Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 6
Выявленные качества дошкольников с ДЦП в контрольной группе (методика «Кактус»)
Имя/Качество | агрессивность | Неуверенность в себе | скрытность | оптимизм | тревожность | Стремление к защите |
Игорь Д. | + | + | + | | + | + |
Влада К. | | + | + | + | + | + |
Натали Б. | + | + | | + | + | + |
Илья Ч. | + | + | + | + | + | + |
Амира Б. | | + | | + | + | |
Михаил Б. | + | | + | | + | |
Дмитрий М. | + | + | | + | + | + |
Лина А. | + | | + | | + | |
Катерина Ч. | | + | + | + | + | + |
Марина П. | | | | + | + | |
Андрей Г. | + | + | | + | + | + |
Тигран А. | | + | + | | + | + |
Шаген А. | + | | | + | + | |
Нарек П. | + | + | + | + | + | + |
Даша П. | | + | + | + | + | + |
Рис. 2 Качества личности обеих групп в процентном соотношении
Итак, из таблицы 5,6 и рисунка 2 видно, что количество дошкольников с ДЦП, которые имеют такое качество, как «тревожность», в обеих группах является равным (по 15 человек), что равняется 100%; качеством «агрессии» в экспериментальной группе обладают 10 человек, что составляет 67%, в контрольной группе качеством агрессии обладает 9 человек, что составляет 60%; качеством «неуверенность в себе» в экспериментальной группе обладает 13 человек, что составляет 87%, в контрольной группе 11 человек, что составляет 73%; качеством «скрытность» в экспериментальной группе обладает 11 человек, что составляет 73%, в контрольной группе 9 человек, что составляет 60%; качеством «оптимизм» в экспериментальной группе обладает 9 человек, что составляет 60%, в контрольной группе 11 человек, что составляет 73%; качеством «стремление к домашней защите» в экспериментальной группе обладает 13 человек, что составляет 87%, в контрольной группе 10 человек, что составляет 67%.
Из чего можно сделать вывод, что у экспериментальной группы трудности в эмоциональной сфере выражены больше, чем у контрольной группы.
В качестве примера приведем Анну М. из экспериментальной группы. Она очень осторожно отнеслась к заданию. Долго продумывала, каким будет ее кактус. Для рисунка девочка выбрала зеленый карандаш. У кактуса отсутствовал цветочный горшок, что говорит о чувстве одиночества, кактус был заштрихован внутри, что говорит о наличии тревожности у девочки. Ответы на вопросы: 1 - дикий, 2 – он добрый, иголки нужны чтобы его не обижали, 3 – нравится, 4 – растет пока один, но хочет, чтобы рядом вырос кто-то еще, 5 – не изменится.
В качестве примера приведем Шагена А. из контрольной группы. Он нарисовал добрый кактус с улыбкой. Можно сказать, что здесь есть чувство семейной общности, ребенок получает домашнюю защиту, почти не агрессирует, потому что чувствует себя в безопасности. Агрессия проявляется только тогда
, когда ребенок не может сделать что он хочет без помощи взрослого. Наблюдаются некоторые признаки тревожности. Ответы на вопросы: 1 – домашний, 2 – он добрый, иголки мягкие, можно потрогать, 3 – нравится, 4 –растет один, нет друзей, 5 – не изменится.
В разговоре с каждым ребенком, сразу после выполнения рисунка, удалось увидеть, как дети противоречат тому, что говорят и содержанию рисунка. Из этого можно сделать вывод, что у детей внутренние конфликты, и можно предположить, что эти конфликты являются следствием трудностей в контакте с окружающими их людьми. Все это видно с обеих сторон. С одной стороны - это очень скромная потребность в общении, подключении и реализации этой потребности.
Во время проведения графической методики почти все дети независимо от группы были заторможены, медленно выполняли рисунки, отвлекались и могли смотреть в одну точку. Важно сказать, что они поняли сказанную инструкцию к рисункам, ответить на какой – либо заданный им вопрос вызывало у детей трудности. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата присутствовал страх сказать что-то не так, ответить на вопрос неверно.
Далее мы рассмотрим наличие страхов у дошкольников с ДЦП с помощью теста «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова).
Ниже будут представлены преобладающие страхи дошкольников с ДЦП экспериментальной и контрольной групп (таблица 7,8; рис.3).
