Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установление нового порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в некоторой степени позволило скоординировать объем бюджетных ассигнований с качеством и объемом государственных услуг, создало стимулы для более широкого участия в предоставлении государственных услуг федеральными автономными учреждениями, способствовало оптимизации функций органов исполнительной власти. Кроме того, для достижения этой цели предполагалось:

  • осуществить реформирование системы государственного и муниципального надзора при условии сохранения необходимого уровня ядерной, радиационной, химической, промышленной и энергетической безопасности;

  • определить критерии необходимости осуществления федерального, регионального и муниципального надзора (контроля) и критерии замены контрольных (надзорных) процедур и мероприятий (включая лицензирование) декларированием, оценкой соответствия, техническим контролем и контролем со стороны са- морегулируемых организаций;

  • максимально сократить количество органов, осущест- вляющих надзор в отношении одного субъекта хозяйственной деятельности;

  • внедрить эффективные механизмы финансовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • повысить гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);

  1. повышение эффективности государственного сектора экономики с одновременным сокращением его масштабов. Состав государственного имущества должен отвечать полномочиям и функциям государства и структурным изменениям в соответствующих секторах экономики. Для достижения этой цели предполагалось сократить перечень стратегических предприятий, не подлежащих приватизации, а также завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий.

В целях повышения качества управления акционерными обществами с государственным участием была расширена практика представления интересов государства в органах управления акционерных обществ профессиональными поверенными, а также привлечения независимых директоров в органы управления;


  1. открытость государственного управления, взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом. Повышение эффективности государственного управления и преодоление коррупции в органах исполнительной власти должны в значительной степени достигаться за счет большей открытости государственного аппарата и тесного взаимодействия с организациями бизнеса и другими структурами гражданского общества. Предполагалось существенно повысить роль общественных советов и экспертных органов при федеральных органах исполнительной власти.

Даже краткий обзор основных направлений деятельности, определяющих построение эффективного государства, показывает, что одной из наиболее сложных задач становится выявление оптимальных параметров оценки осуществляемых мероприятий. Эффективность государства должна иметь четкие критерии и соответствующие методики оценки, которые бы стимулировали стремление к повышению качества государственного и муниципального управления.

Данная проблема не была в полной мере решена в ходе предыдущих этапов административной реформы. На роль универсальной методики оценки качества государственного управления в свое время претендовали разработки Института Всемирного банка, эксперты которого сыграли большую роль в научном осмыслении проблем реализации административной реформы в России. Анализ и практика их применения позволяют оценить позитивно подходы, которые были привнесены в отечественную управленческую науку, и негативно—откровенно неприемлемые в условиях России их составляющие.

В мире накоплен обширный опыт по измерению качества и эффективности государственного управления. Основную роль в научном осмыслении рассматриваемой проблемы играют эксперты международных организаций, в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда, Организации экономического сотрудничества и развития (далее— ОЭСР), международных консалтинговых компаний, в частности Price Waterhouse Coopers, Transparency International и т.д. Измерение эффективности государственного управления в Российской Федерации осуществляется на основе как международных, так и российских методик оценки.

Анализ международных источников показал наличие разных подходов к оценке эффективности государственного управления. Согласно международным исследованиям эффективность государственного управления оценивают по следующим показателям:



  • индекс человеческого развития (ИЧР);

  • показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS);

  • индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI);

  • показатели, полученные в результате всемирного обследования предприятий (WBES);

  • показатели, полученные в результате обследования предприятий в странах с переходной экономикой;

  • индекс восприятия коррупции организации «Transparency International»;

  • барометр мировой коррупции организации «Transparency International»;

  • индекс экономической свободы организации «Heritage Foundation»;

  • индекс непрозрачности, разработанный компанией «PricewaterhouseCoopers».

Индекс развития человеческого потенциала

Совокупный индекс развития человеческого потенциала, или индекс человеческого развития (ИЧР), учитывает основные показатели жизнедеятельности человека, в том числе:

  • среднюю продолжительность предстоящей жизни при рождении (долголетие),

  • уровень грамотности взрослого населения страны (2/з индекса) и совокупную долю учащихся (Уз индекса),

  • уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.

Разработана обобщенная система показателей, содержащая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития и включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

  • коэффициент дифференциации индекса образования, определяющий степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

  • коэффициент дифференциации индекса смертности как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.


