Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


"Музыкально-художественная терапия - это способы и методы целенаправленного использования отличительных черт эмоционального и чувственного воздействия музыки на человека" - рассказывает в своих работах И.Н. Козырская [24].

Уникальное влияние музыки на организм и личность человека способствует эффективному восстановлению эмоционального состояния дошкольника с ДЦП и помогает создать твердый психофизиологический отклик [42].

Во время прослушивания музыки, во многих случаях у человека возникает желание двигаться под ритм, подпевать и т.д. Благодаря этому у детей может улучшаться эмоциональное состояние. Во время активного взаимодействия с музыкой у человека появляются физиологические ритмы (биоритмы головного мозга, частота сердечных сокращений, ритмичное дыхание и др.), которые и подталкивают человека двигаться и подпевать. Результат этого взаимодействия - эмоциональные и двигательные реакции у ребенка с ДЦП. Помимо этого каждый голос для ребенка несет в себе некую информацию о окружающем мире и отношении к нему, что способствует его прямой эмоциональной реакции на звуковые вибрации.

Двигательные и драматические методы арт-терапии помогают освавивать методы сопережевания ребенку, подталкивающие к повышению восприятия негативных эмоций, изменения их путем танцев и двежений.

Выполнение различных движений и игр с детьми под наблюдением психолога помогают разрушить на символическом и внешнем уровне стены понимания детьми поступков различных персонажей, которых они имитируют.

Сказочная терапия как модель арт-терапии - это метод, реализующий фантастическую конфигурацию с целью интеграции личности дошкольников с ДЦП, формирования их творчества, развития навыков общения и развития их способности взаимодействовать с другими.

Арт-терапевтические занятия дают специалисту по психологии возможность косвенно контролировать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние и действия дошкольников с церебральным параличом, их подход к себе, друг к другу и окружающему обществу.

При попытке изучить формирование психологической сферы у ребенка дошкольного возраста с ДЦП, технологии арт-терапии имеют ряд положительных аспектов по отношению к другим.

Во-первых, данный метод дает возможность выражать враждебные чувства социально приемлемым образом. Образ, скульптура, театральная работа считаются безобидными методами снятия напряжения.


Во-вторых, способствует стимулированию терапии, так как интуитивные конфликты и внутренние переживания легче проявляются с ролями и закладывают основу для интерпретаций и диагностических действий во время терапии.

В-третьих, арт-терапия может помочь укрепить отношения между друг другом у детей с церебральным параличом, сформировать и повысить интерес детей как к своим эмоциям и чувствам, так и к эмоциям и чувствам окружающих.

В-четвертых, занятия арт-терапевтическими упражнениями усиливают ощущение индивидуальной ценности у детей с эмоциональными нарушениями с ДЦП.

Удовлетворение, появляющееся в следствии раскрытия и формирования умений и возможностей в ходе создания фигур в арт-терапии, содействует чувственному благополучию детей с ДЦП, формированию наиболее близкого психологического контакта между ним и окружающим миром.

Таким образом, используя арт-терапию, можно скорректировать эмоциональное состояние дошкольников с ДЦП, помочь детям развить в себе позитивные личностные качества, такие как: самореализация в обществе, уверенность в себе, стабильный эмоциональный фон, активное общение с окружающими и др. Арт-терапия помогает детям с ДЦП социализироваться. С ее помощью можно увидеть проблемы, которые раньше не удавалось заметить, и помочь детям справиться с ними.
Выводы по 1 главе:
1. Эмоциональная сфера - это набор личностных качеств, она является регулятором отношений индивида с внешним миром, выполняет защитную функцию, может информировать окружающих о состоянии человека. Эмоции - это «центральная связь» психической жизни человека, она составляет «основу» эмоциональной сферы. Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. У детей особенно хорошо развиты интуитивные способности фиксировать эмоциональное состояние окружающих, поэтому в этот период развития важно обратить внимание на эмоциональное состояние, социализацию и социализацию ребенка.

