Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 6

Выявленные качества дошкольников с ДЦП в контрольной группе (методика «Кактус»)

Имя/Качество

агрессивность

Неуверенность в себе

скрытность

оптимизм

тревожность

Стремление к защите

Игорь Д.

+

+

+




+

+

Влада К.




+

+

+

+

+

Натали Б.

+

+




+

+

+

Илья Ч.

+

+

+

+

+

+

Амира Б.




+




+

+




Михаил Б.

+




+




+




Дмитрий М.

+

+




+

+

+

Лина А.

+




+




+




Катерина Ч.




+

+

+

+

+

Марина П.










+

+




Андрей Г.

+

+




+

+

+

Тигран А.




+

+




+

+

Шаген А.

+







+

+




Нарек П.

+

+

+

+

+

+

Даша П.




+

+

+

+

+





Рис. 2 Качества личности обеих групп в процентном соотношении

Итак, из таблицы 5,6 и рисунка 2 видно, что количество дошкольников с ДЦП, которые имеют такое качество, как «тревожность», в обеих группах является равным (по 15 человек), что равняется 100%; качеством «агрессии» в экспериментальной группе обладают 10 человек, что составляет 67%, в контрольной группе качеством агрессии обладает 9 человек, что составляет 60%; качеством «неуверенность в себе» в экспериментальной группе обладает 13 человек, что составляет 87%, в контрольной группе 11 человек, что составляет 73%; качеством «скрытность» в экспериментальной группе обладает 11 человек, что составляет 73%, в контрольной группе 9 человек, что составляет 60%; качеством «оптимизм» в экспериментальной группе обладает 9 человек, что составляет 60%, в контрольной группе 11 человек, что составляет 73%; качеством «стремление к домашней защите» в экспериментальной группе обладает 13 человек, что составляет 87%, в контрольной группе 10 человек, что составляет 67%.

Из чего можно сделать вывод, что у экспериментальной группы трудности в эмоциональной сфере выражены больше, чем у контрольной группы.

В качестве примера приведем Анну М. из экспериментальной группы. Она очень осторожно отнеслась к заданию. Долго продумывала, каким будет ее кактус. Для рисунка девочка выбрала зеленый карандаш. У кактуса отсутствовал цветочный горшок, что говорит о чувстве одиночества, кактус был заштрихован внутри, что говорит о наличии тревожности у девочки. Ответы на вопросы: 1 - дикий, 2 – он добрый, иголки нужны чтобы его не обижали, 3 – нравится, 4 – растет пока один, но хочет, чтобы рядом вырос кто-то еще, 5 – не изменится.

В качестве примера приведем Шагена А. из контрольной группы. Он нарисовал добрый кактус с улыбкой. Можно сказать, что здесь есть чувство семейной общности, ребенок получает домашнюю защиту, почти не агрессирует, потому что чувствует себя в безопасности. Агрессия проявляется только тогда

, когда ребенок не может сделать что он хочет без помощи взрослого. Наблюдаются некоторые признаки тревожности. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – он добрый, иголки мягкие, можно потрогать, 3 – нравится, 4 –растет один, нет друзей, 5 – не изменится.

В разговоре с каждым ребенком, сразу после выполнения рисунка, удалось увидеть, как дети противоречат тому, что говорят и содержанию рисунка. Из этого можно сделать вывод, что у детей внутренние конфликты, и можно предположить, что эти конфликты являются следствием трудностей в контакте с окружающими их людьми. Все это видно с обеих сторон. С одной стороны - это очень скромная потребность в общении, подключении и реализации этой потребности.

Во время проведения графической методики почти все дети независимо от группы были заторможены, медленно выполняли рисунки, отвлекались и могли смотреть в одну точку. Важно сказать, что они поняли сказанную инструкцию к рисункам, ответить на какой – либо заданный им вопрос вызывало у детей трудности. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата присутствовал страх сказать что-то не так, ответить на вопрос неверно.

Далее мы рассмотрим наличие страхов у дошкольников с ДЦП с помощью теста «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова).

Ниже будут представлены преобладающие страхи дошкольников с ДЦП экспериментальной и контрольной групп (таблица 7,8; рис.3).

Таблица 7

Результаты первичного исследования экспериментальной группы («Страхи в домиках»)



п/п

Имя ребенка

Факторы в баллах

Общее кол-во

1

2

3

4

5

6

7

3;25;

27;28


2;15;

16;21;

22;23;

26;29;

4;5

9;14


11;

12;

13


1;6;

7;8;

10;

17;18;

19;20;

24

1

Илья М.

2

4

1

-

2

2

2

13

2

Мария С.

