Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(BestValuePerformanceIndicators)8. Однако эти оценки не позволяют сопоставить их с практикой других стран.
Таким образом, в ряде зарубежных стран правительства осуществляют внутренние оценки качества менеджмента, которые затем используются в практике управления. Механизмы оценки качества финансового менеджмента встроены в систему исполнительной власти и являются элементами системы мониторинга и контроля9.
Обзор имеющихся способов оценки эффективности государственного управления отражает растущий интерес к данной проблеме со стороны правительственных и неправительственных организаций. Так, международные организации в большинстве случаев осуществляют межстрановые исследования, на основе которых составляются отдельные рейтинги стран по определенным показателям развития экономики, человеческого потенциала, общественных и государственных институтов и др.
Как видно из анализа международного опыта, до сих пор не сложились общие принципы оценки качественных и количественных характеристик государственного управления. Каждое исследование имеет свою специфику, это могут быть экспертные обследования, собеседования, контрольные перечни вопросов, а также фокус-группы и др. Международные организации в большей степени специализируются на экспертных опросах. Общим
признаком данных исследований является направленность на выявление субъективных мнений опрашиваемых, касающихся опыта граждан и представителей организаций. Другая проблема —несистемный, а также несистематический характер исследований, что осложняет проведение ретроспективного анализа.
На наш взгляд, в рамках межстрановых исследований эффективности государственного управления нужно отметить сложность измерения результативности и эффективности стран по одной линейке, заданной в ряде случаев одной страной или группой стран. Если же такие исследования проводятся, следует определиться с системой показателей-барометров, отражающих базовые характеристики эффективного государственного управления.
Кроме того, необходимо не только проведение рейтинговых оценок, но и дальнейший анализ управленческих систем стран с выработкой рекомендаций «лучших практик» для отдельных групп стран, схожих по ряду общих социально-экономических, политических и других признаков.
Среди показателей эффективности реализации реформы государственного управления в России особую роль играют:
Данная группа показателей включает широкий круг планируемых и проводимых обследований населения, предприятий и организаций, а также государственных служащих по вопросам, связанным с определением тех или иных характеристик деятельности органов власти. Хотя единовременные обследования подобного рода представляют интерес для выявления наиболее актуальных задач, требующих немедленного решения, для оценки прогресса реформы необходимо обеспечить определенную периодичность обследований, проводимых на основе единой методологической базы.
Необходимо отметить, что Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг. в качестве целевых ориентиров предполагала использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Насколько эффективно могут быть использованы данные показатели?
Спорную версию ответа на этот вопрос демонстрируют результаты исследования, проведенного Институтом Всемирного банка, эксперты которого сделали вывод, что за последнее десятилетие качество государственного управления в России не изменилось. Не идеализируя ситуацию в России, с подобными оценками можно согласиться, лишь обладая высокой степенью неприятия всего, что связано с Россией.
Объективность многих рейтингов действительно вызывает вопросы, а ведь рейтинги в значительной степени формируют восприятие страны международной аудиторией. Позиции государств в наиболее известных индексах и списках постоянно цитируются журналистами.
Что делать с этим неприятным для России восприятием? Можно составить альтернативный рейтинг. Эксперты предлагают пять индексов — государственность, внешние и внутренние угрозы, международное влияние, качество жизни и основы демократии. Оценки по каждому из них строятся только на статистических данных и их анализе. В результате по индексу государственности, отражающему способность к независимому существованию и самостоятельному развитию, Россия заняла 27-е место из 192 (с 7,5 балла из 10). По потенциалу международного влияния, который рассчитывался, в частности, исходя из доли экономики в мировом ВВП, наличия ядерного оружия, расходов на оборону, объема населения и количества нобелевских премий, Россия заняла 7-е место в мире. Попытка создать более объективный рейтинг, в котором Россия если не лидирует, то хотя бы не находится в нижнем кластере, заслуживает внимания, это лучший способ самоутверждения, чем простое отрицание справедливости чужих оценок.
Недостатки применяемой методики оценки качества государственного управления обусловливают необходимость выработки иных методик оценки, основывающихся на
показателях «второго поколения»10. Система показателей «второго поколения» основана на положении, что исполнительная власть функционирует в системе определенных внешних и внутренних ограничений и обладает конкретными возможностями для осуществления своей деятельности, характеризуемыми показателями процесса и показателями результативности.
К показателям государственного управления «второго поколения» отнесены:
а) формальные по горизонтали:
б) неформальные по горизонтали:
в) внутренние вертикальные (доля расходов суб национальных бюджетов в общей структуре расходов консолидированного бюджета; доходы региональных и местных бюджетов в % к ВВП);
г) внешние вертикальные (уровень грамотности населения).
