ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе
Тема:
Поэтическая тетрадь. С. А. Есенин «Черемуха»
Автор:
Волкова Ирина Ивановна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 413 г. Санкт-Петербург, Петродворцовый район
Введение
Данная методическая разработка направлена на решение следующих педагогических задач: создание условий для ознакомления с образными средствами языка; формирование умения и навыка выразительного чтения, развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения; воспитание интереса к предмету и культуре общения.
Решение данных задач является актуальным для уроков литературного чтения.
Мотивирование учащихся к учебной деятельности, речевая разминка, создание проблемной ситуации, работа с незнакомыми словами, нахождение в тексте стихотворения художественных средств выразительности языка, использование презентации, прослушивание стихотворения в исполнении актёра на фоне музыки, составление синквейна – всё это вызывает интерес школьников.
Именно на таком материале учащиеся осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; учатся строить связное высказывание из нескольких предложений по теме, задавать вопросы, что способствует решению коммуникативных задач.
Материал урока позволяет учащимся осмыслить настроение лирического произведения С. Есенина, понять назначение изобразительно-выразительных средств в произведении, учит понимать и чувствовать окружающую природу.
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с образными средствами языка; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения, используя эпитеты; развитию и обогащению речи, внимания, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением С. А. Есенина «Черемуха»; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности | Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/неудовлетворительность своей работы на уроке; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: строят связное высказывание из нескольких предложений по теме, задают вопросы | Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении |
Образовательные ресурсы: аудиофайл mp3 (256 kbps) Черемуха – Сергей Есенин; презентация; учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс (часть 2) |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1. Мотивирование к учебной деятельности | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. - Проверим готовность к уроку. - Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Приветствуют учителя Организуют рабочее место | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. |
2. Актуализация опорных знаний 1. Проверка домашнего задания.(Тест) 2. Речевая разминка 3. Создание проблемной ситуации 3. Постановка учебной задачи и ее решение | Проводит проверку домашнего задания в виде теста по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина» (Приложение 1) Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. (Слайд 2) Никакое искусство не достигнет природы. - Как вы ее понимаете? - Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой). - Прочитайте строки из стихотворения, вы их знаете и легко сможете продолжить. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром… (Слайд 3) -Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора. (Это строки Сергея Есенина) (Слайд 4) В этом имени — слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен, Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: Сергей Есенин — Всей России встают черты… (Н. Браун) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого замечательного поэта. Есенина называют «певцом русской природы». В конце урока мы должны ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна его стихов. Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах. А еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны.А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. (Слайд 5, 6) - Отгадайте загадку: Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черемуха) - Вы догадались какая будет тема нашего урока? - Именно так называется стихотворение С. А. Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. - С помощью опорных слов поставим учебную задачу: 1.Познакомимся… (с произведением С. А. Есенина «Черемуха») 2.Научимся… (выразительно читать) (Слайд 7) | Повторяют изученный материал. Выполняют тест. Читают выразительно. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формируют учебную задачу. | Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу задания Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают информацию. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. Решение частных задач 1.Подготовка к восприятию произведения 2.Вторичное чтение и первичный анализ Словарная работа. . 3.Анализ лирического стихотворения 5.Физкультминутка 6.Продолжение работы по теме урока 1.Выборочное чтение. 2.Обобщение изученного материала 3.Выразительное чтение. Дифференцированное задание 7.Рефлексия. Подведение итогов | Первичное знакомство со стихотворением - Стихотворение Есенина «Черемуха» мне очень понравилось своей красотой. Прослушайте стихотворение в исполнении актера. (Слайд 8) - Понравилось вам это стихотворение? - О чём оно? - Какое настроение поэта вы почувствовали? (Слайд 9) - Это лирическое стихотворение отражает душевное состояние поэта и его настроение. -Прочитайте самостоятельно стихотворение «Черемуха». Отметьте непонятные слова.
(Слайды 10, 11) - Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина, мы проанализируем это стихотворение. - Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились? (Ответы детей) - Какой вы представляете себе черемуху? (большая, белая, вся в цвету, очень нарядная и ее красота покоряет). - Какой день? (ясный, солнечный). - Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь). - А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри). - Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая). - Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок). - Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное)? - Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование). - Молодцы! - С какой целью автор написал это стихотворение? (Слайд 12) -Ещё раз обратимся к содержанию стихотворения. – Какие литературные приемы использовал Есенин? - Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (Эпитеты) - Для чего нужны эпитеты? - Найдите в стихотворении сравнение. Почему автор использует такое сравнение? - Найдите метафоры (перенос значений на основе сходства). - О ком можно сказать, что она завила кудри? Почему так говорится в стихотворении? - Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась) - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? Как называется этот прием? (олицетворение) - Итак, какие приемы использует Есенин, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать? - Как нужно читать это стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? Какая музыка подходит к этому произведению? - Ребята, кто хочет прочитать стихотворение выразительно? -Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства. -Молодцы, у вас хорошо получилось! - Это стихотворение положено на музыку, и мы с вами его обязательно послушаем. 1. Вставьте пропущенные слова. (Приложение 2) 2.Составьте синквейн к слову «черемуха», используя опорные слова. (Приложение 3) - Удалось ли вам почувствовать весну, работая над стихотворением? - Давайте ответим на вопрос, почему Есенина называют «Певцом русской природы»? в чем тайна его стихов? - Помните: «Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза) | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. Читают произведение. Работают с толковым словарем (слайд презентации) Работают со стихотворением. Взаимодействуют с учителем во время опроса, проводимого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Высказывают предположения. Внимательно читают, задают уточняющие вопросы. Определяют смысл понятий. Отвечают на вопросы. Работают самостоятельно, используют полученные в ходе работы знания Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения В своих стихах поэт ярко, красочно и просто рисует образ природы, создает неповторимый мир чувств, переживаний, красоты, тем самым делая нас добрее и внимательнее к окружающему миру. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Планируют и оценивают учебные действия Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы Строят монологические высказывания. Формулируют свое мнение и позицию, делают выводы. Строят монологические высказывания Владеют навыками выразительного чтения. Слушают собеседника. Формулируют свое мнение и позицию Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Домашнее задание | - Домашнее задание: выучить стихотворение С. Есенина «Черёмуха». Можно нарисовать к стихотворению иллюстрацию. | Записывать домашнее задание | |
| Спасибо за урок! | | |
Список использованной литературы:
А. А. Бондаренко, В. И. Усачева, В. А. Трегубова, С. С. Сергеева, С. А. Цветкова, Н. В. Лободина. Технологические карты уроков по учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого (Литературное чтение, УМК «Школа России»). 3 класс.- Волгоград, изд. «Учитель» 2017
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого («Школа России»). 3 класс.- М.: ВАКО, 2020
Учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс (часть 2)