2. Из-за поражения головного мозга присутствует отличие выражения своих эмоций и чувств между детьми с церебральным параличом и нормальным развитием. Органическое поражение головного мозга влияет на возникновение агрессии у детей с ДЦП, поэтому у них присутствует агрессивный эмоциональный фон. Также дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата более восприимчивы к критике окружающих, они склонны принимать все близко к сердцу из-за проблем в социальной сфере, что влияет на их эмоциональную сферу.



3. С помощью арт-терапии можно добиться гармонизации и формирования эмоциональной сферы дошкольника с ДЦП через влияние искусства, можно научиться прислушиваться к самому себе и к собственным эмоциям. Данная терапия безопасна для снятия психического и эмоционального напряжения ребёнка, является доступной, что очень удобно для психологов и специальных педагогов, которые используют этот метод развития эмоциональной сферы детей с ДЦП.



Глава 2. Экспериментальное исследование стей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом с помощью арт-терапии
2.1 Организация и содержание эмпирического исследования
Эмпирическая база исследования. Иследование проводилось в Центре Натальи Пыхтиной для детей с особенностями развития, таких как: ДЦП и другие органические поражения ЦНС, генетические, редкие заболевания. Кроме того, в центре проходит реабилитация после оперативных вмешательств и травм. Центр расположен по адресу: город Москва, ул. Габричевского д. 5 к. 5. Основала центр Наталья Николаевна Пыхтина 1 августа 2016 года.

Центр работает по методике «Создание интегральной нейромышечной памяти СИПН» (СИНП) – это уникальная методика нейрофизиологичекой реабилитации, которую разработала Наталья Николаевна на основе глубоких знаний в области детской физиологии, анатомии, нейрокоррекции, биомеханики. Метод СИНП формирует правильные двигательные паттерны, способствует развитию крупной и мелкой моторики, улучшению гибкости и ловкости, укреплению мышечного корсета, положительно влияет на вестибулярный анализатор, побуждает к самостоятельной физической активности, и вцелом значительно повышает реабилитационный потенциал. Параллельно с физическим развитием, хорошая динамика наступает и в интеллектуально-речевой, психо-эмоциональной сфере.

Характеристика испытуемых. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет с ДЦП легкой степени спастичности, а также 30 родителей. У всех испытуемых сохранный интеллект. Более подробная информация представления в таблице 1-2.

Во время интерпритации методик, применяемых нами во время исследования, дошкольники были разделены на две группы по логике наивысшего (экспериментальная группа) и наименьшего (контрольная группа) уровня тревожности, беспокойства и страхов.

В экспериментальную детскую группу (А1) вошли: 15 детей дошкольного возраста 5-6 лет с ДЦП, из них 9 мальчиков и 6 девочек.


В контрольную детскую группу (Б1) вошли: 15 детей дошкольного возраста 5-6 лет с ДЦП, из них 6 мальчиков и 7 девочек.

В экспериментальную взрослую группу (А2) вошли: 15 родителей 31-32 года, из них 8 мам и 7 пап.

В контрольную взрослую группу (Б2) вошли: 15 родителей 32-33 года, из них 3 папы и 12 мам.

Таблица 1

Состав детской выборки

Критерии

Группа А (экспериментальная)

Группа Б

(контрольная)

Варианты

Количество

Варианты

Количество

Возраст

5 лет

8

5 лет

5

6 лет

7

6 лет

10

Пол

девочки

6

девочки

7

мальчики

9

мальчики

8



Таблица 2

Состав взрослой выборки

Критерии

Группа А (экспериментальная)

Группа Б

(контрольная)

Варианты

Количество

Варианты

Количество

Возраст

31

6

32

5

32

9

33

10

Пол

папы

8

папы

3

мамы

7

мамы

12

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется подбор диагностического материала, в данном случае, методик для изучения эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП.

2. Констатирующий этап. На данном этапе была проведена первичная психологическая диагностика начального состояния эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП, участвовавших в исследовании. Это был этап исследования до проведения специальных занятий с группой детей, которые были отобраны для экмперимента, чтобы в последующим заняться устранением выявленных нарушений.