, у которых есть форма атоникастатического церебрального паралича. В этом случае нарушение тонуса центральной нервной системы будет являться нарушением ее тонуса. Именно поэтому, все перечисленные факторы и эмоциональные состояния являются причиной возникновения разочарования.
Итак, ДЦП – это заболевание, которое характеризуется нарушением двигательных функций. При этом заболевании, если говорить конкретно об эмоциональной сфере, дети будут с более повышенной тревожностью из-за своей двигательной недостаточности. Из-за многих неудовлетворенных психологических потребностей в следствие болезни у детей может так же наблюдаться агрессия, беспокойство, страх.
1.3 Роль арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом
В текущих реалиях главным ориентиром является становление умственных способностей. При этом становление ребенка как личности находится строго в границах формирования его психологической среды. У ребенка-дошкольника формируется самосознание, закладывается фундамент личности, которое показывается различными эмоциями и чувствами.
Становление эмоционального состояния у ребенка-дошкольника во многом происходит благодаря творчеству, например, благодаря музыке, танцу или художеству. Главной целью прогрессивной педагогики и психологии является налаживание психологического состояния и эмоционального самочувствия ребенка благодаря творчеству.
Когда у ребенка начинается проявление способности к пониманию и выражению своих эмоций и чувств, говорят, что происходит развитие, становление и формирование истинной личности. Арт-терапевтические методы в психологической деятельности помогают выявить психологический ресурс у ребенка, а также особенности проявления различного рода эмоций, настроений и чувств. В упражнениях, где используется зрительная активность ребенка, эти методы применяются для того, чтобы помочь ребенку достичь гармоничное состояние и наладить нервную систему. Данный результат добивается из-за того, что умственные способности переплетаются с искусством. «Искусство существовало и остается чуть ли не главным инструментом эстетического обучения» - говорят в своих работах И.А. Ершова, Н.А. Корепина, М.Е. Пермякова [48].
Развитие вкуса происходит во многом благодаря искусству, благодаря которому ребенок обучается наблюдать и исполнять искусство самостоятельно, то есть таким образом, которым он воспринимает это искусство, прислушиваться к себе и собственным чувствам. Выражение таких чувств называется «языком эмоций».
В целом, с помощью искусства у общества образовался эмоциональный настрой. У ребенка во время адаптации сохраняются определенные нормы социализации, которые общество помогает ему формировать, на выходе получаются способы выражения психологических и эмоциональных реакций.
Такие нормы дети сопоставляют с формой изображения и определенным для них образом показывают это в рисунке. Специалист Т.А. Буянова [5] в своих работах показывает путь освоения эмоционального стиля и искусства ребенком с ДЦП, получения возможности показать чувства, которые он испытывает с помощью инструментов в рисунке. Основополагающая функция правильного воспитания - это развитие понимания мира с помощью эмоций, как общие ощущения в восприятии окружения ребенка.
Очень часто в методах арт-терапии для снижения уровней страхов, агрессии и повышения уверенности в себе у дошкольника с ДЦП используется искусство. Идеями того, чтобы включить арт-терапию в процесс обучения детей с церебральным параличом и детей без нарушений опорно-двигательного аппарата, занимались такие отечественные ученые, как Л.А. Аметова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Я.А. Коменский, Л.Л. Лебедева, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.Э. Фаас, Ф. Фребель и другие [1,20,29]. Т.Г. Казакова говорила о возможности включения метода арт-терапии в обучение детей не только в педагогических целях, но и для возможной коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП [20].
Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в маленьком возрасте трудно описывать словами то, какие эмоции они испытывают. Поэтому на подсознательном уровне дошкольники выбирают показать свои чувства с помощью рисунков, или, например, лепки из пластилина. Также дошкольники с ДЦП привыкли выражать свои чувства с помощью «языка тела». Данные способы дети считают более доступными для того, чтобы показать свои чувства. С помощью рисования ребенок может отвлечься от того, что его беспокоит, отвлечься от тревожных мыслей, снизить уровень вспыльчивости и обрести более гармоничный эмоциональный фон. Это произойдет из-за того, что во время творческого процесса у ребенка с ДЦП повысится настроение и будут преобладать положительные эмоции.
Эмоциональное состояние ребенка с церебральным параличом плотно связано с принятием его родителей. Также в окружении ребенка присутствуют люди, которые зачастую не могут оправдать его ожиданий. В следствие чего у дошкольника могут появиться сложно выражаемые чувства и эмоции.
В работах указанных специалистов, с помощью искусства ребенок получает возможность просто и свободно выражать свои чувства. Показывая, осознавая, понимая весь спектр ощущений и чувств с изображенным на рисунке. Поэтому арт-терапевтические способы невероятно эффективны в стрессовых ситуациях. Например, адаптация к обществу в детском саду или страх выступления перед большой аудиторией. По мнению специалиста О.В. Гордеевой [10], «психологическая арт-терапия эффективна при усиленном беспокойстве, страхе и фобиях, пониженном настрое и депрессии, трудностях умственного, речевого и психологического формирования, психологической несдержанности, импульсивности, переживании потери, ощущении одиночества, злости, обиде, нерешительности».
