Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Развитие широких интересов к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека, важными для человека. Развитие осмысленности восприятия.
Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:
- знать название предмета, его частей и деталей;
- уметь обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;
- уметь узнавать предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;
- уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом.
Развитие потребности, интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений. Формирование рациональных и эффективных способов зрительного рассматривания изображений: обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, актуализация воспринимаемых признаков.
Формирование представлений о предметах и объектах действительности с формированием целостных, детализированных, осмысленных образов, развитие способности устанавливать родовые, причинно-следственные связи. Развитие опыта актуализации представлений в познавательной деятельности. Совместного с взрослым обогащение опыта обсуждения, какой предмет на ощупь, по форме, звучанию, величине, по твердости, цвету, на что похож.
Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: формирование действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный) и др. Развитие моторики рук, кистей, пальцев: формы движений и действий, силы, ловкости, выносливости. Развитие зрительно-моторной координации, как операционального компонента познавательной деятельности.
Повышение способности действовать по подражанию.
Расширение знаний о предметном мире в его многообразии, обогащение опыта предметных игр, знакомство с предметами действительности, малодоступными детям для повседневного использования, слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности: «Первая книжка» В. Калинкина, «Птенчик» В. Мелковской, «Зайчик», «Зима прошла» М. Клоковой, «Пес» А. Барто, «Кабачок» И. Белякова.
Обогащение опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация.
Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей
Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед и др.), игры (предметная игра, ролевая игра и др.), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмысления своего места, своих возможностей.
Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности
Развитие интереса к рассматриванию книг и картинок (предметные, сюжетные изображения).
Обогащение опыта конструирования (разные виды).
Расширение опыта дидактических игр, развивающих предметность восприятия.
Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред типа:
- действия по назначению с раскрасками, трафаретами;
- игры и действия с природным материалом (выкладывание, сортировка, заполнение емкостей и др.);
- создание отпечатков и др.
Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций
Развитие чувства нового, развитие познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта действий с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.
Развитие устойчивого интереса к слушанию литературных произведений, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.
Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.
Развитие интереса к пространству и движению в нем. Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо (например, у кого какая чашка?), к кому-либо (например, кто где играет?), к происходящим событиям (например, расскажи, что сейчас происходит в зале). Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.
Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, к книгам, к цветным предметам, объектам разной фактуры, величины, слушанию аудиоматериалов (музыки, детских литературных произведений и песенок, звуки и шумы мира) c проявлением радостного, положительного отношения к воспринимаемому.
Формирование предметно-практических умений и навыков (трудовых, познавательных, коммуникативных, двигательных) c развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.
Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.
Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности
Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Обогащение опыта диалогической (разговорной) речи в форме беседы в ситуациях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».
Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции взрослого и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана-алгоритма (алгоритм обследования, алгоритм действий) деятельности (познавательная, исследовательская, труд, игра). Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.
Формирование навыков зрительного, практического контроля своих действий в процессе деятельности и в оценке их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности (горизонтальный и/или вертикальный компонент) предмета(ов) деятельности, тактильно-осязательной локализацией деталей с концентрацией зрительного внимания и др.
Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений «схема тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке «от себя»: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре и т. п.; при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда и т. п. (на слух, по заданию в деятельности), развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы: верхние левый, правый; нижние левый, правый края. Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельно пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.
Повышение общей и зрительной работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах, активности в жизнедеятельности, обогащение опыта самовыражения в творческой деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельности. Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением, на чередование движений пальцев и кистей рук, умение выполнять заданные движения пальцами (пальчиковая гимнастика), развитие общей скоординированности, обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма.
Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе
Развитие наглядно-действенного мышления, повышение способности к анализу и синтезу, формирование умений детального и последовательного сравнения предметов восприятия. Развитие понимания причинно-следственных связей. Развитие основ словесно-логического мышления.
Развитие умений и обогащение опыта описания, пересказывания, рассказывания.
Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа.
Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия.
Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений выполнять обследовательские действия осязания как способа получения информации. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.
Формирование образов букв, развитие устойчивой способности к пространственной дифференциации «зеркальных» букв, формирование умений печатания. Развитие умений выполнять графические задания на клеточном и линейных полях.
Развитие культуры зрительного труда: умение соблюдать гигиену очков, использование подставки под книгу; кратковременное приближение объекта восприятия к глазам для рассматривания мелких деталей без задержки дыхания; умение выполнять упражнения для глаз (на снятие утомления, на расслабление), после продолжительной зрительной работы на близком расстоянии, произвольный перевод взора вдаль; регуляция осанки в процессе выполнения графических заданий.
Виды детской деятельности
Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением познавательного развития слабовидящего дошкольника:
- познавательно-занимательная деятельность на образовательных и коррекционно-развивающих занятиях с развитием восприятия, формированием представлений;
- занятия в сенсорной комнате;
- двигательная деятельность с развитием «схемы тела», моторного поведения, освоением траекторий, амплитуды, пространственно-временной характеристики движений рук, кисти, пальцев, их пространственных положений;
- познавательно-ориентировочная деятельность в пространстве Организации: «предметные экскурсии» в помещениях и на участке;
- продуктивная деятельность: конструирование, рисование, лепка, аппликация;
- наблюдения в условиях тематических прогулок;
- слушание чтения детских литературных произведений;
- труд в быту, ручной труд, труд в природе;
- игры на развитие зрительного восприятия;
- физические упражнения на осанку, моторику рук.
Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией познавательного развития слабовидящего дошкольника:
- спонтанные игры: предметные; с дидактическими, музыкальными игрушками; дидактические, сюжетно-ролевые; в сенсорном уголке;
- самообслуживание, культурно-гигиеническая деятельность;
- спонтанная познавательно-исследовательская деятельность;
- речевая деятельность: участие в беседах, обсуждениях;
- рассматривание книг, картинок, фотографий;
- спонтанная продуктивная деятельность;
- спонтанная двигательная деятельность;
- деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая в соответствии с сезоном и сезонными явлениями, игровая, коммуникативная (свободное общение).
2.2.2.3. Речевое развитие
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий:
- для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы;