ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе

Тема:

Поэтическая тетрадь. С. А. Есенин «Черемуха»

Автор:

Волкова Ирина Ивановна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 413 г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район

Введение

Данная методическая разработка направлена на решение следующих педагогических задач: создание условий для ознакомления с образными средствами языка; формирование умения и навыка выразительного чтения, развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения; воспитание интереса к предмету и культуре общения.

Решение данных задач является актуальным для уроков литературного чтения.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности, речевая разминка, создание проблемной ситуации, работа с незнакомыми словами, нахождение в тексте стихотворения художественных средств выразительности языка, использование презентации, прослушивание стихотворения в исполнении актёра на фоне музыки, составление синквейна – всё это вызывает интерес школьников.

Именно на таком материале учащиеся осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; учатся строить связное высказывание из нескольких предложений по теме, задавать вопросы, что способствует решению коммуникативных задач.

Материал урока позволяет учащимся осмыслить настроение лирического произведения С. Есенина, понять назначение изобразительно-выразительных средств в произведении, учит понимать и чувствовать окружающую природу.

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с образными средствами языка; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения, используя эпитеты; развитию и обогащению речи, внимания, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. А. Есенина «Черемуха»;

научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности

Метапредметные:

познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/неудовлетворительность своей работы на уроке; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: строят связное высказывание из нескольких предложений по теме, задают вопросы

Личностные:

осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина;

понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении


Образовательные ресурсы: аудиофайл mp3 (256 kbps) Черемуха – Сергей Есенин; презентация; учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс (часть 2)




Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Мотивирование к учебной деятельности


Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

- Проверим готовность к уроку.

- Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра:

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи.

2. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания.(Тест)

2. Речевая разминка

3. Создание проблемной ситуации

3. Постановка учебной задачи и ее решение


Проводит проверку домашнего задания в виде теста по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина» (Приложение 1)

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. (Слайд 2)

Никакое искусство не достигнет природы.

- Как вы ее понимаете?

- Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой).

- Прочитайте строки из стихотворения, вы их знаете и легко сможете продолжить.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

(Слайд 3)

-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу.

Назовите автора. (Это строки Сергея Есенина) (Слайд 4)

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен,

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

Сергей Есенин

Всей России встают черты… (Н. Браун)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого замечательного поэта. Есенина называют «певцом русской природы». В конце урока мы должны ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна его стихов.

Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах.

А еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны.А писать он начал рано - в девять лет.  Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.  (Слайд 5, 6)

- Отгадайте загадку:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)
- Вы догадались какая будет тема нашего урока?

- Именно так называется стихотворение С. А. Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

- С помощью опорных слов поставим учебную задачу:

1.Познакомимся… (с произведением С. А. Есенина «Черемуха»)

2.Научимся… (выразительно читать) (Слайд 7)

Повторяют изученный материал. Выполняют тест.
Читают выразительно.
Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формируют учебную задачу.



Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу задания

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.


Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают информацию.

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.


Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют, делают выводы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Решение частных задач

1.Подготовка к восприятию произведения

2.Вторичное чтение и первичный анализ

Словарная работа.

.

3.Анализ лирического стихотворения

5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме урока

1.Выборочное чтение.

2.Обобщение изученного материала

3.Выразительное чтение.

Дифференцированное задание


7.Рефлексия.

Подведение итогов

Первичное знакомство со стихотворением

- Стихотворение Есенина «Черемуха» мне очень понравилось своей красотой. Прослушайте стихотворение в исполнении актера. (Слайд 8)

- Понравилось вам это стихотворение?

- О чём оно?

- Какое настроение поэта вы почувствовали? (Слайд 9)

- Это лирическое стихотворение отражает душевное состояние поэта и его настроение.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение «Черемуха». Отметьте непонятные слова.

  • проталинка – место, где растаял снег и появилась земля.

  • медвяная (имеющая вкус и запах мёда)

  • пряная (с острым, ароматным запахом)

  • гремучая – шумная, издающая громкие звуки

  • вкрадчиво – осторожно, доверительно.

  • обдает – окатывает водой, обливает со всех сторон

  • круча – обрыв.

(Слайды 10, 11)

- Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина, мы проанализируем это стихотворение.

- Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились? (Ответы детей)

- Какой вы представляете себе черемуху? (большая, белая, вся в цвету, очень нарядная и ее красота покоряет).

- Какой день? (ясный, солнечный).

- Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).

- А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).

- Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

- Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

- Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное)?

- Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование).

- Молодцы!

- С какой целью автор написал это стихотворение? (Слайд 12)

-Ещё раз обратимся к содержанию стихотворения. – Какие литературные приемы использовал Есенин?

- Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание.

-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (Эпитеты)

- Для чего нужны эпитеты?

- Найдите в стихотворении сравнение. Почему автор использует такое сравнение?

- Найдите метафоры (перенос значений на основе сходства).

- О ком можно сказать, что она завила кудри? Почему так говорится в стихотворении?

- Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? Как называется этот прием? (олицетворение)

- Итак, какие приемы использует Есенин, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?
- Как нужно читать это стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? Какая музыка подходит к этому произведению?

- Ребята, кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

-Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

-Молодцы, у вас хорошо получилось!

- Это стихотворение положено на музыку, и мы с вами его обязательно послушаем.

1. Вставьте пропущенные слова.

(Приложение 2)

2.Составьте синквейн к слову «черемуха», используя опорные слова.

(Приложение 3)

- Удалось ли вам почувствовать весну, работая над стихотворением?

- Давайте ответим на вопрос, почему Есенина называют «Певцом русской природы»? в чем тайна его стихов?

- Помните: «Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза)

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.
Читают произведение.

Работают с толковым словарем (слайд презентации)


Работают со стихотворением.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, проводимого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Высказывают предположения.

Внимательно читают, задают уточняющие вопросы.

Определяют смысл понятий.


Отвечают на вопросы.

Работают самостоятельно, используют полученные в ходе работы знания

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения

В своих стихах поэт ярко, красочно и просто рисует образ природы, создает неповторимый мир чувств, переживаний, красоты, тем самым делая нас добрее и внимательнее к окружающему миру.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Осуществляют контроль по результату.

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Планируют и оценивают учебные действия

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы

Строят монологические высказывания. Формулируют свое мнение и позицию, делают выводы.

Строят монологические высказывания

Владеют навыками выразительного чтения. Слушают собеседника.

Формулируют свое мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Домашнее задание


- Домашнее задание: выучить стихотворение С. Есенина «Черёмуха».

Можно нарисовать к стихотворению иллюстрацию.

Записывать домашнее задание







Спасибо за урок!









Список использованной литературы:

А. А. Бондаренко, В. И. Усачева, В. А. Трегубова, С. С. Сергеева, С. А. Цветкова, Н. В. Лободина. Технологические карты уроков по учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого (Литературное чтение, УМК «Школа России»). 3 класс.- Волгоград, изд. «Учитель» 2017

С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого («Школа России»). 3 класс.- М.: ВАКО, 2020

Учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс (часть 2)