С помощью изобразительного искусства дошкольник с ДЦП может научиться показывать свой внутренний мир, понимать то, что он чувствует, и показывать это другим, самовыражаться. С помощью данных навыков можно самостоятельно стабилизировать свое негативное состояние. Важно понимать, что психологическая арт-терапия не обладает ограниченными противопоказаниями. Она является возможностью изучения социальных навыков высказывания чувств и эмоций, а также полностью безопасна для снятия напряжения.
Художественное творчество очень сильно помогает осознать дошкольнику с ДЦП свое эмоциональное состояние, попробовать свои силы в чем-то новом. Максимальная степень умственной активности понимается как интеллектуально выраженная форма общественной деятельности, проявление высших способностей как деятельности человека, которая направлена преимущественно на самовыражение, его самореализацию и успешное сочетание идей, ведущих к решению проблемной ситуации ранее неизвестными методами.
У дошкольника с ДЦП ярко выражаются особенности формирования личности: снижение уровня настроения, избегание каких-либо отношений и наличие низкой самооценки. Развитие данных черт у определенной группы имеет несколько причин, а именно ранним осознанием личного дефекта и переживание на данной почве, а также не верным воспитанием, которое последнее время часто наблюдается в семьях, в которых растет такой ребенок. Особенностью данного развития является дальнозоркость, которая сковывает активность и самостоятельность ребенка с ДЦП. Важно подметить, что главным аспектом личностного развития детей с ДЦП, которое предполагает наличие дефектов, связанных с двигательно-опорными функциями, создает для детей и подростков страх перед высотой. На основании данных страхов или, можно сказать, фобий, возникают страхи новой обстановки или одиночества, которые подталкивают к беспрерывной заботе о собственном здоровье.
Благодаря психологической арт-терапевтической работе, дошкольники с ДЦП приобретают способности к приобретению навыков самостоятельного успокоения при стрессе, открываются и пополняются внутренние ресурсы. Во время творчества на поверхность всплывает большинство проблем, которые скрыты настолько глубоко, что их трудно выразить словами. Это особенно важно при работе с детьми с ДЦП.
Ребенок получает возможность ознакомиться со своим внутренней средой, эмоциями, чувствами, со своей творческой личностью. Ребенок наполняется радостью творчества и гармонией. Благодаря этим упражнениям, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляет позитивные отношения с окружающими, а это, в свою очередь, приводит к повышению самооценки. Еще проявляются такие факторы, как улучшение коммуникативных навыков, погашаются и срабатывают внутренние резервы. Формируется понимание себя и творчества [27].
У ребенка наблюдается повышение устойчивости к стрессу, адаптация происходит намного легче, происходит развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, изучаются скрытые идеи и чувства. При этом сам процесс прямого творчества становится для ребенка интересным, что приносит удовольствие [23].
Арт-терапия рассматривается нами как вариант помощи в понимании дошкольником с ДЦП его личного эмоционального состояния, помощи в «прочувствовании» окружающей среды, понимании общества, общения без негатива, бесстрессово адаптироваться и самореализоваться в социуме.
Вышеперечисленные характерные особенности позволяют указать на равномерную тенденцию формирования и коррекцию психологической сферы у детей дошкольного возраста при церебральном параличе средствами арт-терапии: способность разделять и сформировывать свои чувства и эмоции, способность различать негативное и позитивное эмоциональное состояние своего собеседника или друга с помощью невербальных знаков, а также укреплять свои личные границы в отношениях с окружающими людьми; улучшить коммуникативные навыки с помощью невербального общения; научиться показывать то, что чувствует ребенок способами, которые приемлемы в обществе; научиться самостоятельно успокаиваться, развивать мануальные и моторные навыки.
Чтобы коррекционные занятия с методами арт-терапии были эффективными, существует важное условие: ребенок должен понять и попробовать сосредоточиться на себе и своем внутреннем мире, на своем самочувствии, попробовать проявлять свои истинные чувства и настроение в творчестве, принять себя таким, какой он есть.
Выделяют 4 тенденции арт-терапевтических способов:
1. Визуальная арт-терапия (изображение, лепка, коллажирование, песочная терапия, ландшафтная арт-терапия);
2. Музыкальная арт-терапия;
3. Драматическая и танцевально-двигательная арт-терапия;
4. Нарративная (связанная с созданием текстов) терапия (сказкотерапия).
«Изобразительные арт-технологии включают в себя изображение, лепку, коллажирование, песчаную терапию, ландшафтную арт-терапию» [3].
Избавиться от гнева, снизить уровень агрессии, добавить позитивную окраску в своё эмоциональное состояние, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей может помочь скульптура из красивых, привлекающих внимание, материалов. Использвание арт-терапии можно назвать возможностью выражения личных эмоциональных состояний, адаптируемых под собственный рисунок ребенка с ДЦП. Песочная арт-терапия основывается на развитии вербальных и невербальных навыков коммуникации дошкольников с ДЦП.
Представление песочного сундука как пространства для сдерживания переживаний, сомнений, напряжений, образов различных персонажей предоставляют возможность для взаимодействия дошкольника и его переживаний.
Занятия по арт-терапии позволяют без лишних трудностей под присмотром психолога, который работает в привычной обстановке для ребенка, контролировать работу над разного рода раздражителями во время его активного контакта с объектами.