Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 9

Результаты ответов родителей в экспериментальной группе (анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности)



Имя ребенка

Балл

1

Илья М.

15

2

Мария С.

16

3

Павел М.

15

4

Станислав Б.

15

5

Севастьян Д.

16

6

Влад М.

13

7

Татьяна Л.

17

8

Мария А.

15

9

Даниил А.

12

10

Арина М.

15

11

Елена З.

13

12

Анна М.

16

13

Андрей О.

15

14

Владислав М.

14

15

Егор С.

12

Среднее значение

14,6


Таблица 10

Результаты ответов родителей в контрольной группе (анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности)



Имя ребенка

Балл

1

Игорь Д.

13

2

Влада К.

13

3

Натали Б.

14

4

Илья Ч.

12

5

Амира Б.

12

6

Михаил Б.

15

7

Дмитрий М.

12

8

Лина А.

11

9

Катерина Ч.

15

10

Марина П.

13

11

Андрей Г.

13

12

Тигран А.

11

13

Шаген А.

11

14

Нарек П.

12

15

Даша П.

12

Среднее значение

12,6






Рис. 4 Уровень тревожности в экспериментальной и контрольной группах с точки зрения родителей

Итак, посмотрев результаты таблиц 9,10 и рис. 4 можно сделать вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень тревожности имеют 27% дошкольников с ДЦП (4 человека), в контрольной дошкольники с высоким уровнем тревожности отсутствуют. Также в экспериментальной группе средний уровень тревожности имеют 73% дошкольников с ДЦП (11 человек), в контрольной группе средний уровень тревожности имеют 100% дошкольников (15 человек). Дошкольники с низким уровнем тревожности в обеих группах отсутствуют.

Проанализировав результаты всех использованных четырех методик, можно сделать вывод, что большая половина дошкольников с ДЦП испытывает повышенный уровень тревожности, у них присутствует скованность и эмоциональное напряжение и присутствует большое количество страхов.

Установлено, что практически у всех детей возникают трудности при выполнении заданий в процессе диагностики. Это сопровождается сильным беспокойством, неудовлетворенностью, чувством изоляции и другими признаками эмоциональной нестабильности. Дети боятся сделать что-то неправильно. Дошкольники с ДЦП могут показывать свое недовольство, играя со сверстниками, гуляя на улице, могут смотреть на окружающих со злостью. Однако такое поведение не приводит к успеху, а наоборот усугубляет конфликт, усиливает беспомощность и страх.

Как видно, результаты  четырех методик очень похожи и не зависят от того, кто проводит диагностику. Для дошкольников с ДЦП характерны следующие негативные эмоциональные состояния: повышенная тревожность, страх, эмоциональная неустойчивость. Это говорит о необходимости последующей работы по коррекции нарушений эмоционального состояния изучаемых детей.

Чтобы проверить и подтвердить эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии, был осуществлен формирующий этап эксперимента.


2.3 Организация занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии
Первичные диагностические данные продемонстрировали, что у дошкольников с ДЦП есть нарушения в эмоциональной сфере. У детей повышенный уровень тревожности, наличие страхов. Они испытывают беспокойство и напряжены. Это создает трудности в общении дошкольников с ДЦП между собой, с близкими и сверстниками, поэтому необходима дополнительная организация занятий по развитию их эмоциональной сферы. Цель программы:  создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, страхов и эмоционального напряжения у дошкольников с ДЦП путем  коррекции методами арт-терапии.

Задачи программы:

1. Осознание и описание с помощью методов арт-терапии страхов, эмоционального напряжения и беспокойства детей с ДЦП;

2. Формирование у детей чувства сочувствия и толерантности к эмоциональному состоянию других людей;

3. Применение различных методов и приемов арт-терапии в процессе корректирующей работы с детьми;

4. Научить детей сохранять внутреннюю эмоциональную стабильность и эмоционально расслабляться.

Теоретической основой программы является деятельностный подход, разработанный в трудах А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др.

При составлении данной программы, были использованы практические материалы следующих авторов: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,  Т.Ф. Казакова, М. В. Киселева, Л.Д. Лебедева, О.В. Хухлаева, М.И. Чистякова и др.

Программа состоит из 10 специально организованных корректирующих занятий, составленных с учетом уровня развития, возраста и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводились в течение месяца (2 раза в неделю) по графику, с использованием игровых приемов и приемов в сочетании с рисуночной терапией, сказочной терапией, музыкальной терапией, а также с использованием упражнений на релаксацию.

Время проведения занятий соответствовало программным требованиям для детей дошкольного возраста с ДЦП.

Принципами, составляющими основу программы, являются следующие:

1. Принцип принятия ребенка;

2. Принцип учета индивидуально-личностных особенностей ребенка;

3. Принцип взаимодополнения дефекта: состав коррекционной группы не должен быть однородным (должны быть включены дети с разным характером психологических сложностей), так как в процессе занятий дети компенсируют проблемы друг друга.


Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижение количества страхов;

- улучшение взаимоотношений ребенок - ребёнок.

Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.

Первый этап - установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

Цель первого этапа: Познакомить детей друг с другом, чтобы создать позитивную атмосферу в коллективе во время работы, познакомит детей с применяемыми методами работы.

Второй этап - этап объективации ситуаций и эмоциональных переживаний. На данном этапе большое внимание уделяется отдельным исследованиям в виде рисуночной терапии в сочетании с другими методами.

Цель второго этапа: создание предпосылок для преодоления тревог и страхов.

Поскольку ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, было решено включить упражнения на расслабление, тонизирующую физкультуру и дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка до и после начала психокоррекционного занятия.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок – развлекательные (контактные) – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность корректирующей работы. Проверка проводится с использованием всех диагностических материалов, описанных ранее выше. Результаты записываются и сравниваются на психологических картах.

Структура занятия  включает в себя следующие элементы:

- Приветствие (позволяет снизить напряженную атмосферу между детьми,сплотить их, познакомить, изучить друг-друга, построить доверительные отношения в коллективе).

- Разминка (способствует поднятию настроения детей, позволяет немногоразмять мышцы).

- Основные занятия (задаются задачи по решению целого ряда упражнений и приемов. Последовательность предполагает изменение активности, изменение психофизического состояния ребенка: от подвижности до спокойствия, от интеллектуальной до техники расслабления).


- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

- Ритуал прощания ( на данном этапе мы прощаемся с детьми и, как правило, делимся впечатлениями о занятиях).

Кроме того, в программу включена методика «Пальцем окрашивания тест» Тематический план занятий представлен в таблице 11.

Таблица 11

Учебно-тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии




Цель

Стимульный материал

1.

Знакомство

краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

2.

Помочь детям почувствовать себя спокойнее, расслабиться.

краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

3.

Помочь детям в принятии себя с помощью сказкотерапии.


краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

4.

Помочь детям стать более открытыми, снизить уровень тревоги и разобраться с детскими страхами.

краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

5.

Помочь детям почувствовать себя спокойнее, расслабиться. Создать хорошее настроение, установить доверительные отношения.


краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

6.

Создание хорошего настроения, расслабление

краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

7.

Отследить изменения в эмоциональной сфере детей с ДЦП с помощью арт-терапии.

краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

8.

Закрепить у детей понятие о радости, для получения позитивных эмоций, а также для отслеживания, какие цвета в этот раз выберут дети.


краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

9.

Закрепить у детей понятие о злости, а также для отслеживания, какие цвета в этот раз выберут дети.


краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4

10.

Отследить изменения рисунков детей после проведения коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы детей с помощью арт-терапии


краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода

Бумага формата А4