Файл: 3 Тьюторское сопровождение вопросов профилактики. Практическая (самостоятельная) работа 1 по теме 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.4. Тьюторское сопровождение вопросов профилактики. Практическая (самостоятельная) работа № 1 по теме 3.4.
Содержание данной практической работы предполагает выполнение следующих шагов:
Шаг 1. Ознакомьтесь с предлагаемыми подходами к сбору информации Аналитическим центром о лучших практиках воспитательной и профилактической работы с обучающимися и предложенной моделью выявления лучших практик, реализуемых в муниципальных образованиях и образовательных организациях региона. Шаг 2. Кратко опишите существующие в муниципалитете способы выявления и распространения лучших практик, в том числе в сфере воспитания и профилактики отклоняющегося поведения обучающихся. Шаг 3. Проанализируйте применимость предложенной модели к вашему муниципальному образованию: • возможные проблемы; • предполагаемый результат; • перспективы развития. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Указания по оцениванию | Оценивание |
В работе представлено описание существующих в муниципалитете способов выявления и распространения лучших практик, в том числе в сфере воспитания и профилактики отклоняющегося поведения обучающихся. Выполнен анализ применимости предложенной модели к муниципальному образованию; указаны возможные проблемы, предполагаемый результат, перспективы развития | Зачтено |
В работе не представлено описание существующих в муниципалитете способов выявления и распространения лучших практик в сфере воспитания и профилактики отклоняющегося поведения обучающихся. ИЛИ Не выполнен анализ применимости предложенной модели к муниципальному образованию; не указаны возможные проблемы, предполагаемый результат, перспективы развития | Не зачтено |
Под лучшей практикой/моделью воспитательной и профилактической работы понимается оформленный опыт управленческой и/или педагогической деятельности, обеспечивающий эффективное развитие, положительную динамику и стабильность результатов в сфере профилактики деструктивного поведения обучающихся.
Успешная педагогическая практика – сочетание высокой результативности, возможности тиражирования, элементов творческого поиска, оригинальности и новизны воспитательной деятельности за счёт усовершенствования и оптимизации применяемых педагогических средств, то есть педагог обеспечивает достижение высоких результатов за счёт усовершенствования имеющихся средств и условий оптимальной организации воспитательного процесса.
Успешная практика может быть представлена в различных формах: целостная система воспитательной работы, модель комплексной профилактической работы или по какой-то отдельной проблеме, апробированная программа, реализованный проект, отдельная технология, методика и т.д.
Источниками информации о лучших практиках и моделях воспитательной и профилактической работы могут быть:
-
федеральные/региональные/муниципальные конкурсы программ и технологий воспитательной и профилактической работы с обучающимися; -
муниципальные и региональные банки передового педагогического опыта; -
отчёты о работе и другие материалы федеральных и региональных инновационных площадок, площадок передового педагогического опыта; -
конкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических инноваций, конференции, семинары, другие формы педагогического общения; -
результаты анализа и мониторинга профилактической работы как отдельных специалистов по воспитательной работе, так и в целом ОО, МО; -
информация руководителей образовательных учреждений о специалистах, руководителей органов управления в сфере образования об образовательных организациях, работающих в инновационном режиме; -
заявление самого автора, предъявляющего свой опыт, педагогические достижения, новации, отдельные приемы педагогической деятельности, дающие более эффективные в сравнении с традиционными результатами профилактической работы, подкрепленные мнением коллег и специалистов системы профилактики.
Выявлению лучших практик на уровне региона (муниципалитета) содействуют региональный (муниципальный) тьютор. Алгоритм определения лучших моделей и практик на уровне региона можно представить в виде 3-х основных этапов (Рис.1).
На первом этапе (отборочный тур) образовательная организация оценивает на соответствие предъявляемым требованиям представленные автором (коллективом авторов) документы, отражающие реализуемую практику, и направляет муниципальному координатору.
На втором этапе (тур внутренней оценки) муниципальный координатор предаёт полученные материалы муниципальному тьютору для оценки. Муниципальный тьютор анализирует представленные образовательной организацией документы на соответствие предъявляемым требованиям по 3 основным аспектам.
На третьем этапе (тур внешней оценки) документы направляются на рецензирование в организации, осуществляющие научно-методическое сопровождение системы образования (институты развития образования, вузы, профильные методические и аналитические центры регионального уровня и т.п.). Желательно, чтобы внешняя оценка включала в себя не только рецензирование, но и публичную защиту предлагаемой практики или модели.
Т
Лучшие практики и модели воспитательной и профилактической работы могут отражать опыт не только образовательной организации, но и систему работы в данном направлении муниципального образования/региона, тогда первый и второй этап определения лучших моделей и практик объединяются. При этом тур внешней оценки лучшей модели или практики регионального уровня должен реализовываться на федеральном / межрегиональном уровне.
акая защита может быть организована в рамках региональных конкурсов, представления опыта работы инновационных площадок, при проведении фестивалей инновационных идей, научно-практических конференций, семинаров, методических лабораторий регионального уровня.
Высокая эффективность и устойчивость результатов может быть гарантирована только при соответствии представляемой модели и практики ряду взаимосвязанных требований или критериев (Рис.2). Основными критериями для оценки предлагаются:
- методологическая обоснованность (обоснованность практики с точки зрения научных теорий и концепций, результатов научных исследований в данной области, научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение¸ описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники);
- степень проработанности (описание проблемной ситуации, целей и задач, на решение которых направлена практика; описание целевой аудитории, её социально-психологических особенностей; обозначение сроков, этапов и алгоритма реализации практики; описание мероприятий, планов, занятий и т.д.; ресурсов, которые необходимы для эффективной реализации практики; требований к материально-технической оснащенности организации для реализации практики; требований к информационной обеспеченности организации для реализации практики);
- возможность распространения (полученные результаты значимы для иных образовательных организаций, органов системы профилактики; возможна адаптация практики для применения в иных регионах; ресурсная доступность практики; описаны факторы, влияющие на достижение результатов программы, модели, технологии);
- практико-ориентированность (реалистичность целей, задач и сроков их достижения; технологичность и комплексность решения задач с помощью заявленных мероприятий; конкретность в формулировке планируемых результатов; наличие системы контроля за реализацией практики и эффективностью использования; полнота и конкретность сведений о практической апробации практики; обоснованность определения и точность представленности значимости результатов, подтверждающих эффективность реализации практики).
При отборе лучших практик и моделей, с точки зрения доказательства их эффективности рекомендуется опираться на «Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства» (разработан в рамках Проекта «Развитие СО НКО: доказательность социальных практик» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов). Стандарт доказательности практик в сфере детства – документ, предлагающий структуру описания практики (реализуемой в сфере детства) в соответствии с доказательным подходом, а также позволяющий оценить полноту и уровень доказательности сведений о степени достижения заявленных социальных результатов за счет реализации той или иной практик.
Гуманистические ценности в сфере детства, заявленные в данном Стандарте, раскрываются в особых требованиях к ситуации взаимодействия с ребенком и находят отражение в определенных этических принципах оценки практик с участием детей:
- не нанесение вреда/ анализ меры «неизбежного вреда»;
- конфиденциальность и ответственное обращение с информацией о ребенке;
- добровольность участия;
- ориентация на субъект – субъектное взаимодействие;
- безоценочная позиция взрослого в ситуации взаимодействия с ребенком.