Данные измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1. Затем страны ранжируются на основе этого показателя, и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению индекса. При определении рейтинга учитывается множество факторов, таких как гражданские свободы, достоинство человека, его возможность участия в общественной жизни, социальная защищенность, показатели здоровья, уровня культурного развития населения, состояние преступности, охраны окружающей среды и многие другие. Таким образом, индекс развития человеческого потенциала — интегральный показатель уровня развития человека в стране.

Стоит отметить, что, по данным ООН, за последние 25 лет большое количество стран вышли из совокупной группы с низким уровнем человеческого развития (с 62 стран с населением свыше 3 млрд человек в 1990 г. эта группа сократилась до 43 стран с населением около 1 млрд человек в 2016 г.) и что за тот же период количество стран, входящих в совокупную группу с высоким и очень высоким уровнем человеческого развития, выросло (с 47 стран и 1,2 млрд человек в 1990 г. до 84 стран и более 3,6 млрд человек в 2016 г.)2.

Информативным для понимания качества жизни в той или иной стране является индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровню образованности населения, уровню реальных доходов населения).

Конкурентоспособность страны

Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), разработанный для Всемирного экономического форума и впервые представленный в 2004 г., включает 12 критериев и представляет собой оценку 134 стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития. Оценочными критериями выступают состояние общественных институтов, инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, показатель здоровья нации и уровень начального, высшего образования и профессиональной подготовки, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, степень развития финансового рынка, технологический уровень, объем рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. В свою очередь эти базовые критерии объединены в три субиндекса: основные требования, усилители эффективности, инновации и факторы сложности.


Согласно данному рейтингу, в 2015—2016 гг. ВВП Российской Федерации сократился на 3,7% но тем не менее позиции страны оставались довольно стабильными с точки зрения ее конкурентоспособности—43-е место среди 138 стран (в 2015 г.-45-е из 144). Оценка в баллах тоже почти не изменилась (4,51), но от лидеров рейтинга Россия отстала еще сильнее.

Это отчасти является результатом укрепления фундаментальных показателей, включая качество и количество образования (подъем на шесть позиций) и инновационный потенциал (подъем на 12 позиций, хотя и с низкой базой), а также улучшения внутренней предпринимательской среды. К тому же негативные настроения на внутреннем рынке были не такими сильными, как ожидалось.

Низкие цены на традиционные товары российского экспорта влияют на экономику Российской Федерации несколько меньше, чем в других евразийских странах, уровень государственного долга остается относительно низким, а валовые национальные сбережения почти не изменились. По мнению МВФ, принятые экономические меры, такие как плавающий валютный курс, «вливания» ликвидности в банковскую систему, ограниченные фискальные стимулы и стабильность регуляторов, «смягчили потрясения, помогли восстановить доверие и стабилизировали финансовую систему».

Тем не менее колебания цен на сырьевые товары продолжают оказывать существенное влияние на российскую экономику: при резком сокращении государственных доходов и более высокой инфляции показатели макроэкономической среды в России снизились до 91-го места. Финансовый сектор страдает от более низкого притока капитала, связанного с доходами от добычи полезных ископаемых, и «квазизакрытия» международных финансовых рынков для российских компаний, что видно из сокращения доступности кредитов и венчурного капитала. Наряду с этим качество бизнес-климата в регионах сильно различается, к тому же он лучше для международных и крупнейших российских компаний и гораздо хуже для малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем существует ряд иных международных индексов оценки качества государственного управления:

  1. Показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS), который, в свою очередь, включает шесть индексов, характеризующих государственное управление:

  • «право голоса и подотчетность», с помощью которого измеряются различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Оценке подвергаются степень возможности участия граждан в выборе правительства, степень независимости прессы;

  • «политическая стабильность и отсутствие насилия», включающий группу показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной его отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смены политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов управляющих структур гражданами;

  • «эффективность правительства», который отражает качество государственных услуг, качество бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством;

  • «качество законодательства», связанный с проводимой политикой. С помощью этого индекса измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса;

  • «верховенство закона», измеряющий уровень доверия граждан к законам общества и приверженность к исполнению этих законов. Он включает показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе;

  • «контроль коррупции», отражающий восприятие коррупции в обществе, при этом коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды. Индекс учитывает разные стороны явления, начиная от частоты «дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана» и кончая влиянием коррупции на развитие бизнеса, а также существованием «большой коррупции» на высоком политическом уровне и участием элит в коррупции.