Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 9
Результаты ответов родителей в экспериментальной группе (анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности)
№ | Имя ребенка | Балл |
1 | Илья М. | 15 |
2 | Мария С. | 16 |
3 | Павел М. | 15 |
4 | Станислав Б. | 15 |
5 | Севастьян Д. | 16 |
6 | Влад М. | 13 |
7 | Татьяна Л. | 17 |
8 | Мария А. | 15 |
9 | Даниил А. | 12 |
10 | Арина М. | 15 |
11 | Елена З. | 13 |
12 | Анна М. | 16 |
13 | Андрей О. | 15 |
14 | Владислав М. | 14 |
15 | Егор С. | 12 |
Среднее значение | 14,6 |
Таблица 10
Результаты ответов родителей в контрольной группе (анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности)
№ | Имя ребенка | Балл |
1 | Игорь Д. | 13 |
2 | Влада К. | 13 |
3 | Натали Б. | 14 |
4 | Илья Ч. | 12 |
5 | Амира Б. | 12 |
6 | Михаил Б. | 15 |
7 | Дмитрий М. | 12 |
8 | Лина А. | 11 |
9 | Катерина Ч. | 15 |
10 | Марина П. | 13 |
11 | Андрей Г. | 13 |
12 | Тигран А. | 11 |
13 | Шаген А. | 11 |
14 | Нарек П. | 12 |
15 | Даша П. | 12 |
Среднее значение | 12,6 |
Рис. 4 Уровень тревожности в экспериментальной и контрольной группах с точки зрения родителей
Итак, посмотрев результаты таблиц 9,10 и рис. 4 можно сделать вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень тревожности имеют 27% дошкольников с ДЦП (4 человека), в контрольной дошкольники с высоким уровнем тревожности отсутствуют. Также в экспериментальной группе средний уровень тревожности имеют 73% дошкольников с ДЦП (11 человек), в контрольной группе средний уровень тревожности имеют 100% дошкольников (15 человек). Дошкольники с низким уровнем тревожности в обеих группах отсутствуют.
Проанализировав результаты всех использованных четырех методик, можно сделать вывод, что большая половина дошкольников с ДЦП испытывает повышенный уровень тревожности, у них присутствует скованность и эмоциональное напряжение и присутствует большое количество страхов.
Установлено, что практически у всех детей возникают трудности при выполнении заданий в процессе диагностики. Это сопровождается сильным беспокойством, неудовлетворенностью, чувством изоляции и другими признаками эмоциональной нестабильности. Дети боятся сделать что-то неправильно. Дошкольники с ДЦП могут показывать свое недовольство, играя со сверстниками, гуляя на улице, могут смотреть на окружающих со злостью. Однако такое поведение не приводит к успеху, а наоборот усугубляет конфликт, усиливает беспомощность и страх.
Как видно, результаты четырех методик очень похожи и не зависят от того, кто проводит диагностику. Для дошкольников с ДЦП характерны следующие негативные эмоциональные состояния: повышенная тревожность, страх, эмоциональная неустойчивость. Это говорит о необходимости последующей работы по коррекции нарушений эмоционального состояния изучаемых детей.
Чтобы проверить и подтвердить эффективность разработанной нами коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии, был осуществлен формирующий этап эксперимента.
2.3 Организация занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии
Первичные диагностические данные продемонстрировали, что у дошкольников с ДЦП есть нарушения в эмоциональной сфере. У детей повышенный уровень тревожности, наличие страхов. Они испытывают беспокойство и напряжены. Это создает трудности в общении дошкольников с ДЦП между собой, с близкими и сверстниками, поэтому необходима дополнительная организация занятий по развитию их эмоциональной сферы. Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, страхов и эмоционального напряжения у дошкольников с ДЦП путем коррекции методами арт-терапии.