а) процессы:
б) для отдельных категорий населения:
К указанным показателям могут добавляться дополнительные, например такие, как измерение временных характеристик законодательного процесса.
Очевидно, что показатели «второго поколения» более объективны и могут дать реальную картину при условии, что будут соответствующим образом скорректированы методы их оценки, да и сама оценка будет осуществляться с привлечением экспертов, представляющих весь перечень оцениваемых стран. Ибо дело не только в самих критериях, но и в способе их выработки и трактовки.
При разработке показателей «второго поколения» необходимо в большей степени использовать подходы, разработанные в рамках программы SIGMA(Программа по поддержке совершенствования государственного управления в странах Центральной и Восточной Европы) Организации экономического сотрудничества и развития, а также Общую схему оценки (CommonAssessmentFramework). Обе системы представляют собой проверенные механизмы для измерения административного потенциала и полезны для отслеживания развития этого потенциала во времени. Эти показатели используются при оценке соответствия стандартам Европейского союза положения в странах — кандидатах в члены ЕС. Ее плюс в том, что дается оценка прогресса по сравнению с первоначальным состоянием в таких областях (на национальном уровне), как:
Многочисленные исследовательские центры стремятся доработать систему оценки, сделав ее более подходящей для измерения способности государств достигать своих целевых ориентиров в рамках «целей развития в новом тысячелетии» и общих целей развития (особенно в отношении роста, направленного на сокращение бедности). Название термина наводит на мысль, что указанный набор показателей является «усовершенствованным» по отношению к показателям «первого поколения». Однако в данном случае речь идет о другом подходе к определению показателей, который опирается в меньшей степени на внешние базы данных и в большей на национальные статистические наблюдения.
Серьезный недостаток использования критериев (показателей) «второго поколения» состоит в том, что дискуссии по их структуре и применению продолжаются, поэтому до сих пор не сформирован набор исходных ориентиров, в сравнении с которыми можно измерять эффективность государственного управления. В большинстве случаев данная ситуация объясняется отсутствием обширных и надежных данных по достаточно большой совокупности стран. Уже проводились экспериментальные оценки по ряду показателей с привязкой этих оценок к успехам, достигнутым в рамках «целей развития в новом тысячелетии». Фактическая методология и результаты таких оценок могут помочь определить, насколько актуально использование подобных исходных ориентиров для проведения оценок в России. Если можно будет собрать данные для построения системы отслеживания результатов специально для России и ряда других стран в рамках сравнительного анализа, то станет возможным измерение относительных уровней прогресса, по крайней мере, по качеству государственного управления независимо от возможности применения результатов.
Как уже отмечалось, эксперты ООН оценивают уровень развития государственного управления с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Отдельные элементы этого подхода активно применяются для оценки потенциала эффективности государственной службы. В качестве предмета исследования берутся данные о состоянии кадров и кадрового резерва государственного управления в стране. Оцениваются уровень дохода, образования, продолжительность жизни, гендерный состав и прочие характеристики людей, занятых в сфере государственной службы
Таким образом, в ряде зарубежных стран правительства осуществляют внутренние оценки качества менеджмента, которые затем используются в практике управления. Механизмы оценки качества финансового менеджмента встроены в систему исполнительной власти и являются элементами системы мониторинга и контроля9.
Обзор имеющихся способов оценки эффективности государственного управления отражает растущий интерес к данной проблеме со стороны правительственных и неправительственных организаций. Так, международные организации в большинстве случаев осуществляют межстрановые исследования, на основе которых составляются отдельные рейтинги стран по определенным показателям развития экономики, человеческого потенциала, общественных и государственных институтов и др.
Как видно из анализа международного опыта, до сих пор не сложились общие принципы оценки качественных и количественных характеристик государственного управления. Каждое исследование имеет свою специфику, это могут быть экспертные обследования, собеседования, контрольные перечни вопросов, а также фокус-группы и др. Международные организации в большей степени специализируются на экспертных опросах. Общим
признаком данных исследований является направленность на выявление субъективных мнений опрашиваемых, касающихся опыта граждан и представителей организаций. Другая проблема —несистемный, а также несистематический характер исследований, что осложняет проведение ретроспективного анализа.
На наш взгляд, в рамках межстрановых исследований эффективности государственного управления нужно отметить сложность измерения результативности и эффективности стран по одной линейке, заданной в ряде случаев одной страной или группой стран. Если же такие исследования проводятся, следует определиться с системой показателей-барометров, отражающих базовые характеристики эффективного государственного управления.
