Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тельности государственного органа: финансовое обеспечение, организационные процессы, потребители государственных услуг, развитие персонала. Дальнейшее использование модели KPI позволяет конкретизировать ее в зависимости от категории и группы должностей государственной гражданской службы. Таким образом, использование методики BSC с распределением КР1-показателей дает возможность вычислять необходимый (прогнозируемый) уровень эффективности деятельности служащего, измеряя плановое целевое значение KPI. В целом использование методики построения системы сбалансированных показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности гражданских служащих предоставляет каждому государственному органу возможность увязать показатели результативности и эффективности работы сотрудников со стратегическими показате
лями результативности и эффективности государственного органа в целом.
Как показывает теоретический и практический опыт развитых стран в современный период, эффективность государственного управления является одной из приоритетных задач. Измерение этой эффективности — сложная и до конца не решенная задача для всех стран мира. Построение моделей оценки эффективности государственного управления характеризуется значительным разбросом используемых в мире методических подходов, принципов и систем измеряемых показателей. Данная ситуация объясняется сложностью моделируемых систем.
Современные концепции управления ориентированы на повышение подотчетности государственных органов обществу. При этом становится актуальной разработка механизмов для оценки деятельности государства. Государственная служба является центральным звеном системы государственного управления, так как именно она обеспечивает реализацию политики государства во всех сферах. Именно поэтому разработка коэффициентов объективной оценки эффективности государственной службы отвечает целям современного этапа реформирования. В отечественной практике существует ряд подходов к оценке эффективности деятельности региональных администраций и отдельных федеральных органов власти. В их основе лежит количественный анализ эмпирических данных. Российское законодательство имеет предпосылки для оценки эффективности системы государственной службы, но прикладные инструменты к настоящему времени не внедрены.
На повышение объективности оценки направлена методика, разработанная Министерством труда и социальной защиты РФ
45, ориентированная на оценку индивидуальной эффективности государственных служащих, в то время как методика для оценки эффективности системы государственной службы в целом отсутствует.
Свои методики оценки эффективности и результативности деятельности государственных служащих действуют в ряде федеральных органов власти, в частности в Федеральном казначействе: в качестве критерия для начисления премий государственным служащим учитывается достижение показателей и целевых индикаторов государственных программ. Здесь видна попытка создания системы эффективности, связывающей организационный и индивидуальный уровни46. Таким образом, создание объективной оценки эффективности государственной службы является открытой проблемой, для решения которой существуют как научно- теоретический задел, так и правовые предпосылки. В настоящее время в ряде исследований предложены показатели, характеризующие эффективность государственной службы с позиций ее внутреннего институционального развития и конечного социально-экономического эффекта от ее функционирования для общества и экономики47. Предложена методика определения общего коэффициента эффективности государственной службы, который призван обозначить ориентиры для дальнейшего реформирования государственной службы. Важным преимуществом предлагаемого общего коэффициента является простота и возможность расчета его значений для различных периодов.
Эффективность государственного управления требует многокритериальной оценки, касается проблемы количественного и качественного измерения уровня жизни различных слоев населения и качества предоставляемых государственных услуг. При оценке эффективности государственного управления возникает необходимость построения оптимальной модели эффективности государственного управления с выбором ключевых показателей, отражающих полную картину функционирования и развития государственных и общественных институтов. Основная проблема при создании работающей системы оценки эффективности государственного управления заключается в определении оптимальных значений указанных показателей и выстраивании механизмов их постоянного мониторинга, системы обратной связи с дальнейшей корректировкой исходных показателей. Часто система оценки эффективности государственного управления ограничивается оценкой качества работы органов государственной власти, и практически не используются инструменты для оценки степени воздействия достигнутых результатов органов власти на динамику социально-экономического развития страны. Кроме того, полученные в ходе оценки данные о достигнутых результатах, а также об эффективности работы органов государственной власти должны служить основой для управления изменениями в этой системе.
Совершенствование оценки эффективности — это комплексная проблема, решение которой тесно связано с необходимостью разработки объективных систем учета результатов и затрат государственных органов, а также показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности государственных служащих.
Анализ международных методик по измерению качества государственного управления показал, что до сих пор не сложилось методологии оценки качественных и количественных характеристик управления. Каждое исследование имеет свою специфику, это могут быть экспертные обследования, собеседования, контрольные перечни вопросов, а также фокус-группы и др. Международные организации в большей мере специализируются на экспертных опросах. Общим признаком указанных исследований является направленность на выявление субъективных мнений опрашиваемых, касающихся опыта граждан и представителей организаций по взаимодействию с государственными структурами, что существенно снижает практическую ценность методик.
В рамках исследований измерения уровня эффективности государственного управления необходимы не только проведение рейтинговых оценок, но и дальнейший анализ управленческих систем стран с выработкой рекомендаций по внедрению лучших практик для отдельных групп стран, схожих по ряду признаков (социально-экономических, политических и др.).
