Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все занятия проходили по специально разработанной программе в течение 1 месяца (2 раза в неделю) с помощью арт-терапии (рисунки, сказки, музыка) и с небольшим применением игровых приемов.
Основной этап корректирующей работы связан с применением методов изобразительного искусства, которые помогут решить проблемы эмоционального развития дошкольника с церебральным параличом.
3. Завершающий этап. На данном этапе проводился анализ исследования, и формулировались выводы. Проверялась эффективность проводимой с дошкольниками с ДЦП программы для коррекции. Для этого дети из группы А и Б проходили повторную психологическую диагностику с использованием тех же методов и далее мы сравнивали их результаты.
Для диагностики состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП был сформирован набор методик.
1. Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен)
Цель: выявить тревожность по отношению к ряду типовых жизненных ситуаций контакта с другими людьми, где характер личности проявляется наиболее ярко.
Описание: наглядный материал состоит из 14 картинок, на которых изображены бытовые ситуации, в которых ребенок может оказатся каждый день. Данные картинки есть в двух вариантах - для мальчиков и для девочек. Под картинками ребенок может выбрать подходящее по его мнению лицо (грустное или веселое).
В приложении 1 приведены инструкции к методике и рекомендациям обработки данных.
2. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), для исследования состояния эмоциональной сферы дошкольника.
Цель: выявить уровень общей эмоциональной напряженности и чувства негатива у детей дошкольного возраста.
Описание. Данная методика проводится с помощью листа бумаги формата А4 и простого карандаша. По просьбе реебенка можно использовать цветные карандаши. Инструкция к методике и рекомендации по интерпретации представлены в приложении 2.
3. Метод диагностики наличия страхов у детей «Страхи в домиках» (А.И. Захаров)
Цель: выявить и проявить доминирующие виды страха (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше
3-х лет. Перед тем как помочь детям с их страхами, необходимо понять почему дети дошкольного возраста подвержены им.
Описание. Данная методика проводится с психологом. Психолог рисует два домика - красный и черный. Записывать страхи для интерпретации стоит те, которые ребенок занес в черный домик. Страхи перечисляются по очереди из списка, который будет представлена приложении 3 вместе с подробным описанием методики.
4. Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности ( Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Цель: выявить поведенческие нарушения ребенка, а именно агрессия и тревога, при помощи опроса родителей.
Описание: родителям предлагается ответить на 20 вопросов из списка, каждый положительный ответ оценивавется в 1 балл, а отрицательный - в 0 баллов. Далее подсчитывается сумма баллов, исходя из чего делается вывод об уровне тревоги ребенка. Чем больше баллов, тем больше уровень тревожности. Более подробная информация по данному опроснику будет представлена в приложении 4.
Позже мы подробно рассмотрим результаты исследования каждой методики для всех этапов индивидуально.
2.2 Анализ и интерпретация констатирующего этапа исследования
Начнем с анализа и интерпретации теста по выявлению уровня тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, Ф. Амэн).
Ниже представлены данные, полученные из ответов детей (таблица 3,4; рис.1).
Таблица 3
Общие показатели в процентах уровня тревожности по экспериментальной группе (методика Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена)
№ п/п | Имя ребенка | % тревожности |
1 | Илья М. | 58 |
2 | Мария С. | 58 |
3 | Павел М. | 57 |
4 | Станислав Б. | 64 |
5 | Севастьян Д. | 57 |
6 | Влад М. | 29 |
7 | Татьяна Л. | 72 |
8 | Мария А. | 58 |
9 | Даниил А. | 50 |
10 | Арина М. | 35 |
11 | Елена З. | 58 |
12 | Анна М. | 50 |
13 | Андрей О. | 50 |
14 | Владислав В. | 58 |
15 | Егор С. | 60 |
Среднний % тревожности | 58% |
Таблица 4
Общие показатели в процентах уровня тревожности в контрольной группе (методика Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена)
|
Рис. 1 Процентное соотношение уровней тревожности у дошкольников с ДЦП в экспериментальной и контрольной группах по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Из таблиц и рисунка видно, что высокий уровень тревожности встречается чаще, чем средний. Процент тревожности находится в диапазоне от 52 до 72.
Итак, в экспериментальной группе 67% детей (10 человек) достигло высокого уровня тревожности, 33% среднего уровня (5 человек), соответственно низкого уровня не наблюдается.
В контрольной группе 13% детей (2 человека) достигло высокого уровня тревожности, 87% (13 человек) среднего уровня, соответственно низкий уровень тревожности так же отсутствует.
Из чего можно сделать вывод, что при первичной диагностике уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группе, в экспериментальной преобладает процент высокого уровня тревожности, в контрольной – средний.
Можно заметить, что дети с церебральным параличом в основном страдают из-за стрессовых ситуаций. Они испытывают беспокойство, когда посторонние люди или близкие люди проявляют агрессию в их сторону, когда засыпают одни, когда взрослые ставят перед ними требования, которые не соответствуют возможностям детей.
В процессе прохождения теста дети с высокими показателями тревожности (Станислав Б. Елена З., Татьяна Л. и Владислав В.), беспокоились о правильности своих ответов, испытывали неуверенность в себе.
Дети проявляли вредные привычки невротического характера - дергались, сильно и часто вздыхали, пытались укусить ногти, кусали нижнюю губу и так далее. Таня Л. с тревогой бросила предметы на стол и отвлекалась. На рисунке 1 (игра с маленькими детьми) изображено состояние положительной эмоциональной окраски, но Татьяна заметила в ней негативную окраску и всегда спрашивала - "Почему была нарисована плохая картина? Почему на ней все плохо?». Именно поэтому ее выбор в этом вопросе отрицателен, что может говорить о наличии у девочки невроза и любых неприятностях психической сферы. Таня показала крайне завышенный уровень тревоги (72%).
У некоторых детей наблюдались физиологические признаки повышенной тревожности – потели ладони рук. Например, Паша М. во время обследования будто боялся получить двойку за неправильный ответ, был возбужден.
Далее мы рассмотрим следующие качества дошкольников с ДЦП с помощью графической методики «Кактус» М.А. Панфиловой: агрессивность, неуверенность в себе, скрытность, оптимизм, тревожность, стремление к домашней защите (таблица 5,6; рис.2).
Таблица 5
Выявленные качества дошкольников с ДЦП в экспериментальной группе (методика «Кактус»)
Имя/Качество | агрессивность | Неуверенность в себе | скрытность | оптимизм | тревожность | Стремление к защите |
Илья М. | + | + | + | | + | + |
Мария С. | | + | + | + | + | + |
Павел М. | + | + | + | | + | + |
Станислав Б. | + | + | + | + | + | + |
Севастьян Д. | | + | + | + | + | |
Влад М. | + | | + | | + | + |
Татьяна Л. | + | + | | + | + | + |
Мария А. | + | + | + | | + | |
Даниил А. | | + | + | + | + | + |
Арина М. | + | | | + | + | + |
Елена З. | + | + | | + | + | + |
Анна М. | | + | + | | + | + |
Андрей О. | + | + | | + | + | + |
Владислав В. | + | + | + | + | + | + |
Егор С. | | + | + | | + | + |