Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 17
Динамика результатов контрольной группы по тесту «Страхи в домиках»
№ п/п | имя ребенка | факторы в баллах | общее кол-во баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
3;25; 27;28 | 2;15; 16;21; 22;23; 26;29; | 4;5 | 9;14 | 11; 12; 13 | 1;6; 7;8; 10; | 17;18; 19;20; 24 | ||||||
До | После | |||||||||||
1 | Игорь Д. | 2-2 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 2-2 | 3-3 | 1-1 | 12 | 12 | ||
2 | Влада К. | 1-1 | 6-6 | 2-2 | 1-1 | 0-0 | 1-1 | 1-1 | 12 | 12 | ||
3 | Натали Б. | 2 -2 | 3-3 | 2-2 | 2-2 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 13 | 13 | ||
4 | Илья Ч. | 2-2 | 3-3 | 2-2 | 2-2 | 2-2 | 3-3 | 2-2 | 16 | 16 | ||
5 | Амира Б. | 2-2 | 4-4 | 1-1 | 2-2 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 13 | 13 | ||
6 | Михаил Б. | 2-2 | 4-4 | 1-1 | 0-0 | 2-2 | 2-2 | 2-2 | 13 | 13 | ||
7 | Дмитрий М. | 2-2 | 4-4 | 2-2 | 1-1 | 0-0 | 2-2 | 2-2 | 15 | 15 | ||
8 | Лина А. | 4-4 | 2-2 | 1-1 | 0-0 | 2-2 | 2-2 | 0-0 | 9 | 9 | ||
9 | Катерина Ч. | 1-1 | 3-3 | 1-1 | 1-1 | 0-0 | 1-1 | 1-1 | 10 | 10 | ||
10 | Марина П. | 1-1 | 6-6 | 2-2 | 1-1 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 12 | 12 | ||
11 | Андрей Г. | 3-3 | 1-1 | 2-2 | 0-0 | 2-2 | 2-2 | 0-0 | 10 | 10 | ||
12 | Тигран А. | 1-1 | 4-4 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 2-2 | 1-1 | 13 | 13 | ||
13 | Шаген А. | 1-1 | 4-4 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 0-0 | 9 | 9 | ||
14 | Нарек П. | 2-2 | 4-4 | 1-1 | 2-2 | 2-2 | 1-1 | 1-1 | 13 | 13 | ||
15 | Даша П. | 1-1 | 3-3 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 1-1 | 2-2 | 10 | 10 | ||
Ср. значение | | | | | | | | 10,5 | 10,5 |
Рис.7 Уровень страхов в обеих группах до и после коррекции («Страхи в домиках»)
По результатам, которые отражены выше, у дошкольников с ДЦП экспериментальной группы отмечается полложительная динамика по снижению уровней страхов.
Среднестатистическое значение количества страхов экспериментальной группы до проведения коррекционно-развивающей программы было 11,4, после проведения программы стало 9,9. Произошло снижеие количества страхов на 1,5. Кроме того, до проведения коррекционной программы в экспериментальной группы 33% (5 детей) имели высокий уровень страхов и 77% (10 детей) средний. После проведения программы высокий уровень страхов был замечен у 6,6% (1 ребенка), остальные дети имеют средний уровень страхов 93,4%.
Можно сделать вывод, что высокий уровень страхов после проведения коррекционно-развивающей программы для дошкольников с ДЦП по развитию эмоциональной сферы посредством арт-терапии снизился на 26,4%.
Таким образом, сравнивая результаты первичного и окончательного исследования, можно сделать вывод, что после корректирующего исследования уровень тревоги у многих дошкольников с ДЦП в экспериментальной группе снизился с высокого до среднего.
Естественно, дети до конца не избавились от негативных эмоциональных проявлений. На наш взгляд, результаты можно улучшить, продолжая заниматься с детьми по данной программе, так как время на выполнение корректирующих работ было ограничено.
Положительные изменения в эмоциональном состоянии дошкольников с ДЦП отмечают родители, аргументируя это тем, что дети стали менее скованы, обеспокоены, снизилось наличие страхов, стали более уверены в себе.
Нами были определены варианты, как можно скорректировать эмоциональную сферу дошкольников с ДЦП. Использовав данную программу в работе с детьми, у которых есть проблемы с эмоциональным состоянием, можно добиться позитивных результатов.
Длительность такой работы, которую в Центре Натальи Пыхтиной проводит педагог-психолог, зависит от конкретной жизненной ситуации и индивидуальных особенностей детей.
Это исследование недостаточно обширное и глубокое из-за кратковременных экспериментальных исследований по рассматриваемой теме, но все же может значительно помочь психологам и педагогам в восстановлении эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП.
