Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коррекционная программа была направлена на помощь дошкольникам с ДЦП в развитии эмоциональной сферы посредством арт-терапии.
Благодаря арт-терапии, у детей может понизиться уровень тревожности, исчезнут некоторые страхи и беспокойство, они смогут с большей уверенностью общаться с окружающими их людьми и выражать свои эмоции, принятым в обществе образом.
На основании цели о развитии эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии была проведена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий. В ней присутствовали методы арт-терапии (рисуночная, музыкальная, сказочная) с добавлением игровой деятельности, «Пальцем окрашивания тест», упражнения на релаксацию. Занятия проводились по 20-30 минут.
Начало занятий было посвящено установлению контакта с дошкольниками с ДЦП, так как это влияет на возможность и эффективность проводимой коррекции. Виды деятельности периодически менялись во время заняиий во избежание утомляемости детей.
Подробное описание занятий будет представлено в приложении 5.
Можно отметить, что после окончания корректирующих работ дошкольники с ДЦП становятся более свободными от эмоционального напряжения, жесткости, становятся более уверенными. Родители отмечают положительные изменения в эмоциональном здоровье детей.
После корректирующей работы было проведено повторное изучение и произведен анализ коррекции эмоциональных расстройств дошкольников с ДЦП.
2.4 Анализ и интерпретация контрольно-оценочного этапа исследования
После окончания коррекционно-развивающей программы была проведена повторная оценка уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП в экспериментальной и контрольной группах.
В таблице 12, 13 и на рисунке 5 отражены результаты участников исследования из экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 12
Динамика результатов экспериментальной группы по тесту Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
№ п/п | Имя ребенка | % тревожности | |
До коррекции | После коррекции | ||
1 | Илья М. | 58 | 52 |
2 | Мария С. | 58 | 52 |
3 | Павел М. | 58 | 50 |
4 | Станислав Б. | 64 | 58 |
5 | Севастьян Д. | 57 | 50 |
6 | Влад М. | 58 | 50 |
7 | Татьяна Л. | 72 | 68 |
8 | Мария А. | 58 | 50 |
9 | Даниил А. | 50 | 50 |
10 | Арина М. | 35 | 35 |
11 | Елена З. | 58 | 58 |
12 | Анна М. | 50 | 35 |
13 | Андрей О. | 50 | 50 |
14 | Владислав В. | 58 | 50 |
15 | Егор С. | 60 | 50 |
ср. значение тревожности | 56,3 | 50,5 |
Таблица 13
Динамика результатов контрольной группы по тесту Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
№ п/п | Имя ребенка | % тревожности | |
До коррекции | После коррекции | ||
1 | Игорь Д. | 48 | 48 |
2 | Влада К. | 52 | 52 |
3 | Натали Б. | 50 | 50 |
4 | Илья Ч. | 58 | 58 |
5 | Амира Б. | 44 | 44 |
6 | Михаил Б. | 50 | 50 |
7 | Дмитрий М. | 49 | 49 |
8 | Лина А. | 50 | 50 |
9 | Катерина Ч. | 50 | 50 |
10 | Марина П. | 48 | 48 |
11 | Андрей Г. | 29 | 29 |
12 | Тигран А. | 35 | 35 |
13 | Шаген А. | 50 | 50 |
14 | Нарек П. | 50 | 50 |
15 | Даша П. | 50 | 50 |
Среднее значение тревожности | 47,5 | 47,5 |
Рис.5 Уровень тревожности обеих групп до и после коррекции в процентах (тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
По результатам, которые отражены выше, у дошкольников с ДЦП экспериментальной группы отмечается положительная динамика в развитии эмоциональной сферы. Уровень тревожности у всей группы после коррекции снизился на 5,8%.
В процессе реализации программы высокий уровень тревожности дошкольников был сокращен на 45%, за счет увеличения среднего уровня на 45%. Многие дети стали менее тревожны и беспокойны. Им стало проще находить контакт друг с другом, соответственно, улучшились навыки коммуникации.
Теперь рассмотрим результаты исследования психологического состояния до и после коррекции у детей дошкольного возраста по графической методике «Кактус» М.А. Панфиловой. Были использованы те же параметры для интерпретации детских рисунков, по которым мы определяли степень негативных эмоциональных состояний, что при первичном исследовании.
Для анализа результатов по данной методике обратимся к таблице 14,15 и рисунку 6.