При разработке критериев и показателей эффективности государственного управления следует учитывать, что попытки создания системы универсальных критериев для оценки эффективности государственного управления разработчиками разных стран сопровождались рядом трудностей, что, по мнению специалистов, подтвердило невозможность создания в сложившихся условиях подобной единой системы критериев. Оценка возможных рисков, возникающих в системе отчетности органов государственной власти за результаты и эффективность их деятельности, является одним из неразработанных вопросов, нуждающихся в пристальном внимании. Так, существуют риски, связанные с необъективным отражением органами власти в докладах о результатах тех или иных показателей (подача недостоверных сведений), а также другие риски.
Итак, следует подчеркнуть, что система оценки эффективности государственного управления в России должна опираться на мировые тенденции с учетом результатов их апробации, а также социокультурных, политических, экономических, территориальных, правовых, исторических и иных особенностей развития страны. Для того чтобы определить направления повышения эффективности государственного управления либо осуществить их корректировку, необходимо выработать четкий научно-методологический инструментарий оценки эффективности системы государственного управления.
Представленный анализ объясняет относительность оценочных критериев эффективности, зависимость их прежде всего от типа политической системы, а также от конкретно-исторических условий, в которых она функционирует. Ценности, цели, концепции, принципы государственного управления, нормативная база системы управления, наконец, общественные потребности и интересы — все эти элементы критериев эффективности государственного управления представляют собой переменные, обусловленные общественно-государственным строем, политическим режимом и конкретной средой (исторической и природной), в которой живет данное политическое сообщество. В совокупности они составляют механизм реагирования поведения государства как сообщества людей на изменения внешней среды и внутреннего его состояния, систему контроля над внешними и внутренними процессами изменений. Чем шире сфера контроля, т. е. рационального влияния, тем выше эффективность управления. Но контроль, рациональное управление обществом и средой не может расширяться до бесконечности. Предел ему—естественная самоорганизация общества. Способность государственного субъекта сочетать целенаправленное воздействие на социум с реализацией его свойства к самоорганизации — один из универсальных показателей эффективности управления.
Оценка эффективности государственного управления в теоретическом аспекте есть процедура сравнения результатов тех или иных решений с критериальными признаками, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы. Данная процедура не что иное, как процесс выявления противоречий между субъективным и объективным факторами управления. Такие противоречия вполне естественны: невозможно полностью учесть в стратегических планах развития быстро меняющиеся тенденции, интересы и запросы современного общества. Решения фиксируют видимый на определенном отрезке времени результат, сочетая его с возможностями государства и общества. Упущенные возможности, неправильно распределенные ресурсы вызваны неверными изначальными посылами управляющей системы. Соответствие достигнутых результатов заявленным целям, общественным потребностям — главный результат эффективного управления. Он возможен только при отлаженной, хорошо скоординированной системе управления, ее адекватности внешним вызовам, слаженном взаимодействии всей технологической цепочки управления.
Литература
Авдашева С.Б., Цыцулина Д.В. , Сидорова Е.Е. Применение ключевых показателей эффективности для ФАС России: анализ на основе статистики судебных решений //Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №3; Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М.: Волтере Клувер, 2009; Андросенко И.А. Формирование российской политической элиты как фактор эффективного государственного управле- ния//Вестник государственного и муниципального управления. 2016. Т. 5. № 3; Афанасьев М. И., Шаш И. И. Инструментарий оценки эффективности государственных программ //Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3; Барциц И.Н. Международные методики оценки эффективности государственного управления //Управленческое консультирование. 2009. № 4; Барциц И. И. Эффективное управление—управление на основе права//Эффективность гос. управления в современных условиях. М.: РАГС, 2009; Барциц И.Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство //Государство и право. 2009. №3; Барциц И.Н. Показатели и критерии эффективности государственного управления. М.: РАГС, 2010; Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показате
ли, оценки//Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11; Борисов Н. И., Тюрина С. Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления//Административное и муниципальное право. 2013. №8; Борщевский Г. А. Применение количественных методов для исследования процессов реформирования государственной службы //Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №2; Борщевский Г. А. Реформирование государственной службы в зеркале бюджетных расходов//Вопросы экономики. 2016. №8; Борщевский Г. А. Коэффициенты объективной оценки эффективности государственной службы//Управленческие науки. 2016. №4; Бочарова А. К. Механизм оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. М.: НИУ ВШЭ, 2012; Букалеро- ваЛ.А., Остроушко А. В. Информационно-правовое обеспечение общественной оценки деятельности государственных органов //Административное и муниципальное право. 2015. №7; Датиев С.Б. и др. Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти: экспертная систематизация и анализ деятельности. М.: ВШЭ, 2010; Денисова О. А. Эффективность деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: критерии оценки // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. Т. 5. № 2;