Задачи программы:
1. Осознание и описание с помощью методов арт-терапии страхов, эмоционального напряжения и беспокойства детей с ДЦП;
2. Формирование у детей чувства сочувствия и толерантности к эмоциональному состоянию других людей;
3. Применение различных методов и приемов арт-терапии в процессе корректирующей работы с детьми;
4. Научить детей сохранять внутреннюю эмоциональную стабильность и эмоционально расслабляться.
Теоретической основой программы является деятельностный подход, разработанный в трудах А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др.
При составлении данной программы, были использованы практические материалы следующих авторов: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ф. Казакова, М. В. Киселева, Л.Д. Лебедева, О.В. Хухлаева, М.И. Чистякова и др.
Программа состоит из 10 специально организованных корректирующих занятий, составленных с учетом уровня развития, возраста и индивидуальных особенностей детей.
Занятия проводились в течение месяца (2 раза в неделю) по графику, с использованием игровых приемов и приемов в сочетании с рисуночной терапией, сказочной терапией, музыкальной терапией, а также с использованием упражнений на релаксацию.
Время проведения занятий соответствовало программным требованиям для детей дошкольного возраста с ДЦП.
Принципами, составляющими основу программы, являются следующие:
1. Принцип принятия ребенка;
2. Принцип учета индивидуально-личностных особенностей ребенка;
3. Принцип взаимодополнения дефекта: состав коррекционной группы не должен быть однородным (должны быть включены дети с разным характером психологических сложностей), так как в процессе занятий дети компенсируют проблемы друг друга.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений ребенок - ребёнок.
Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.
Первый этап - установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Цель первого этапа: Познакомить детей друг с другом, чтобы создать позитивную атмосферу в коллективе во время работы, познакомит детей с применяемыми методами работы.
Второй этап - этап объективации ситуаций и эмоциональных переживаний. На данном этапе большое внимание уделяется отдельным исследованиям в виде рисуночной терапии в сочетании с другими методами.
Цель второго этапа: создание предпосылок для преодоления тревог и страхов.
Поскольку ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, было решено включить упражнения на расслабление, тонизирующую физкультуру и дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка до и после начала психокоррекционного занятия.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные (контактные) – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность корректирующей работы. Проверка проводится с использованием всех диагностических материалов, описанных ранее выше. Результаты записываются и сравниваются на психологических картах.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
- Приветствие (позволяет снизить напряженную атмосферу между детьми,сплотить их, познакомить, изучить друг-друга, построить доверительные отношения в коллективе).
- Разминка (способствует поднятию настроения детей, позволяет немногоразмять мышцы).
- Основные занятия (задаются задачи по решению целого ряда упражнений и приемов. Последовательность предполагает изменение активности, изменение психофизического состояния ребенка: от подвижности до спокойствия, от интеллектуальной до техники расслабления).
- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
- Ритуал прощания ( на данном этапе мы прощаемся с детьми и, как правило, делимся впечатлениями о занятиях).
Кроме того, в программу включена методика «Пальцем окрашивания тест» Тематический план занятий представлен в таблице 11.
Таблица 11
Учебно-тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии
№ | Цель | Стимульный материал |
1. | Знакомство | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
2. | Помочь детям почувствовать себя спокойнее, расслабиться. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
3. | Помочь детям в принятии себя с помощью сказкотерапии. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
4. | Помочь детям стать более открытыми, снизить уровень тревоги и разобраться с детскими страхами. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
5. | Помочь детям почувствовать себя спокойнее, расслабиться. Создать хорошее настроение, установить доверительные отношения. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
6. | Создание хорошего настроения, расслабление | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
7. | Отследить изменения в эмоциональной сфере детей с ДЦП с помощью арт-терапии. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
8. | Закрепить у детей понятие о радости, для получения позитивных эмоций, а также для отслеживания, какие цвета в этот раз выберут дети. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
9. | Закрепить у детей понятие о злости, а также для отслеживания, какие цвета в этот раз выберут дети. | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |
10. | Отследить изменения рисунков детей после проведения коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы детей с помощью арт-терапии | краски, кисточки, стаканчик для чистки кистей, палитра, вода Бумага формата А4 |