Кроме того, необходимо не только проведение рейтинговых оценок, но и дальнейший анализ управленческих систем стран с выработкой рекомендаций «лучших практик» для отдельных групп стран, схожих по ряду общих социально-экономических, политических и других признаков.
Среди показателей эффективности реализации реформы государственного управления в России особую роль играют:
-
восприятие населением качества предоставляемых государственных услуг; -
восприятие престижа государственной службы; -
соотношение уровней оплаты труда в государственном и частном секторах по ключевым должностям; -
влияние мер по дерегулированию российской экономики.
Данная группа показателей включает широкий круг планируемых и проводимых обследований населения, предприятий и организаций, а также государственных служащих по вопросам, связанным с определением тех или иных характеристик деятельности органов власти. Хотя единовременные обследования подобного рода представляют интерес для выявления наиболее актуальных задач, требующих немедленного решения, для оценки прогресса реформы необходимо обеспечить определенную периодичность обследований, проводимых на основе единой методологической базы.
Необходимо отметить, что Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг. в качестве целевых ориентиров предполагала использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Насколько эффективно могут быть использованы данные показатели?
Спорную версию ответа на этот вопрос демонстрируют результаты исследования, проведенного Институтом Всемирного банка, эксперты которого сделали вывод, что за последнее десятилетие качество государственного управления в России не изменилось. Не идеализируя ситуацию в России, с подобными оценками можно согласиться, лишь обладая высокой степенью неприятия всего, что связано с Россией.
Объективность многих рейтингов действительно вызывает вопросы, а ведь рейтинги в значительной степени формируют восприятие страны международной аудиторией. Позиции государств в наиболее известных индексах и списках постоянно цитируются журналистами.
Что делать с этим неприятным для России восприятием? Можно составить альтернативный рейтинг. Эксперты предлагают пять индексов — государственность, внешние и внутренние угрозы, международное влияние, качество жизни и основы демократии. Оценки по каждому из них строятся только на статистических данных и их анализе. В результате по индексу государственности, отражающему способность к независимому существованию и самостоятельному развитию, Россия заняла 27-е место из 192 (с 7,5 балла из 10). По потенциалу международного влияния, который рассчитывался, в частности, исходя из доли экономики в мировом ВВП, наличия ядерного оружия, расходов на оборону, объема населения и количества нобелевских премий, Россия заняла 7-е место в мире. Попытка создать более объективный рейтинг, в котором Россия если не лидирует, то хотя бы не находится в нижнем кластере, заслуживает внимания, это лучший способ самоутверждения, чем простое отрицание справедливости чужих оценок.
Недостатки применяемой методики оценки качества государственного управления обусловливают необходимость выработки иных методик оценки, основывающихся на
показателях «второго поколения»10. Система показателей «второго поколения» основана на положении, что исполнительная власть функционирует в системе определенных внешних и внутренних ограничений и обладает конкретными возможностями для осуществления своей деятельности, характеризуемыми показателями процесса и показателями результативности.
К показателям государственного управления «второго поколения» отнесены:
-
Ограничения исполнительной власти:
а) формальные по горизонтали:
-
подотчетность перед законодательной властью (может измеряться, например, своевременностью и полнотой аудиторских отчетов, представляемых в законодательные органы, степенью исполнения утвержденного законодателем бюджета или показателями измерения коррупции); -
подотчетность перед судебной властью (например, процент граждан, судившихся с органами исполнительной власти (включая органы правопорядка) за последние пять лет, или процент участников судебных процессов, сообщивших о своевременном рассмотрении их дела в суде);
б) неформальные по горизонтали:
-
свобода средств массовой информации; -
профессионализм государственной гражданской службы (например, количество политических назначенцев на государственной гражданской службе, показатели измерения замещения должностей по меритократическому принципу); -
конкуренция в частном секторе (например, концентрация власти), внутригосударственный вертикальный анализ; -
бюджетная автономия субнациональных органов власти (доля расходов, доля доходов, доля налоговых поступлений), вертикальный контроль от электората; -
образование и грамотность; -
величина налоговой базы;
в) внутренние вертикальные (доля расходов суб национальных бюджетов в общей структуре расходов консолидированного бюджета; доходы региональных и местных бюджетов в % к ВВП);
г) внешние вертикальные (уровень грамотности населения).