Выводы по 2 главе:
1. На оргинизационном этапе было отобрано 30 дошкольников с ДЦП (5-6 лет), посещающих Центр Натальи Пыхтиной, которых разделили на экспериментальную и контрольную группы по 15 детей в каждой. Для исследования уровней тревожности, агрессивности, страха и беспокойства, нами были использованы методики: тест на выявление тревожности (Амен, Тэммл, Дорки); графическая методика «Кактус»; тест «Страхи в домиках»; анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности.
2. На констатирующем этапе были реализованы вышеописанные методики в обеих группах. Был выявлен высокий и средний уровни тревожности, агрессивности, страхов, беспокойства у дошкольников с ДЦП, который преобладал у экспериментальной группы. Низкий уровень в обеих группах отсутствовал. Уровень эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП одинаково оценивается как в ходе собственного обследования детей, так и с точки зрения их родителей.
3. Формирующий этап был направлен на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП экспериментальной группы с помощью арт-терапии. Для этого с ними была реализована коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий. Дошкольники с ДЦП из контрольной группы в это время были задействованы в других реабилитационных занятиях, не связанных с развитие эмоциональной сферы.
4. На контрольном этапе была обнаружена положительная динамика в экспериментальной группе. В контрольной группе изменений не выявлено. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента доказывают эффективность проведенной коррекционной программы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника с ДЦП показал, что эмоциональная сфера - это набор личностных качеств, она является регулятором отношений индивида с внешним миром, выполняет защитную функцию, может информировать окружающих о состоянии человека. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата более восприимчивы к критике окружающих, они склонны принимать все близко к сердцу из-за проблем в социальной сфере, что влияет на их эмоциональную сферу. С помощью арт-терапии можно добиться гармонизации и формирования эмоциональной сферы дошкольника с ДЦП, через влияние искусства можно научиться прислушиваться к самому себе и к собственным эмоциям.
Основываясь на диагнозе детей, в данной работе был разработан и внедрен комплекс решений, направленных на психологическое развитие эмоциональной среды у диагностируемой группы детей при помощи методов арт-терапии. Было модифицировано 4 методики на выявление уровней тревожности, страхов, беспокойства.
На констатирующем этапе дошкольники с ДЦП были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Был выявлен высокий и средний уровни тревожности, агрессивности, страхов, беспокойства у дошкольников с ДЦП, который преобладал у экспериментальной группы. Низкий уровень в обеих группах отсутствовал. Уровень эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП одинаково оценивается как в ходе собственного обследования детей, так и с точки зрения их родителей.
На формирующем этапе были проведены 10 занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП экспериментальной группы. В программе была применена технология арт-терапии с элементами игровой деятельности. Дошкольники с ДЦП из контрольной группы в это время были задействованы в других реабилитационных занятиях, не связанных с развитие эмоциональной сферы.
После осуществления коррекционной программы была проведена вторая диагностика, которая показала положительную динамику у дошкольников с ДЦП в экспериментальной группе. У детей контрольной группы изменений не выявлено.
Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы, а гипотеза исследования (специально разработанная коррекционная программа для дошкольников с ДЦП поможет снизить завышенный уровень тревожности детей, наладить эмоциональный фон, поможет постепенно избавится от беспокойства, различных страхов, агрессии и эмоциональной напряженности)
была успешно доказана на практике.
Список использованных источников
1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.
2. Арт-терапия в психологическом консультировании. Психодиагностика в арт-терапии. Искусствотерапия. Практикум по сказкотерапии (комплект из 4 книг) / М.В. Киселева и др. - М.: Речь, 2014. - 737 c.
3. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. - 2012 - №1 - С. 27.
4. Блинова Ю.Л. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодальных арт-технологий // Педагогическое образование в России. – 2016. - № 1. – С. 144-148.
5. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей. Монография. М.: Издательство МПГУ, 2014. – 168 с.
6. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. –М.: - 2014. – 181 с.
7. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. – 404 с.
8. Волкова Е.О. О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание, - 2005. - № 10. – 27 с.
9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
10. Выготский Л.С. развитие личности и мировоззрения ребенка. // Психология личности. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.
11. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии – 2012. - №2. – 20-24 с.
12. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.
13. Ежкова Н.С. Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 5 (110). – 18-21 с.
14. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста: дис. … д-ра пед. наук - М., 2009. - 361 с.
15. Емельянова Е.Л., Давтян Е.Ю., Спирина Ю.В., Васюкова Ю.А. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015- 24-28 с.
16. Запорожец A. B. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - № 3. - С. 29–33.
17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007. 320 с.
18. Ибахаджиева С. А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – 21-25 с.
19. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и ее использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. – 30-33 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2008. - 782с.
21. Казакова T.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1995. - 324 с.
22. Капитоненко Н. В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: дис. … канд. психол. наук / Н. В. Капитоненко. - М., 2009. - 206 с.
23. Киселева Н.М. ИЗОтерапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов Сборник материалов III Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. - 63 с.