Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом возможна оценка показателя путем его сравнения со значением соответствующего показателя, установленного экспертным путем в качестве индикативного показателя. При проведении анализа учитывается влияние на значения показателя полномочий органов местного самоуправления.

Утвержденная методика дает достаточно подробный инструментарий для выявления каждого показателя. Так, например, показателями, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, являются:

  • число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения;

  • доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

Эти показатели рассматриваются в совокупности с показателем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства, в том числе в расчете на одно малое предприятие муниципального образования и одного жителя муниципального образования, и характеризуют уровень развития малого предпринимательства и его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы, а также позволяют дать оценку эффективности и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправления, по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.

Для экспертной оценки наличия эффективности развития малого и среднего предпринимательства используется показатель расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства, в том числе в расчете на одно малое предприятие муниципального образования и одного жителя муниципального образования.

Показателями, по которым динамика роста свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере организации муниципального управления, являются:

а) удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью (процент числа опрошенных). Этот показатель характеризует удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, уровень его доверия к власти, в том числе к реализуемой в регионе социальной, экономической политике, а также степень открытости органов исполнительной власти субъектов РФ для населения;


б) доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе). Этот показатель позволяет оценить степень внедрения нового типа муниципальных учреждений—автономных учреждений, большая финансовая и организационная самостоятельность которых позволяет эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшение качества предоставляемых услуг;

в) доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования. Этот показатель характеризует усилия органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы.

Неэффективными расходами в сфере организации муниципального управления являются бюджетные средства, направленные на содержание органов местного самоуправления и превышающие установленные субъектом Российской Федерации для городских округов (муниципальных районов) нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.

Распоряжением Правительства РФ утверждены Методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Перечень показателей, используемых для установления размера грантов, определяется субъектом Российской Федерации

При предоставлении грантов следует оценивать значения показателей перечня для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденного Указом Президента РФ № 607 и предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1317.

Гранты выделяются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации. Целесообразно предоставление грантов отдельно для городских округов и муниципальных районов, поскольку они обладают разными полномочиями. При предоставлении грантов могут быть установлены дополнительные критерии определения размера гранта в зависимости от численности населения, уровня экономического развития и других параметров.



Гранты могут выделяться на основе соглашений между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленных на содействие достижению более высоких значений показателей эффективности их деятельности. Соглашения целесообразно заключать в том случае, если достижению более высоких значений показателей эффективности деятельности препятствуют объективные факторы,

которые могут быть устранены за счет софинансирования со стороны субъекта РФ. Соглашением предусматриваются конкретные обязательства органов местного самоуправления по улучшению показателей эффективности, а также программа мер, финансируемая за счет средств гранта. Соглашения заключаются на срок до 3 лет.

Порядок выделения грантов муниципальным образованиям, расположенным в границах субъекта РФ, утверждается нормативным правовым актом высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Сформированная на федеральном уровне нормативная правовая база оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов стала основой для аналогичного правового регулирования порядка оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Однако, отмечая безусловную перспективность принятых решений для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, нельзя не признать, что порядок оценки деятельности органов местного самоуправления в целом вызывает столь же большие сомнения, как показатели и методика оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

  1. Показатели эффективности деятельности государственного служащего

В современной России утверждается представление о государственном управлении как о профессиональной деятельности, которая требует не только общей и специальной эрудиции, чиновной лояльности и социалистического (капиталистического) мировоззрения, жизненного опыта и личного обаяния, но и профессиональных знаний. Сегодня нередки сетования на рост численности чиновников в России. Но представляется, что дело не в количестве государственных служащих, не в процентном соотношении их к общему числу занятых в экономике, а в том, в какой мере этот управленческий класс выполняет возложенные на него функции, довольно ли население качеством предоставляемых им услуг. Поэтому среди ценностей административной реформы в России заявлен переход к планированию, оценке и финансированию деятельности государственных органов непосредственно на основе количества и качества оказываемых государственных услуг.


В концепции реформы в рамках внедрения механизмов управления по результатам предусмотрена разработка ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти. В качестве методологической базы выбрана технология Perfomance Budgeting — бюджетирования, ориентированного на результат. Зафиксированы основные направления деятельности министерств и достигнутые и ожидаемые результаты, определены стратегические цели, задачи и показатели деятельности, достижение целей оценивается на основе разработанных критериев оценки конечных результатов. Выделяются конкретные показатели деятельности, соотнесенные с целями и задачами, с учетом прошедшего отчетного периода и планового (на трехлетний период). Хотя следует признать, что сами показатели носят преимущественно количественный характер.

Признавая незавершенность работы по разработке критериев эффективности органов управления, система управления и экспертное сообщество подошли, возможно, к куда более трудной для анализа проблеме — к разработке критериев эффективности деятельности государственного служащего. Сама постановка задач по разработке объективных критериев оценки эффективности профессиональной служебной деятельности, отражения целей и задач государственных органов в показателях результативности деятельности государственных служащих предопределяет необходимость поиска оптимальных критериев оценки управленческой деятельности.

В Федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прослеживается четкая тенденция оценки деятельности государственных гражданских служащих на основе показателей результативности. В связи с переходом к контрактной системе для государственных гражданских служащих устанавливаются показатели результативности, которые закрепляются в должностном регламенте. Кроме того, для некоторых государственных служащих возможно применение особых схем оплаты служебной деятельности в зависимости от показателей эффективности и результативности.

В Законе заложены два вида показателей результативности и эффективности деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели эффективности и результативности утверждаются Президентом РФ и Правительством РФ; специфические — правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций (ч. 17 ст. 50 ФЗ № 79)40.

Важно отметить заложенные в законодательстве принципы взаимосвязи показателей результативности и эффективности деятельности государственных органов с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.


Обобщенные показатели результативности государственного органа характеризуют эффективность деятельности органа исполнительной власти, они формируются субъектами бюджетного планирования в бюджетных докладах и являются ориентирами при определении показателей результативности для конкретных государственных служащих.

За основу берется взаимосвязь целей и задач органа власти, с одной стороны, и показателей результативности — с другой. При этом в идеале каждому показателю результативности должна быть однозначно противопоставлена определенная цель или задача субъекта бюджетного планирования, а также закреплено целевое значение показателя эффективности и результативности.

Таким образом, обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти должны характеризовать достижение целей и задач, общих для широкого круга субъектов бюджетного планирования; специфические показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти должны характеризовать достижение целей и задач, характерных для определенного субъекта бюджетного планирования.

Затем на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов в соответствии с законодательством должны быть разработаны показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Эту систему показателей можно разработать для каждой должности гражданской службы путем декомпозиции функций и полномочий государственного органа на уровень структурных подразделений и должностных обязанностей служащих.

Следовательно, согласно законодательству для государственных служащих устанавливаются также два типа показателей: обобщенные показатели и специфические показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности41.

Под обобщенными показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимают типовые показатели (процессов), общие для многих гражданских служащих: показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и т. д.

Под специфическими показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимают индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели (непосредственного результата и конечного эффекта), связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего: показатели, характеризующие определенный функционал гражданских служащих, связанный с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.