Таблица 14
Количество негативных факторов по графической методике «Кактус» до и после коррекции в экспериментальной группе
№ | Имя ребёнка | До коррекции | После коррекции | ||
1 | Илья М. | 5 | 5 | ||
2 | Мария С. | 5 | 4 | ||
3 | Павел М. | 5 | 5 | ||
4 | Станислав Б. | 6 | 4 | ||
5 | Севастьян Д. | 4 | 4 | ||
6 | Влад М. | 4 | 3 | ||
7 | Татьяна Л. | 5 | 4 | ||
8 | Мария А. | 4 | 4 | ||
9 | Даниил А. | 5 | 5 | ||
10 | Арина М. | 4 | 3 | ||
11 | Елена З. | 5 | 4 | ||
12 | Анна М. | 4 | 4 | ||
13 | Андрей О. | 5 | 4 | ||
14 | Владислав В. | 6 | 6 | ||
15 | Егор С. | 4 | 3 | ||
ср. значение | 4,7 | 4,1 |
Таблица 15
Количество негативных факторов по графической методике
«Кактус» до и после коррекции в контрольной группе
№ | Имя ребенка | До коррекции | После коррекции |
1 | Игорь Д. | 5 | 5 |
2 | Влада К. | 5 | 5 |
3 | Натали Б. | 5 | 5 |
4 | Илья Ч. | 6 | 6 |
5 | Амира Б. | 3 | 3 |
6 | Михаил Б. | 3 | 3 |
7 | Дмитрий М. | 5 | 5 |
8 | Лина А. | 3 | 3 |
9 | Катерина Ч. | 5 | 5 |
10 | Марина П. | 2 | 2 |
11 | Андрей Г. | 5 | 5 |
12 | Тигран А. | 4 | 4 |
13 | Шаген А. | 3 | 3 |
14 | Нарек П. | 6 | 6 |
15 | Даша П. | 5 | 5 |
Ср.значение | 4,3 | 4,3 |
Рис.6 Динамика негативных факторов в обеих группах до и после коррекции по графической методике «Кактус» М.А. Панфиловой
По результатам, которые определены выше, у дошкольников с ДЦП наблюдается положительная динамика по снижению уровня тревожности, агрессии, повысился оптимизм, уверенность в себе.
При сравнении рисунков детей до и после начала корректирующих работ следует отметить, что чем увереннее становятся линии изображения, тем мягче выбор цвета. Кактусы стали менее сердитыми и красочными.
Во время рисования также изменилось поведение детей. Можно сказать, что у детей развивается динамика доверия к окружающим.
Если смотреть на рисунки детей в определенном порядке, можно увидеть снижение их тревоги и в целом улучшение состояния эмоционального фона.
В начале занятий, когда проводились упражнения из разработанной коррекционно-развивающей программы, дети испытывали некоторую жесткость и стеснение в своем поведении, использовали неудобные цвета. Это говорит о том, что поначалу дети активно избавляются от негативных переживаний.
Когда работа по коррекции эмоционалной сферы дошкольников с ДЦП завершилась, стали видны изменения рисунков детей в лучшую сторону. Они начали обладать яркими цветами, снизилась сила нажима на карандаш во время рисования.
Далее рассмотрим результаты исследования эмоционального состояния до и после коррекции у дошкольников с ДЦП по методике «Страхи в домиках» (таблица 16,17 и рисунок 7).
Таблица 16
Динамика результатов экспериментальной группы по тесту «Страхи в домиках»
№ п/п | имя ребенка | факторы в баллах | общее кол-во баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
3;25; 27;28 | 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13 | 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | ||||||
До | После | |||||||||||
1 | Илья М. | 2-2 | 4-2 | 1-1 | 0-0 | 2-2 | 2-2 | 2-2 | 13 | 11 | ||
2 | Мария С. | 2-2 | 4-2 | 2-2 | 1-1 | 2-0 | 2-1 | 2-1 | 15 | 9 | ||
3 | Павел М. | 2 -2 | 3-3 | 2-2 | 0-0 | 2-2 | 2-1 | 2-2 | 13 | 12 | ||
4 | Станислав Б. | 3-3 | 6-5 | 2-2 | 1-1 | 2-2 | 2-2 | 2-2 | 18 | 17 | ||
5 | Севастьян Д. | 4-2 | 2-2 | 1-1 | 0-0 | 0-0 | 3-3 | 0-0 | 10 | 8 | ||
6 | Влад М. | 1-1 | 3-3 | 1-0 | 1-0 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 10 | 8 | ||
7 | Татьяна Л. | 3-2 | 3-2 | 2-1 | 0-0 | 2-2 | 1-1 | 2-2 | 13 | 10 | ||
8 | Мария А. | 1-1 | 5-4 | 1-1 | 0-0 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 10 | 9 | ||
9 | Даниил А. | 1-1 | 4-3 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 0-0 | 9 | 8 | ||
10 | Арина М. | 1-1 | 5-5 | 2-1 | 2-1 | 2-1 | 1-1 | 2-1 | 15 | 11 | ||
11 | Елена З. | 2-1 | 3-2 | 2-2 | 2-2 | 0-0 | 0-0 | 1-1 | 10 | 8 | ||
12 | Анна М. | 2-1 | 5-4 | 2-2 | 1-1 | 2-1 | 1-1 | 1-0 | 14 | 10 | ||
13 | Андрей О. | 3-1 | 4-4 | 0-0 | 2-1 | 1-0 | 1-1 | 2-1 | 13 | 8 | ||
14 | Владислав В. | 2-2 | 6-4 | 2-1 | 1-1 | 1-1 | 2-1 | 2-2 | 16 | 12 | ||
15 | Егор С. | 1-1 | 4-2 | 2-1 | 1-1 | 2-1 | 2-1 | 1-1 | 13 | 8 | ||
Ср. значение | | | | | | | | 11,4 | 9,9 |