Таблица 7
Результаты первичного исследования экспериментальной группы («Страхи в домиках»)
№ п/п | Имя ребенка | Факторы в баллах | Общее кол-во | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
3;25; 27;28 | 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13 | 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | ||||
1 | Илья М. | 2 | 4 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 13 | |
2 | Мария С. | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 15 | |
3 | Павел М. | 2 | 3 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 13 | |
4 | Станислав Б. | 3 | 6 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
5 | Севастьян Д. | 4 | 2 | 1 | - | - | 3 | - | 10 | |
6 | Влад М. | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | |
7 | Татьяна Л. | 3 | 3 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | 13 | |
8 | Мария А. | 1 | 5 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 10 | |
9 | Даниил А. | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 9 | |
10 | Арина М. | 1 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 15 | |
11 | Елена З. | 2 | 3 | 2 | 2 | - | - | 1 | 10 | |
12 | Анна М. | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 | |
13 | Андрей О. | 3 | 4 | - | 2 | 1 | 1 | 2 | 13 | |
14 | Владислав В. | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 16 | |
15 | Егор С. | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 13 | |
Среднее значение | 11,4 |
Таблица 8
Результаты первичного исследования контрольной группы («Страхи в домиках»)
№ п/п | Имя ребенка | Факторы в баллах | Общее кол-во | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
3;25; 27;28 | 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13 | 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | |||
1 | Игорь Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 12 |
2 | Влада К. | 1 | 6 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 12 |
3 | Натали Б. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
4 | Илья Ч. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 16 |
5 | Амира Б. | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
6 | Михаил Б. | 2 | 4 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 13 |
7 | Дмитрий М. | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 15 |
8 | Лина А. | 4 | 2 | 1 | - | - | 2 | - | 9 |
9 | Катерина Ч. | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
10 | Марина П. | 1 | 6 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 12 |
11 | Андрей Г. | 3 | 1 | 2 | - | 2 | 2 | - | 10 |
12 | Тигран А. | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 13 |
13 | Шаген А. | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 9 |
14 | Нарек П. | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
15 | Даша П. | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
Среднее значение | 10,5 |
Расшифровка нумераций факторов страха, указанных в таблице, будет представлена в приложении 3.
Рис.3 Уровень страхов в обеих группах на этапе первичной диагностики
Итак, глядя на таблицы 7,8 и рис.3 можно увидеть, что количество детей с высоким и средним уровнем страха в экспериментальной и контрольной группе одинаковы. Дошкольники с ДЦП с низким уровнем страхов, соответственно, отсутствуют в обеих группах.
При просмотре результатов таблиц 7 и 8 можно увидеть, что дети-дошкольники с ДЦП в основном боятся, что случится пожар, если кто-то умрет, вымышленных персонажей из сказок, начала войны и темноты.
Дошкольники с ДЦП более восприимчивы к страхам из-за эмоциональной окраски. «Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность – в 15 лет» - пишет в своей работе о дневных и ночных страхах А.И. Захаров [17]. Дети этой группы испытывают самые большие опасения по поводу причинения ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
Основываясь на реакции детей, были сделаны выводы о наличии детских страхов. Половина детей испытывает «медицинские» страхи (боли, уколы, врачи, болезни). Самый большой показатель в факторе 1, Севастьян Д. и Лина А. Это «медицинские» страхи. Из разговоров с этими детьми выяснилось, что они часто болеют и им приходится очень часто обращаться к врачам, делать всевозможные уколы как в больнице, так и дома. Десять детей испытывают страхи, которые связаны с причинением физического ущерба (фактор 2). Самые высокие показатели - Стас Б., Мария А., Арина М., Владислав В., Влада К., Марина П. Фактор 6 - Станислав Б. и Игорь Д. Самый высокий уровень – «социально опосредованные страхи». Почти все дети боятся своей смерти и смерти близких. В Факторе 4 – «страхи животных и сказочных персонажей» высокие цифры не раскрываются.
Представив результаты по трем методикам для детей, далее рассмотрим наличие тревожности дошкольников с ДЦП с точки зрения их родителей (анкета-опросник по выявлению тревожности Г.П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) для подтверждения ранее полученных результатов.
Для более точного понимания, что беспокоит ребенка и вызывает у него тревогу или страх, родителям были заданы 20 вопросов, которые представлены в приложении 4. Ниже будут представлены результаты ответов родителей по анкете-опроснику для родителей по выявлению тревожности (таблица 9,10; рис.4).