-
Возможности исполнительной власти:
а) процессы:
-
бюджетное планирование и формирование бюджета (например, налогово-бюджетное планирование, предсказуемость и стабильность доходов, простота налогов, строгость бюджетной системы); -
нагрузка на бюджет, создаваемая занятостью в государственном секторе (например, отношение фонда оплаты труда в центральном государственном аппарате к ВВП); -
исполнение бюджета (например, денежные потоки по бюджетополучателям, среднее отклонение от утвержденных цифр по бюджетополучателям); -
материальное стимулирование на государственной службе (например, компрессия заработной платы по вертикали и горизонтали); -
численность гражданских государственных служащих; -
межбюджетные отношения (например, предсказуемость и прозрачность трансфертов и частота изменения правил осуществления трансфертов); -
администрирование доходов (например, механизмы участия налогоплательщиков / третьих лиц в формулировании политики доходов), эффективность деятельности;
б) для отдельных категорий населения:
-
предпринимателей (например, бюджетная неустойчивость, непредсказуемость политической стратегии, предсказуемая судебная власть, экономическая нейтральность налогообложения, индекс инвестирования денежных средств (contract intensive money), издержки на открытие нового дела, количество отдельных процедурных действий, необходимых для открытия бизнеса); -
налогоплательщиков (например, справедливость, определенность, издержки, связанные с соблюдением налогового законодательства); -
тяжущихся в суде (например, количество отдельных процессуальных действий, которые необходимо совершить для взыскания просроченного долга или для выселения арендатора); -
граждан (например, уважение, которым пользуются в обществе госслужащие, восприятие обществом уровня коррупции в системе государственной службы, процент граждан, опасающихся роста преступности); -
получателей услуг (например, качество предоставления услуг, частота отключения электричества, а также такие показатели, как среднее время ожидания получения конкретных услуг и оценка качества полученных услуг).
К указанным показателям могут добавляться дополнительные, например такие, как измерение временных характеристик законодательного процесса.
Очевидно, что показатели «второго поколения» более объективны и могут дать реальную картину при условии, что будут соответствующим образом скорректированы методы их оценки, да и сама оценка будет осуществляться с привлечением экспертов, представляющих весь перечень оцениваемых стран. Ибо дело не только в самих критериях, но и в способе их выработки и трактовки.
При разработке показателей «второго поколения» необходимо в большей степени использовать подходы, разработанные в рамках программы SIGMA(Программа по поддержке совершенствования государственного управления в странах Центральной и Восточной Европы) Организации экономического сотрудничества и развития, а также Общую схему оценки (CommonAssessmentFramework). Обе системы представляют собой проверенные механизмы для измерения административного потенциала и полезны для отслеживания развития этого потенциала во времени. Эти показатели используются при оценке соответствия стандартам Европейского союза положения в странах — кандидатах в члены ЕС. Ее плюс в том, что дается оценка прогресса по сравнению с первоначальным состоянием в таких областях (на национальном уровне), как:
-
государственная служба; -
управление разработкой и реализацией политики; -
управление государственными расходами; -
контроль за международными финансовыми операциями; -
внешний аудит; -
государственные закупки.
Многочисленные исследовательские центры стремятся доработать систему оценки, сделав ее более подходящей для измерения способности государств достигать своих целевых ориентиров в рамках «целей развития в новом тысячелетии» и общих целей развития (особенно в отношении роста, направленного на сокращение бедности). Название термина наводит на мысль, что указанный набор показателей является «усовершенствованным» по отношению к показателям «первого поколения». Однако в данном случае речь идет о другом подходе к определению показателей, который опирается в меньшей степени на внешние базы данных и в большей на национальные статистические наблюдения.
Серьезный недостаток использования критериев (показателей) «второго поколения» состоит в том, что дискуссии по их структуре и применению продолжаются, поэтому до сих пор не сформирован набор исходных ориентиров, в сравнении с которыми можно измерять эффективность государственного управления. В большинстве случаев данная ситуация объясняется отсутствием обширных и надежных данных по достаточно большой совокупности стран. Уже проводились экспериментальные оценки по ряду показателей с привязкой этих оценок к успехам, достигнутым в рамках «целей развития в новом тысячелетии». Фактическая методология и результаты таких оценок могут помочь определить, насколько актуально использование подобных исходных ориентиров для проведения оценок в России. Если можно будет собрать данные для построения системы отслеживания результатов специально для России и ряда других стран в рамках сравнительного анализа, то станет возможным измерение относительных уровней прогресса, по крайней мере, по качеству государственного управления независимо от возможности применения результатов.
Как уже отмечалось, эксперты ООН оценивают уровень развития государственного управления с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Отдельные элементы этого подхода активно применяются для оценки потенциала эффективности государственной службы. В качестве предмета исследования берутся данные о состоянии кадров и кадрового резерва государственного управления в стране. Оцениваются уровень дохода, образования, продолжительность жизни, гендерный состав и прочие характеристики людей, занятых в сфере государственной службы