2

4

2

1

2

2

2

15

3

Павел М.

2

3

2

-

2

2

2

13

4

Станислав Б.

3

6

2

1

2

2

2

18

5

Севастьян Д.

4

2

1

-

-

3

-

10

6

Влад М.

1

3

1

1

2

1

1

10

7

Татьяна Л.

3

3

2

-

2

1

2

13

8

Мария А.

1

5

1

-

1

1

1

10

9

Даниил А.

1

4

1

1

1

1

-

9

10

Арина М.

1

5

2

2

2

1

2

15

11

Елена З.

2

3

2

2

-

-

1

10

12

Анна М.

2

5

2

1

2

1

1

14

13

Андрей О.

3

4

-

2

1

1

2

13

14

Владислав В.

2

6

2

1

1

2

2

16

15

Егор С.

1

4

2

1

2

2

1

13

Среднее значение

11,4




Таблица 8

Результаты первичного исследования контрольной группы («Страхи в домиках»)



п/п

Имя ребенка

Факторы в баллах

Общее кол-во

1

2

3

4

5

6

7

3;25;

27;28


2;15;

16;21;

22;23;

26;29;

4;5

9;14


11;

12;

13


1;6;

7;8;

10;

17;18;

19;20;

24

1

Игорь Д.

2

2

1

1

2

3

1

12

2

Влада К.

1

6

2

1

-

1

1

12

3

Натали Б.

2

3

2

2

2

1

1

13

4

Илья Ч.

2

3

2

2

2

3

2

16

5

Амира Б.

2

4

1

2

2

1

1

13

6

Михаил Б.

2

4

1

-

2

2

2

13

7

Дмитрий М.

2

4

2

1

2

2

2

15

8

Лина А.

4

2

1

-

-

2

-

9

9

Катерина Ч.

1

3

1

1

2

1

1

10

10

Марина П.

1

6

2

1

-

1

1

12

11

Андрей Г.

3

1

2

-

2

2

-

10

12

Тигран А.

1

4

2

1

2

2

1

13

13

Шаген А.

1

4

1

1

1

1

-

9

14

Нарек П.

2

4

1

2

2

1

1

13

15

Даша П.

1

3

1

1

1

1

2

10

Среднее значение

10,5


Расшифровка нумераций факторов страха, указанных в таблице, будет представлена в приложении 3.



Рис.3 Уровень страхов в обеих группах на этапе первичной диагностики

Итак, глядя на таблицы 7,8 и рис.3 можно увидеть, что количество детей с высоким и средним уровнем страха в экспериментальной и контрольной группе одинаковы. Дошкольники с ДЦП с низким уровнем страхов, соответственно, отсутствуют в обеих группах.

При просмотре результатов таблиц 7 и 8 можно увидеть, что дети-дошкольники с ДЦП в основном боятся, что случится пожар, если кто-то умрет, вымышленных персонажей из сказок, начала войны и темноты.

Дошкольники с ДЦП более восприимчивы к страхам из-за эмоциональной окраски. «Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность – в 15 лет» - пишет в своей работе о дневных и ночных страхах А.И. Захаров [17]. Дети этой группы испытывают самые большие опасения по поводу причинения ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

Основываясь на реакции детей, были сделаны выводы о наличии детских страхов. Половина детей испытывает «медицинские» страхи (боли, уколы, врачи, болезни). Самый большой показатель в факторе 1, Севастьян Д. и Лина А. Это «медицинские» страхи. Из разговоров с этими детьми выяснилось, что они часто болеют и им приходится очень часто обращаться к врачам, делать всевозможные уколы как в больнице, так и дома. Десять детей испытывают страхи, которые связаны с причинением физического ущерба (фактор 2). Самые высокие показатели - Стас Б., Мария А., Арина М., Владислав В., Влада К., Марина П. Фактор 6 - Станислав Б. и Игорь Д. Самый высокий уровень – «социально опосредованные страхи». Почти все дети боятся своей смерти и смерти близких. В Факторе 4 – «страхи животных и сказочных персонажей» высокие цифры не раскрываются.

Представив результаты по трем методикам для детей, далее рассмотрим наличие тревожности дошкольников с ДЦП с точки зрения их родителей (анкета-опросник по выявлению тревожности Г.П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) для подтверждения ранее полученных результатов.

Для более точного понимания, что беспокоит ребенка и вызывает у него тревогу или страх, родителям были заданы 20 вопросов, которые представлены в приложении 4. Ниже будут представлены результаты ответов родителей по анкете-опроснику для родителей по выявлению тревожности (таблица 9,10; рис.4).